указанием на бытие Бога, содержит признание религиозной потреб-
ности в природе человека. "Тобою человек, отличенный честию, как
животное разумное, получил в удел мысль о Божестве"4, - восклицает
в своей "Песни Боту" Григорий Богослов (ок. 330 - ок. 390). Человек,
согласно христианской антропологии, содержит "задаток богосоз-
нания". Душа его рассматривается как "христианка по природе". "Ве-
302
дение о бытии Божием, - писал Иоанн Дамаскин (ок. 675 - 753), -сам Бог насадил в природе каждого"5.
Главными моментами традиционной христианской концепции
онтогенеза были учение о сотворении индивидуальной бессмертной
души Богом в момент зачатия, учение о ее воплощении, соединении
с телом, наследуемым от родителей, учение об эмбриональном
развитии и рождении существа, .наследующего вместе с человеческой
природой и первородный грех, и т. д. Эти представления вступили в
противоречие с современными концепциями онтогенеза человека* По-
этому теологи-модернисты рассматривают человека как единое и це-
лостное существо. К. Ранер (1904 - 1984), например, понимал
онтогенез индивида как естественный процесс, в котором через
вторичные причины действует творческая воля Бога. Поэтому
родители являются, по его мнению, причиной целостного человека,
включая и его душу, но это не порождение ими или передача однажды
сотворенной Богом души, но ее творение имплицитно действующей
силой Бога, опосредованной воздействием биологических, психо-
логаческих и социокультурных факторов.
Теологический и философский смысл этого учения состоит в том,
чтобы представить онтогенез человека в качестве доказательства или,
по крайней мере, указания на бытие Бога. Краткая формулировка та-
кого "антропологического аргумента" гласит: "Человек - доказатель-
ство бытия Бога" или "доказательство существования Бога -
со-человечносгь". Отправным пунктом этой аргументации избирается
опыт, в котором раскрывается специфика человеческого существо-
вания, и обретение этого опыта в онтогенезе. Богу в конечном счете
адресовано заложенное в структуре человеческого существования и
формирующееся в онтогенезе так называемое "базисное доверие" -
восходящая к единству с матерью и опыту первого года жизни ус-
тановка индивида к миру, уверенность в его стабильности* Мать, по
мысли теологов, представляет для ребенка превосходящую ее и обра-
щенную к нему любовь Бога.
Духовность - субъективность, самосознание, создание общечело-
веческих ценностей, идеалов, самосовершенствование - представляет
собой важнейшую определенность человека, относительно самостоя-
тельную реальность его бытия. Теологами духовность человека
понимается не только как особая, хотя и неразрывно связанная с те-
лом, реальность и не только как идеальное, объективированное в куль-
туре, но как самосущее бытие, бессмертная душа. Наличие у человека
духовных - познавательных, эстетических, нравственных,
религиозных - потребностей интерпретируется ими как прирожденное
человеку стремление к абсолютному духу - Богу.
Становление деятельной сущности человека означает и в фило-
генезе (происхождении рода), и в онтогенезе (становлении индивида)
формирование новых, сравнительно с животными, социальных потреб-
303
ностей. Они выступают и как духовные потребности: человек
ориентируется на нравственные, познавательные, эстетические,
религиозные ценности, им руководят общественные интересы, идеалы,
которые нельзя вывести из его биологической природы и которые в
этом смысле предстают как "сверхприродные", обозначаются как "ду-
ховные". Однако социальная деятельная сущность человека, его сво-
бода, духовность не противостоят природе абсолютно, а становление
человека не предполагает бытия самосущего духа, оторванного от
развития природы. Человек становится человеком, обретает свою субъ-
ективность, духовность в практике и общении, в активном преобра-
зовании мира и создаваемых им самим общественных институтов,
смыслов, значений, символических систем.
Танатология и Эсхатология Танатология (греч. thanatos - смерть) и эсхатология (греч. eschatos - последний) явля-
ются существенными аспектами религиозного мировоззрения.
Основной вопрос этих учении о смерти и последних вещах, событиях
за ее порогом с предельной отчетливостью сформулирован в библей-
ской книге Иова "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?"
(14:14).
В настоящее время значение танатологии и эсхатологии в
религиозном мировоззрении повышается настолько, что многие бого-
словы специально разрабатывают "теологию смерти", эсхатологическое
доказательство бытия Бога. Они переосмысливают традиционную эс-
хатологию, доктрину о бессмертной душе и о смерти как разделении
этой сущности с телом. Это учение, признают они, игнорирует "серь-
езность смерти, которая означает конец всему, что мы есть"6. Сред-
невековое христианское учение о смерти и загробной жизни
представляется им несовместимым с современным пониманием смерти
как естественного конца жизни7. Традиционное учение заменяется
концепцией перехода целостного человека в запредельное состояние,
которое для посюстороннего наблюдателя представляется уничто-
жением и небытием. В то же время некоторые христианские теологи
готовы принять восточные учения о перевоплощениях душ. Большое
распространение получают спиритические учения о загробных мирах
и возможностях контакта живых людей с душами умерших,
С целью обоснования учения о загробной жизни богословы
анализируют наблюдения, сделанные медиками в процессе помощи
умирающим людям, свидетельства людей, побывавших в состоянии
клинической смерти. В числе психологов, занимающихся проблемами
психотерапевтической помощи умирающим, внимание теологов осо-
бенно привлекает Э. Кюблер-Росс, автор многочисленных книг, пос-
вященных этой теме. В одной из них - "О смерти и умирании"8 -
она описала стадии развития отношения к смерти у человека, узна-
ющего о своей неизлечимой болезни и приближающемся конце.
304
Большинство таких людей проходят стадии "отказа", "озлобления",
"торговли", "депрессии" и в итоге, если сохраняется ясное сознание,
они приходят к "принятию" смерти. Эта последняя стадия осмысляется
Э. Кюблер-Росс как результат предшествовавшего духовного развития
человека, достижение им высшей зрелости. Она даже озаглавила одну
из своих книг "Смерть: финальная стадия роста". Э. Кюблер-Росс и
многие использующие ее концепцию теологи утверждают, что в
умирании и смерти человек обретает финальный мистический опыт,
достигает полного духовного созревания. Опираясь на собственные на-
блюдения за умирающими, рассказы об опыте умирания и внетелес-
ного существования, собранные в получившей широкую известность
книге Р. Моуди "Жизнь после жизни"9 и других подобных источниках,
Э. Кюблер-Росс приходит к выводу о реальности загробного сущест-
вования и перевоплощения душ. Если у человека есть силы принять
собственную смерть, считает она, если он способен оценить свое
умирание как духовное возрождение, то его сущность является ду-
ховной и его личность способна существовать после смерти.
Примем во внимание, что многие психотерапевты считают описан-
ные Э. Кюблер-Росс стадии свидетельствующими не о духовном росте
и предчувствии встречи с высшей реальностью, но о погружении в
депрессию, да и теологи признают, что утверждения об опыте загроб-
ного существования никак не могут быть проверены. Переживания,
о которых рассказывают после реанимации некоторые пациенты, не
относятся к ситуации бесповоротной биологической смерти, т. е.
смерти в полном смысле слова, а реанимация не может рассматривать-
ся как воскрешение. Видения же у таких людей психологи уподобляют
снам, измененным состояниям сознания.
С 60-х годов в качестве экспериментального подтверждения пос-
мертного существования привлекаются и результаты применения для
облегчения страданий безнадежно бальных людей так называемых
"психоделических" препаратов. Проводившие подобные опыты медики
и психологи Ст. Гроф и Дж. Галифакс попытались интерпретировать
переживания пациентов как воспоминания об "эмбриональном" сос-
тоянии, эпизоды из жизни предков и даже как данные в пользу пред-
ставлений о жизни после смерти10. По мнению Ст. Грофа,
психоделический опыт обнаруживает аналогии с рассказами людей,
реанимированных из состояния клинической смерти, находящихся в
гипнотическом трансе, в полнот сенсорной изоляции, в ситуациях пре-
дельных стрессов и т. п. Во всех этих случаях, полагает психолог,
активируются матрицы бессознательного. В качестве центрального
спускового механизма данного процесса в случае клинической смерти
выступает кислородное голодание и накопление в тканях углекислоты,
поражающей в первую очередь клетки коры головного мозга, которые
способны функционировать после остановки сердца еще около 10 мин
305
за счет запаса растворенного в крови кислорода. В этих условиях, как
полагает Ст. Гроф, происходит активация матриц бессознательного,
что и переживается как "обратное прокручивание жизни", прохож-
дение через рождение и путешествие души. Теологи полагают, что
это может соответствовать и некой реальности перехода в потусто-
роннее существование. В то же время многие психологи считают, что
вызывающие подобные переживания психические комплексы могут
быть сформированы социокультурным наследованием, трансляцией ар-