хаического мировосприятия, которое встраивается в структуру
личности независимо от ее воли и незаметно для нее. Описания пре-
бывания в загробном мире дублируют или перестраивают картины су-
ществования в земном мире.
Теологи, признающие невозможность верифицировать в опыте
суждения о бессмертии души, пытаются найти обходные пути обос-
нования загробного существования. Известный богослов и философ Дж.
Хик выдвинул "эсхатологический" способ верификации личного бес-
смертия и бытия Бога: подтверждением веры в потустороннее бытие
для человека явится только само потустороннее бытие. Такой способ
обоснования истинности содержания религиозных представлений
встречает многочисленные возражения. Построенное в форме парадок-
са, это обоснование представляет собой тавтологию. Попытка
верифицировать идею бессмертия в потустороннем опыте человека на-
тыкается на неразрешимую проблему сохранения самоидентичности
личности после ее реального конца. К тому же допущение, что са-
моидентичность личности и характеристики земного опыта сохранятся
при переходе в запредельное состояние, отменяет запредельность этого
состояния, и наоборот.
Смерть - суровая реальность, и серьезное отношение к ней не поз-
воляет игнорировать ее трагизма. Реальная ограниченность человече-
ского существования во времени, осознание своей смертности
способны, однако, претвориться в позицию ответственности за свою
жизнь, осмысленного отношения к своему времени. Понимание смерти
как необходимого момента жизни и ее развития не снимает стремления
человека к совершенствованию и сохранению ценностей. Человечество
может стремиться к продлению до максимальных границ своего су-
ществования и жизни каждой личности. В истории человечества бес-
смертие обретает реальное значение как сохранение смысла,
результатов человеческой деятельности в культуре и в грядущих поко-
лениях людей. Социальный аспект бессмертия личности состоит в том,
что она вливает свой труд в труд всех предшествующих поколений,
сохраняется в транслируемом последующим поколениям опыте, в ма-
териальных и духовных творениях. Поэтому призванием и назна-
чением каждого человека является развитие способностей и
306
деятельность, в которой вопроизводится и расширяется созданная че-
ловечеством культура, утверждается будущее человечества.
Глава XXIV
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Успехи естественных наук и опирающиеся на них достижения
техники очевидны и впечатляющи. Благодаря научно-техническому
прогрессу сблизились страны и континенты, складывается целостное
мировое торгово-хозяйственное пространство, растет понимание того,
что все народы живут в едином доме под названием Земля. Однов-
ременно развитие науки и техники дало в руки человечеству такие
мощные силы, неразумное обращение с которыми может привести к
уничтожению жизни на Земле в результате термоядерного конфликта
или экологического кризиса. На различных региональных конгрессах,
симпозиумах и других встречах ставится и обсуждается вопрос о том,
почему развитие естественных наук и техники может приводить к пос-
ледствиям, неблагоприятным для человека. Представители
религиозных организаций, отвечая на этот вопрос, усматривают глав-
ную причину в мировоззренческих ориентациях науки и ученых, в
обособлении науки от религиозного мировоззрения и, следовательно,
считают, что кардинальное разрешение этих проблем может быть
достигнуто тогда, когда наука станет органической частью религиозно-
ip мировоззрения, как это было в прежние времена. Так, в журнале
Московской патриархии можно прочитать: "Во времена средневековья
отношение человеческого общества к природной среде было связано
с христианским аскетизмом, с чувством ответственности за тварь,
страждущую по вине человека..."1
Развитие Накопление практических знании об окружа-
естественнонаучных знаний ющем мире на заре истории происходило в рамках религии в рамках мифологического, а затем повсеме-
стноутвердившегося и господствовавшею
религиозного миропонимания. Эмпирически найденные наиболее эф-
фективные приемы охоты, обработки земли и создания орудий закреп-
лялись авторитетом религии как данные свыше установления.
Выделение умственного труда первоначально осуществлялось в системе
религии, и ее институты - храмы, монастыри - становились также
местом хранения и накопления знаний, их фиксации в письменных
источниках. История культуры свидетельствует, что древние
цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали боль-
шое количество математических, астрономических, медицинских и
других знаний, которые были включены в различные виды религиозно-
307
го мировоззрения. Как свидетельствуют историки, именно на жрецах
Древнего Египта лежала обязанность оповещать о разливах Нила.
Медицинские рецепты, содержащиеся в книгах, написанных в
тибетских монастырях, ожидают своей всесторонней научной экс-
пертизы. Даже эмпирические приемы труда, например плавка и обра-
ботка металлов, сопровождались, а иногда и переплетались с
религиозными обрядами. У многих народов до недавнего времени
сквозь века сохранялось отношение к кузнечному делу как к чему-то
обязательно связанному с "высшими" силами.
Теоретическое сознание как оперирование понятиями, идеями (а
это необходимое условие возникновения науки) также первоначально
формировалось в рамках религиозного мировоззрения. Первой обла-
стью науки как теоретического знания историки считают математику
и ее формирование связывают с пифагорейской школой. В пифаго-
реизме понятие числа приобретает особый метафизический статус, и
проникновение в природу числа могло мыслиться как особый путь
постижения сущности мира. Число превращалось в идеальный объект,
что оказалось предпосылкой формирования математики как науки.
Чтобы стать объектом теоретического сознания, число первоначально
должно было сакрализоваться, превратиться в объект почитания2. В
средние века в рамках схоластики развивались логические знания. Не
только математика, логика, но и астрономия, медицина и пр. как осо-
бые отрасли духовного производства возникали и функционировали
в системах религиозного мировоззрения. Формирующаяся наука, соз-
давая понятийные системы, образует и свой теоретический мир,
отличающийся от того, который предстает перед обыденным соз-
нанием. Одновременно она вырабатывает и набор таких особых тре-
бований, которые призваны отделить ее от других форм духовной
деятельности.
Конфликты религии Пока формирующаяся наука, ее понятий и
и науки идеи, например в математике, астрономии,
медицине, носили сакрализованный характер,
оснований для конфликтов не возникало, поскольку знания о природе
вписывались в 'картину мира, составляющую часть религиозного
мировоззрения. Они стали проявляться в резкой и отчетливой форме
тоща, когда религии, особенно религии Откровения, полностью сак-
ралшовали картину мира, а наука, постепенно вырабатывая свои ме-
тоды познания, начинала подвергать сомнению важные
конструктивные элементы этого миропонимания. Особую остроту
взаимоотношения религии и науки приобрели в XVII - XVIII вв. По
мнению американского протестантского теолога Г. Грина, отношения
религии и науки складывались таким образом, что о них можно было
написать несколько томов, озаглавленных "История войны науки и
христианской теологии"3. Один из таких конфликтов возник вокруг
308
созданной Н. Коперником гелиоцентрической системы движения пла-
нет. Хотя сам автор предложил ее как наиболее простой способ
исчисления пасхалий; объективно она подрывала представление о Зем-
ле как неподвижном центре Вселенной. За пропаганду гелиоцентриче-
ской системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в
Риме в 1600 г. Дж. Бруно. Г. Галилея заточили в тюрьму и вынудили
публично отречься от поддержки гелиоцентрической системы. Непро-
сто было теологам согласовать библейскую идею творения Богом Все-
ленной ради "венца творения" - человека, оказывающегося на
рядовой планете Солнечной системы, к тому же расположенной на
краю Галактики.
Хотя сочинение Н. Коперника находилось в Индексе запрещенных
книг до 20-х годов XIX в., его идеи распространялись. Открытые в
XVII в. и примененные затем для объяснения движения планет законы
механики, закон всемирного тяготения уже не воспринимались в ка-
честве новой ереси. Сам создатель небесной механики И. Ньютон (1643
- 1727), будучи христианином, считал свое открытие вполне сов-
местимым с христианством. Гелиоцентрическая система укоренялась
в сознании естествоиспытателей, и теология вынуждена была
примириться с этим. Сформулированная во второй половине XVIII в.
гипотеза И. Канта и П. С. Лапласа (1749 - 1827) о возникновении
Солнца и планет из вращающегося раскаленного газового облака в
изменившейся культурной атмосфере уже не вызывала резкой реакции
церкви, хотя и отвергалась ею.
В своем объяснении мира идеал классического естествознания тре-
бует исходить из того, что существуем, религия же; исходит из того,
что то, что существует, имеет и смысл. Этому идеалу соответствовало
представление мира в форме бесконечной причинно-следственной
связи явлений, т. е. такой их совокупности, которая, рассмотренная
в целом, причины вне себя иметь не может.
Одним из существенных аспектов сформировавшегося в XVII -
XVIII вв. классического естествознания было исключение из числа ка-