в квантовой физике процесс наблюдения решающим образом влияет
на наблюдаемую систему, многие фундаментальные понятия в науке
оказываются часто связанными с "каркасом отношений наблюдателя".
Кроме того, ученый сам выбирает, что и как изучать. Поэтому факты
в известной степени, как полагает X. Ролстон, являются продуктом
теоретических установок ученого - они никогда не приходят сами по
себе, "голыми", а всегда "фильтруются" через теоретические конст-
рукции. Ученый "конструирует сети, с которыми он рыбачит, и его
улов есть частично функция этой сети"15.
Теологи все же признают, что наука дает нам объективное знание
о мире, что в целом она не субъективна, а скорее персональна, она
выдерживает попытки фальсифицировать ее, успешно объясняет фак-
ты, генерирует подтверждаемые опытом предсказания. От субъ-
ективизма науку во многом предохраняет то, что ученый работает не
один, а в научном сообществе.
Многие теологи сегодня настаивают на том, что полное адекватное
постижение действительности возможно только при условии
объединения религиозного и научного путей ее познания; религия и
наука должны не противоречить друг другу, а развиваться в гармонии.
Для обоснования этой возможности используется принцип до-
полнительности, выдвинутый Н. Бором (1885 - 1962) в 1920-х годах
для истолкования познавательной ситуации, возникшей в квантовой
механике. Признается возможность построения единой целостной
картины мира на основе синтеза науки и религии. Для реализации
этой задачи следует избегать крайностей - соблазна фиксировать
прежде всего их сходство и забывать о различиях или, наоборот, аб-
солютизировать эти различия. Папа Иоанн Павел II подчеркивает, что
единство религии и науки, к которому стремится христианство, вовсе
не означает их идентичности. "Напротив, единство всегда предполагает
316
несходство и интеграцию его элементов. Каждый из его членов должен
стать не меньше, а больше себя в динамическом взаимообмене, ибо
единство, в котором один из элементов редуцируется к другому, явля-
ется деструктивным, ложным в его обещании гармонии и гибельным
для интеграции его компонентов. От нас требуется быть единым це-
лым. От нас требуется стать друг другом"16.
Глава XXV
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Всякая система мировоззрения вырабатывает свои принципы
понимания не только природы, но также общественных явлений. Со-
временные знания об обществе воплощаются в целом ряде специаль-
ных наук, изучающих различные социальные подсистемы, включая их
историю и современное состояние. Различные виды религиозного
мировоззрения также содержат систему знаний об обществе.
Отражение врелигиях История человечества - это одновре знаний об обществе менно история различных форм общественного устройства. Каждое исторически существовавшееустойчивое сообщество людей располагало своей оригинальной
религией, в которой выражалось понимание природы, происхождения
и характера данного сообщества. В сменявших друг друга исторических
религиях нашел свое отражение длительный процесс общественного
развития: общественное разделение труда, появление власти и госу-
дарсгв, образование классов и сословий. Дошедшие до нашего времени
письменные и устные религиозные мифы разных народов (вавилонские
и древнеегипетские, древнегреческие и древнееврейские, народов древ-
ней Индий и Южной Америки) служат важным источником для
исторического познания образа жизни и общественной организации на-
родов и государств далекого прошлого. При всем разнообразии
различных религий в них можно отметить и сходные принципы объяс-
нения общественных процессов и институтов.
Уже в родоплеменных религиях складывается представление об
обществе как общности людей, имеющей кровнородственные отно-
шения и ведущей свое начало от единого мифического предка, в ка-
честве которого выступали разнообразные тотемы, а впоследствии -
и легендарные личности. С именем такого предка связывалось уста-
новление обычаев и традиций, правил и норм общения. В мире пер-
вобытного человека, населенном множеством духов, демонов,
жизненные успехи или неудачи также объяснялись не столько
личными качествами, сколько покровительством или кознями тех или
317
иных существ. Впоследствии, с появлением наследственных вождей,
а затем и образованием государств эти представления не исчезают,
они входят составными частями в усложняющиеся народностно-госу-
дарственные религии. Правители рассматриваются как "избранники"
Бога, как находящиеся под его особым покровительством или даже
(например в Древнем Египте) как живые боги. Разделение людей на
сословия, на бедных и богатых объяснялось взаимодействием, заслу-
гами или виной предков данного сословия перед богами. Брахманы
были жрецами, кшатрии - воинами, вайшьи - земледельцами, ско-
товодами, торговцами. Обязанностью шудр было служить "дважды
рожденным" и быть слугами. В иудаизме и в христианстве деление
на сословия долгое время объяснялось ссылкой на библейский рассказ
о сыновьях Ноя.
Религиозные источники содержат сведения о конкретных действиях
тех или иных правителей, о действовавших законах и установлениях.
Одновременно самим правовым нормам придавался сакральный харак-
тер, они рассматривались как проявление воли богов. В средние века
в христианской Европе, в странах распространения ислама господст-
вовало мнение, что в Откровении содержатся все конкретные
предписания относительно общественных порядков, устройства и ха-
рактера власти, отношений господина и слуги, должника и заимодавца,
семейных отношений и т. д. Иначе говоря, не только природа, но и
конкретные формы власти, государства, правовые нормы выводились
из Священного Писания. Наиболее последовательные религиозные
мыслители идеалом общественного устройства объявляли теократиче-
ское государство, где высшая власть принадлежит служителям
религии, а религиозные предписания и нормы являются одновременно
и нормами права.
Процесс секуляризации общества утвердил иной взгляд на обще-
ство, согласно которому общественное устройство стало рассматривать-
ся как деятельность самих людей. Так, во второй половине прошлого
века немецкий теолог X. Э. Лютардт писал: "Право составляет
произведение истории, выражение исторически осуществившихся отно-
шений народов... Государство есть историческим путем происшедший
правовой организм народной жизни"1.
Процесс секуляризации знаний об обществе проявился, как видим,
в том, что религиозные источники перестали рассматриваться как сво-
его рода пособия по конкретному устройству общества. Экономические
отношения, построение государственных структур, политика, правовые
нормы признаны сферой проявления социальной активности самих лю-
дей, не выводятся непосредственно из божественных предписаний. Это
не означает, что проблемы общества перестали занимать значительное
место в религиозном мировоззрении, просто основное внимание пере-
местилось на проблемы собственно мировоззренческие, касающиеся
принципов объяснения общественных явлении, движущих сил обще-
318
ственных изменений. Н. А. Бердяев в 20-х годах писал: "Власть го-
сударственная имеет религиозную первооснову и религиозный исток,
имея в виду не конкретные формы проявления власти, но их природу.
Онтология власти исходит от Бога"2 .
Основные принципы Отличительная черта религиозною мировоз-
религиозного понимания зрения в подходе к пониманию общества
общества состоит в том, что общественные явления рассматриваются в контексте единого, уста-
навливаемого свыше миропорядка. Н. А. Бердяев этот тезис
сформулировал так: "Основы человеческого общества заложены в бо-
жественном миропорядке"3. Это означает, что принципы и черты
религиозного миропонимания, такие, как креационизм,
провиденциализм, телеология, выступают одновременно и принципами
объяснения общества и его функционирования. Поскольку общество
мыслится встроенным в космический миропорядок, понимание обще-
ства зависит от того, каким представляется этот миропорядок. Так,
в христианстве и исламе, где Бог творит весь мир и человека, общество
оказывается подчиненным предвечному Божьему замыслу, а создание
общества начинается с сотворения первого человека - Адама, наде-
ленного свободной волей.
Грехопадение, приведшее к поврежденности грехом всего рода че-
ловеческого, и выступает началом человеческой истории, само же
общество, происходящие в нем события, рассматриваются как стол-
кновение отдельных человеческих воль, в силу своей греховности ук-
лоняющихся от путей, предначертанных свыше. Но за этими
столкновениями усматривается проявление божественного предначер-
тания, провидения: строение общества, общественные отношения,
взаимоотношения народов и сословий, исторические события и изме-
нения выступают как реализация промысла Божьего.
Провиденциализм, промысел Божий, означает, что Бог не только сот-
ворил мир и человеческое общество, но и постоянно присутствует в
нем, направляя общественные события и судьбы людей согласно пред-
вечному Божественному плану. В качестве проявлений присутствия
Бога в мире, его промыслительной деятельности обычно ссылаются на
знамения, пророчества, чудесные явления.
Понимание промысла Божьего, его границ и пределов было и оста-,
ется предметом теологических дискуссий. С одной стороны,
провиденциализм понимался как абсолютная подчиненность каждого