рамках которого определяются позиции церкви по отношению к зло-
бодневным социальным проблемам. Все более глубоко утверждается
мнение о неплодотворности в рамках религиозного понимания обще-
ства резкого противопоставления небесного и земного, священного и
мирского. Известные представители католической философии, сто-
ронники концепции "интегрального гуманизма" высказываются за пра-
во выбора людьми любых мировоззренческих позиций, призывают к
диалогу с представителями различных вероисповеданий и с атеистами.
Основой объединения усилий является признание важнейшей за-
дачей социальной деятельности обеспечение достойных человека ус-
ловий существования, права каждого человека пользоваться благами
цивилизации, иметь доступ к культуре и образованию. Представители
разных мировоззрений разделяют мнение о значении производства,
развития экономики для преодоления разрыва между бедностью и бо-
гатством как в масштабах одной страны, так и в отношениях между
странами.
Глобальные проблемы современности, такие, как сохранение
цивилизации в ядерный век, защита среды обитания, охрана здоровья
и др., объединили представителей различных религиозных и не-
религиозных мировоззрений. Мысль о том, что благо человека, соз-
дание достойных условий его полноправной материальной и духовной
жизни должно быть главной целью практических усилий, - эта мысль
все более утверждается в системах различных мировоззрений, и
достижение этой цели совместными усилиями важнее, чем мировоз-
зренческие различия.
Глава XXVI
НРАВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И НЕРЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Проблема источника С традиционной религиозной точки зрения
общественной морали мораль дарована человеку свыше, ее основные
нормы и понятия сформулированы непосред-
ственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди дол-
жны неукоснительно следовать им. Так, согласно Ветхому Завету,
11 * 323
пророк Моисей получает на горе Синай от Бога готовый кодекс нрав-
ственного поведения - скрижали (каменные плиты) с заповедями
(Декалог). В Новом Завете Богочеловек Иисус Христос лично
обращается к народу с нравственными поучениями (Нагорная
проповедь). В исламе пророк Мухаммед получает этические
наставления через ангела Джебраила от самого Аллаха и передает их
правоверным и т. п. Для верующих людей мораль предстает как свод
вечных и неизменных повелений или же таких императивов,
изменения в которые может вносить только высшая божественная
сила, т. е. как религиозная мораль. При таком понимании без и вне
религии мораль появиться не может, и подлинная нравственность без
религии не существует. Отсюда выводится и жесткая зависимость:
"много религии - много морали" либо, напротив, "мало религии -
мало морали".
Как показывают исследования в области этики и ряда других наук, нравственные отношения коренятся в обществе, имеют собственный источник возникновения, развития и совершенствования, "произрастают" из гущи человеческих отношений, складываются между людьми в их социальной и личной жизни и отражают реальную практику человеческого общежития.
На заре человечества постепенно формирующаяся в обществе ме
тодом "проб и ошибок", в условиях постоянной борьбы за выживание система запретов, предписаний и обычаев стала реальной основой возникновения собственно нравственных норм, морали. Окончательная дифференциация сфер духовной жизни (нравственной, художественной, преднаучной, религиозной и пр.) произошла уже в классовом обществе. В условиях господства религиозного способа мышления многие эти сферы, в том числе и мораль, выступали в соответствующей форме.
Особенности религиозной Содержание религиозной морали задасоморали ется ответствующим религиозным сознанием, она имеет сложное строение, включает рад аспек-
тов. Существенная особенность религиозной морали - "удвоение"
нравственных обязанностей. Основные установки религиозной морали ориентируют человека на два объекта, на две группы ценностей: "земные" и "небесные", человеческие и сверхчеловеческие. При этом земные реалии человеческого существования, нравственные обязанности людей друг .перед другом и обществом оказываются подчинены задачам религиозного служения.
Библейское десятисловие (десять заповедей, открытых Моисею на горе Синай), например, состоит как бы из двух частей. Первые четыре заповеди касаются отношений человека с Богом. В них отстаиваются принципы единобожия, запрещается поклонение другим богам ("не делай себе кумиров", "не поклоняйся им") и "напрасное" ("всуе") произнесение имени Бога, указывается на необходимость соблюдения
324
такого ритуально-культового предписания, как почитание дня субботы,
"чтобы святить его" (Исх. 20:8). Все эти обязанности поставлены в
десятисловии на первое место, и лишь затем идут шесть остальных
заповедей, нормирующих отношения между людьми. В религиозных
системах морали нравственные.обязанности перед Богом считаются ве-
дущими, основными.
Отсюда вытекает еще одно отличие религиозной морали, связанное
со своеобразием критерия нравственного поведения. С религиозной
точки зрения фундаментальным требованием истинно нравственного
поведения является его принципиальное соответствие религиозным
императивам и догматам.
Важное место в системе религиозной морали занимают социаль-
но-корпоративные (сословные и пр.) идеи и представления, отража-
ющие и выражающие позиции различных общественных слоев и групп.
Религиозная мораль не "надсоциальна", социально-корпоративное со-
держание и наполнение религиозно-нравственных требований в
различные исторические эпохи оказываются совершенно неоднород-
ными. Одни и те же императивы религиозной морали способны вы-
ражать самые различные общественные позиции. В
религиозно-этических учениях обнаруживаются материалы, фрагмен-
ты, высказывания, представляющие трудно соединяемые, трудно со-
четаемые, на первый взгляд, позиции. Сравним, например, императив
библейского текста перековать "мечи свои на орала, и копья свои -
на серпы" (Исх. 2:4) с другим библейским требованием - "перекуйте
орала ваши на мечи и серпы ваши -на копья" (Иоил. 3:10).
Разумеется, проблему нельзя свести лишь к сопоставлению цитат.
Библия соединила, собрала в себе многочисленные идеи, отражающие
взгляды самых различных слоев населения, проявившиеся в разные
периоды истории. Необходимо учитывать конкретно-исторические ус-
ловия формирования тех или иных религиозно-нравственных поло-
жений, принимая во внимание, что в них своеобразным,
специфическим способом получили освящение некоторые реальные
стороны бытия людей. Известный евангельский призыв "не заботьтесь
о завтрашнем дне", наблюдая "птиц небесных: они не сеют, ни
жнут..." и "полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут"
(Мф. 6:26, 28, 34) выражал, с одной стороны, неприятие угнетенными
(в первую очередь рабами) своего незавидного состояния и необ-
ходимости работать на угнетателей. С другой - в этом лозунге про-
явилось и презрительное, пренебрежительное отношение к труду как
таковому, бытовавшее среди римского плебса той эпохи (требовавшего
"хлеба и зрелищ"). В другом, не менее известном новозаветном изре-
чении - "кто не работает, пусть не ест" - нашло выражение критиче-
ское отношение к праздному образу существования высших слоев
рабовладельческого государства. Библия соединила и как бы "урав-
325
няла" эти разнородные по своему содержанию и духу фрагменты, отра-
жающие различные социально-этические настроения и ориентации.
В иных уже исторических условиях старые религиозные формы
способны наполниться новым социально-нравственным смыслом и быть
выдвинуты на передний план, оказываясь центральными и значимыми
в глазах приверженцев тех или иных социальных движений. Так, в
контркультурных молодежных поисках 60-х - начала 70-х годов XX
в. активно воспроизводились раннехристианские положения о "птицах
небесных" и "лилиях полевых". В этом, в частности, проявлялось
неприятие контркультурой прагматической морали "отцов", на-
целивавших на "успех" в предпринимательской деятельности. В самой
же протестантской версии христианства с начала ее появления освя-
щение приобретала именно капиталистическая практика накопления
богатства. Подобное осмысление труда как первого закона Бога сов-
мещалось в протестантской этике (особенно в пуританстве) с не-
гативным отношением к "нищим". Они объявлялись бездельниками и
недостойными в этическом плане людьми.
В религиозной морали имеется ряд простейших и важнейших норм
нравственности, выработанные поколениями людей этические цен-
ности, принципы социального общежития, размышления и наблюдения
над вечными моральными проблемами, правила отношении с природ-
ным окружением и т. д., а главное - решение таких вопросов, как
"зачем человек живет на свете?", "в чем смысл жизни?", "что есть
добро и зло?". В религиозных формах человечество тысячелетиями на-
капливало и развивало понятия о милосердии, утешении, сострадании,
воздаянии, долге и других существеннейших нравственных импе-
ративах и принципах человеческой жизни. Эти императивы, нормы,
ценности, наблюдения в системе религиозной морали получают
специфическую интерпретацию, приобретают значение богоданных.
К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести
внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы,