другой стороны, она обеспечивает и конформное отношение к миру (как
к творению Бога). Культ, насыщенный образами искусства, призван
создать впечатление присутствия "неземного" мира в посюстороннем,
земном.
Как и в любом искусстве, в религиозном искусстве смысловым цен-
тром является эстетический идеал. В отличие от нерелигиозного он
направлен к выявлению божественного начала, вдохновляется
религиозным сюжетом. Поскольку в традиционных религиях его кон-
центрированным выражением выступает богослужение, соответствие
его требованиям и составляет основу оценок прекрасного с ортодок-
ззз
сально-религиозных позиций. Тип мифа предопределяет эстетические
оценки в той или иной религиозной системе. Так, искусство, связанное
с буддийским культом (например, буддийские иконы или маски),
оценивается христианином в русле вероучения его собственной
религии; правоверный мусульманин отвергает ренессансную живопись
на религиозные темы; для старообрядца православные иконы, написан-
ные в XVIII - XX вв., неприемлемы в силу их несоответствия канонам
древнерусской живописи, сложившимся к середине XVII столетия.
Канон в Каноном (греч. -- норма, правило) в церковном искусстве церковном искусстве является свод
твоческие возможности обязательных положений, касающихся хода богослужения и его эстетического оформления. Он предписы-
вает тип архитектурного решения храма (как его внешние формы, так
и организацию внутреннего пространства), порядок расположения сю-
жетов изобразительного искусства (стенописи и икон), содержание,
последовательность песнопений и театрализованных действий священ-
нослужителей и паствы и т. д. Например, в искусстве иконописания
русской православной церкви с XVI столетия существуют "Лицевые
и толковые подлинники", определяющие основные приемы написания
того или иного образа святого, равно как и икон на иные христианские
сюжеты ("двунадесятые праздники" и т. д.). Свои канонические нормы
имеет искусство, связанное с иудаистским, исламским, индуистким и
буддийским богослужениями; эти нормы имеют национально-
региональные особенности.
Канон выступает мерой в оценке эстетического по критериям, вы-
работанным религиозными организациями в конкретно-исторических
условиях. В соответствии с целями культа формируются предпочтения
при отборе художественных решений. Так, шутка, смех (и карикатура,
шарж, искусство скомороха как театрализация комической стороны
жизни) исключаются из сферы церковно-значимых ценностей (в пра-
вославии) или получают статус второстепенных, вспомогательных ком-
понентов (в европейском средневековом искусстве). Условность граней
общественной жизни, подмечаемая в этих художественных формах,
не согласовывалась с незыблемостью и четкостью церковного канона.
Многообразный и духовно богатый процесс эстетического освоения
действительности, простиравшийся далеко за пределы церкви, "обсту-
пал" ее; частично он получил отражение и преломление в решениях,
признанных церковью каноническими. Формализуя условия творче-
ства художников, работавших для церкви, канон сосредоточивал их
усилия на решениях, эстетически заметно отличавшихся при внешней
схожести композиции, цветовой гаммы, живописного ритма, мелодии,
архитектурной формы. Корни этих отличии - в исторических, фило-
софских, нравственных, социально-политических и правовых ситу-
ациях эпох, отраженных искусством сквозь призму канонов и
334
религиозных установок. Эстетические принципы художника склады-
вались и развивались в поисках решений, отвечавших духовным пот-
ребностям времени, в котором доминирующее религиозное сознание
интегрировало разноплановые общественные проблемы. Темы высокого
предназначения и трагедии материнства (каноны Богоматери с мла-
денцем), заступничества и милосердия ("Христос с предстоящими",
"Николай Мирликийский предотвращает казнь" и др.), самопожерт-
вования по имя единства земли русской ("Борис и Глеб"), торжества
гармонии над раздором и хаосом ("Троица") развивались древне-
русскими иконописцами в многочисленных вариациях.
Патриотические идеи составили смысловой центр композиций "Пок-
рова Богородицы", ассоциировались с иконой "Казанской Богоматери";
они же вдохновляли создателей Покровского храма (Василия Блажен-
ного) и храма Христа Спасителя. Сходные процессы протекали в му-
зыкальном и литературном творчестве Древней Руси. Духовное
содержание произведений, признанных церковью каноническими, про-
является за рамками богослужения - в городских архитектурных ан-
самблях, музеях, выставках, концертах. Тем самым подтверждается
мысль об относительной самостоятельности художественного начала по
отношению к религиозно-культовому.
Поистине бесценны многие памятники художественной культуры,
созданные на темы и сюжеты мировых и многих национальных
религий. Мы встречаем их в архитектуре и в изобразительном искус-
стве (фреска, мозаика, икона, картина, скульптура, мелкая пластика),
в инструментальной и хоровой музыке, сольном исполнении (а также
в их сочетаниях), в искусстве драмы (выразительное чтение, взаимо-
действие священнослужителей и верующих при "исполнении"
религиозных текстов, строгий порядок "сценария" богослужения), в
орнаменте, художественном шитье и т. д. В каждой религии произве-
дения этих видов и жанров искусства взаимодополняют друг друга,
обеспечивая эстетико-психологическое сопровождение религиозной
проповеди и культовых действий.
Вместе с тем музеи, хранящие произведения религиозного искус-
ства, архитектурные ансамбли, включающие и здания культового на-
значения, концертные залы, где звучат сочинения, написанные для
церкви или на религиозные темы, позволяют, особенно в сопостав-
лении с искусством, прямо входящим в систему культа, выявить такую
сторону искусства, как полифункциональность . Она определяется
прежде всего различием формальных и содержательных особенностей
искусства. Если первые обусловлены сюжетом, символической
атрибутикой и внешними особенностями образов художественного
произведения, то вторые - спецификой воплощения идейного замысла
художника и функциональным назначением произведения. При этом
335
сам замысел, его реализация, равно как и общественное место (а
значит, и смысл художественного решения), зависят от социально-
исторического контекста эпохи, когда оно создавалось. Соответствен-
но, произведение религиозного искусства несет информацию о тех
общественно-идейных ситуациях, к которым оно относится; воплощая определенное нравственно-эстетическое, философское, политическое и религиозное содержание, оно вызывает идейные и эмоциональные ас-
социации как у современников, так и у представителей последующих
поколений. В свою очередь, "аудитория", воспринимающая произве-
дение, концентрирует внимание на его формальных либо содержатель-
ных сторонах, может выбрать ту или иную их "пропорцию". Так,
"Троица" Андрея Рублева воспринималась современниками художника
с точки зрения содержания как неотъемлемая принадлежность храма;
ныне посетители Третьяковской галереи видят в ней эстетический иде-
ал русского средневековья на рубеже XIV - XV столетий, наиболее
глубоко воплотивший в конкретно-исторической форме общечелове-
ческое стремление к гармонии, миру и красоте.
Взаимодействие образов Подобное смещение акцентов возможно
религиозного искусства не только в диапазоне исторического времени, нос духовным миром личности и в пределах современности. Разные люди могут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного искусства в его преимущественно эс-
тетическом, нравственном, философском, политическом, историчес-
ком, религиозном значениях. Духовное развитие личности, смена ее
интересов и установок видоизменяют восприятие художественного
образа в течение индивидуальной жизни. Структурно организованная
система линейных, объемных, цветовых или звуковых компонентов,
составляющих с внешней точки зрения художественное произведение, воспринимается человеком, принадлежащим к определенной культуре, имеющим сложившиеся или "размытые" мировоззренческие установки, известный объем знаний и навыков (в том числе и в сфере эмоциональных отношений), профессиональные и личностно-окрашенные интересы, самооценки, амбиции и притязания. В этой психологической среде каждый раз при восприятии произведения искусства осуществляется "со-творчесгво": художественный образ становится достоянием внутреннего мира личности6. Богословские представления о природе и назначении религиозного искусства направляют этот процесс сотворчества преимущественно в русло создания,
активизации и закрепления религиозных ассоциаций и переживаний.
Однако процессы создания произведений религиозного искусства, пере-
дачи, развития и обогащения его традиций, освоения их содержания
в социальной памяти, равно как информационное и эмоциональное
336
взаимодействие с ними наших современников, более широки и мно-
гоплановы, чем религиозные интерпретации этого искусства.
Тенденции эволюции Секуляризация ослабляет, как известно, религиозного искусства духовное и организационное в условиях секуляризации искусство. Ряд его видов и жанров раз
вивается в соответствии с потребностями светской
культуры (балет и комедия, симфонические и концертные сочинения
в музыке, цирк, кинематограф и т. д.); в других сокращается "сектор"
церковных заказов (архитектура, живопись, скульптура). Менее опре-