Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 99 из 104)

И если представители Возрождения заложили теоретические осно-

вы свободы вероисповедания, то Реформация стала практическим вы-

ражением их устремлений. В 95 тезисах М. Лютера мы найдем, по

существу, обобщение всех тех требований, которые предъявляла

оппозиция церкви: свобода совести, беспрепятственное распростра-

нение Священного Писания, свободы религиозных союзов, вольная

проповедь. А принимая во внимание, что требование свободы

практической деятельности было важнейшим требованием "третьего

сословия", лозунги свободы вероисповедания предстают как первые

политические, буржуазно-демократические требования свободы слова,

собраний, печати, совести. Закономерным продолжением движения Ре-

формации стали ранние буржуазные революции, прокатившиеся по

Европе: в Швейцарии, Англии, Голландии, Швеции, Дании; рево-

люции, закрепившие право на свободу религиозной совести.

В новое время среди мыслителей все чаще обосновывается требо-

вание свободы личности в выражении своих взглядов. Свободная

личность связывается со следованием не религиозным догмам, но разу-

му, который способен адекватно познавать мир. Соответственно,

344

ставится и вопрос о свободном государстве, одной из функций которого

должно быть предоставление гражданам возможности развивать

принадлежащую им по естественному праву свободу мысли и свободу

слова. Именно такие идеи выражал Б. Спиноза. В его "Богословско-

политическом трактате"16 "показывается, что в свободном государстве

каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает".

Если же "эта свобода может быть подавлена и люди могут быть так

обузданы, что ничего пикнуть не смеют, иначе как по предписанию

верховных властей, все-таки решительно никогда не удастся добиться,

чтобы люди думали только то, что желательно властям". Согласно Б.

Спинозе, "каждый по величайшему праву природы есть господин своих

мыслей". Б. Спиноза осознавал необходимость свободы суждений в

обществе для успешного развития его духовности: "Эта свобода в вы-

сшей степени необходима для прогресса наук и искусств, ибо последние

разрабатываются с успехом только теми людьми, которые имеют сво-

бодное и ничуть не предвзятое суждение".

В защиту веротерпимости выступили также английские философы

XVII - XVIII вв. Так, Т. Гоббс требовал отделения высшей школы от

церкви, организации обучения на основе разума. Против распростра-

нения церковной власти на гражданские дела выступил Дж. Локк,

полагавший, что государство должно обеспечить свободу, а религия

- дело совести каждого гражданина. Дж. Локк требовал отделения

церкви от государства. Значительное влияние на развитие представ-

лений о свободе совести в XVIII в. оказал А. Коллинз. В сочинении

"Рассуждение о свободомыслии" А. Коллинз выдвинул тезис: "Каж-

дый... должен свободно думать о вопросах, связанных с религией"17.

Но наиболее радикальными проводниками идеи свободы совести в

XVIII в. были французские просветители. "Истинная терпимость и сво-

бода мысли -вот действительные противоядия против религиозного

фанатизма"18, - писал П. Гольбах. Он полагал, что разумное государ-

ственное устройство с просвещенным государем способно обеспечить

счастье и свободу людей. Обращаясь к законодателям, П. Гольбах

писал: "Если ваш народ в силу привычки дорожит иллюзиями, раз-

решите смелым людям вести просветительную работу и подрывать

власть фанатизма. Уравните секты, не вмешивайтесь никогда в их без-

различные для вас раздоры... Предоставьте каждому гражданину рас-

суждать по-своему, если только действия его всегда согласуются с

разумом"19. И далее: "Пусть государи предоставят своим подданным

свободу мысли... пусть они позволят каждому мечтать и фан-

тазировать, как ему вздумается, лишь бы доведение человека отвечало

законам морали и государства" . Французские просветители защищали

право каждого человека мыслить по-своему, обладать индивидуальной,

непохожей на другие, духовной жизнью. "Отчет о своей вере я должен

дать только самому себе, - писал Гельвеции. - Никакой государь,

никакой поп не может преследовать меня за мнимое преступление -

345

за то, что я думаю не так, как они... От природы я получаю право

думать и говорить то, что думаю"21.

Под влиянием теории естественного права прогрессивные деятели американского гуманизма Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин, Дж.Медисон (1751 - 1836) подготавливают билль "Об установлении

религиозной свободы" и "Декларацию независимости".

Претворение в жизнь идеалов гражданского общества сопровож-

далось насилием и различными ограничениями по отношению к

церкви. Например, "Акт о супремации", принятый в Англии в 1534 г.,

включал в себя требование закрытия монастырей и часовен,

конфискации монастырского имущества, а священнослужителей, пре-

пятствующих выполнению этого акта, объявлял вне закона.

Особой антиклерикальной направленностью отличалась Француз-

ская буржуазная революция. В ходе ее проводились многочисленные

антирелигиозные мероприятия, сопровождавшиеся закрытием храмов,

принуждением епископов и священнослужителей публично отказы-

ваться от сана и присягать на верность республике и конституции.

Священнослужители, проявившие лояльность по отношению к рес-

публике, получали содержание за счет государства, а по отношению

к тем, кто поддерживал монархию, применялись насилие и репрессии.

История европейских буржуазных революций показывает, что чем

позже они свершались, тем более радикально решались проблемы се-

куляризации общественных отношений, утверждения принципов сво-

боды вероисповедания. В значительной мере такая ситуация

объяснялась участием раннепролетарских слоев в революционных про-

цессах. Их антиклерикализм был близок к отрицанию религии вообще.

Накануне Парижской коммуны в защиту свободы совести, понима-

емой и как свобода выражения атеистических взглядов, выступили

французские социалисты и революционные демократы, при этом

многие из них были агрессивно настроены по отношению к религии.

"Атеизму рекомендуют благоразумно замаскироваться и изменить

свою вывеску. Нет! Никаких масок! - писал О. Бланки в 1880 г. -

Пусть атеизм водрузит свои лозунги как можно выше, пусть он откры-

то наносит пощечины своему врагу, предрассудку, сыну и отцу

убийства"22. В обнародованном бланкистами в 1869 г. "Манифесте сво-

бодомыслящих" содержались такие слова: "Свободомыслящие призна-

ют и провозглашают свободу совести, свободу критики, человеческое

достоинство... Они требуют, чтобы на всех ступенях обучение было

бесплатным, обязательным, исключительно светским и ма-

териалистическим"23. Одновременно с этими требованиями в

"Манифесте" содержались положения, по существу, противоречащие

подлинной свободе совести: ставилась задача уничтожения ка-

толицизма "всеми средствами, совместимыми со справедливостью,

включая революционное насилие..."

Парижская коммуна в апреле 1871 г. приняла декрет об отделении

346

церкви от государства, где утверждалось: "первым принципом Фран-

цузской республики является свобода", а "свобода совести есть важ-

нейшая из всех свобод". В соответствии с этим предлагалось отделить

церковь от государства, отменить бюджет культов, передать церковную

собственность в распоряжение нации24. Затем было принято решение

коммуны о подготовке проекта декрета о бесплатном, обязательном

и исключительно светском образовании25.

По мере совершенствования общественных отношений, расширения

объема демократических прав и свобод в развитых государствах Ев-

ропы и Америки свобода совести стала рассматриваться не только как

свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеж-

дений и на свободное проявление своего отношения к религии.

Глава XXIX

СВОБОДА СОВЕСТИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Особенности развития Русь, приняв христианский вариант

представлений Византии, еще длительное время оставалась

о свободе совести под влиянием языческих воззрений, которые

своеобразно включались в православное веро-

учение. Вместе с византийским вариантом христианства была

воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям. Ис-

тория оставила немало свидетельств о том, как вмешивались в дела

церкви Александр Невский (1220 - 1263), Дмитрий Донской (1350 -

1389) и другие князья, направляя ее деятельность на укрепление соб-

ственного авторитета и государственной независимости. Формирование

государственности на Руси сопровождалось движением к цент-

рализации власти и одновременно созданием единой церковной струк-

туры. Различные толкования христианского вероучения порождали

многочисленные ереси, с которыми православная церковь вела

непримиримую борьбу при поддержке светских правителей. Так, в XIV в.

в Новгороде, в XV в. в Пскове широко распространилась ересь

стригольников, которые отрицали монашество и мирские заботы

церкви. В XV в. заявила о себе жидовствующая ересь, которая по-

лучила свое название по основателю жидовину Схарии.

Эпизодические попытки православной церкви усилить свое

влияние на государственную власть в XV - XVI вв. особого успеха

не имели. С укреплением монархии при Иване IV усиливается цер-

ковная централизация, приоритет государственной власти укрепился

еще больше, она взяла на себя функции охраны "правой веры", борьбы