История создания и становления Агенства безопасности связи Армии США (1914-1945 гг.)
Первая мировая
К началу Первой мировой войны задачи обеспечения безопасности связи и криптографической защиты сообщений в американской армии были возложены на три ведомства. Управление военной разведки отвечало за разработку армейских кодов и шифров, специальное подразделение генерал-адъютантской службы обеспечивало изготовление кодовых книг и шифрдокументов и их рассылку в подразделения, а на войска связи была возложена ответственность за эксплуатацию шифровальной аппаратуры и ее поставку в подразделения армии.
Подготовка специалистов по криптоанализу для армии США была начата за несколько лет до начала Первой мировой войны и первоначально осуществлялась в школе войск связи, расположенной в Форт-Ливенворт. Позднее все вопросы, связанные с подготовкой таких специалистов, были переданы в ведение Управления военной разведки. Подготовка офицерского и рядового состава стала осуществляться во вновь созданной армейской школе криптологии, которая разместилась в местечке Ривербэнк, недалеко от г. Женева, штат Иллинойс. Руководство школой было возложено на известного специалиста в области криптологии полковника Джорджа Фабиана, которому удалось привлечь к преподаванию в школе ряд гражданских профессоров и ученых. Среди них был и Уильям Фридман, в последующем один из руководителей и ведущих специалистов армейской дешифровальной службы.
6 апреля 1917 г. американский Конгресс объявил о вступлении США в войну с Германией. Для участия в боевых действиях на территорию Франции было переброшено морем экспедиционное соединение американских войск под командованием генерала Джона Першинга численностью более 175 тыс. человек. На его подчиненного, начальника связи экспедиционного соединения бригадного генерала Эдгара Рассела, были возложены задачи по организации надежной и безопасной связи частей соединения, разработке и рассылке кодовых книг и шифрдокументов, а также руководство подразделениями радиоразведки по добыванию сведений о противнике.
Чтобы исключить чтение противником передаваемых по средствам радиосвязи важных сообщений, экспедиционным соединением достаточно широко использовались различные коды и шифры - военный телеграфный код, шифр с бегущим ключом (использовался в механическом шифрующем устройстве роторного типа), а также английский шифр "Плэйфер". Однако, как выяснилось впоследствии, все они обладали низкой криптоустойчивостью и не обеспечивали надежной защиты сообщений от разведки противника.
Подчиненное бригадному генералу Расселу небольшое по численности специальное подразделение занималось составлением полевых кодов. Оформленные в виде таблиц коды предназначались для преобразования открытых текстов команд, распоряжений и донесений в эквивалентные им условные группы буквенно-цифровых символов. Рассылаемые в подразделения кодовые книги имели малый формат, были удобны для использования в полевых условиях и содержали около 30 000 слов (фраз) и соответствующих им кодовых значений.
Работа подразделения была достаточно сложной, особенно в случае компроментации кода. Один из таких случаев произошел с кодом под названием "Потомак", который попал в руки немцев через месяц после поступления кодовых книг в подразделения экспедиционного соединения американских войск. Потребовалось около двух суток напряженной работы личного состава подразделения для его полной замены. Всего за 10 месяцев боевых действий подразделением было составлено, отпечатано и разослано в войска более 80 000 кодовых книг.
Характерной чертой Первой мировой войны, помимо применения воюющими сторонами новых видов вооружения - самолетов, танков, подводных лодок, стало появление нового вида военной разведки - радиоразведки. Ее успеху и широкому развитию способствовали интенсивное применение средств радиосвязи, многочисленные нарушения радистами правил радиообмена, передача по радио секретных распоряжений и приказов, зашифрованных с использованием несложных кодов и шифров. Наряду с русской, английской, французской, германской и австро-венгерской армиями радиоразведка в годы Первой мировой войны велась и подразделениями экспедиционного соединения американских войск. Посты подслушивания, в состав которых входили подготовленные военнослужащие, владеющие немецким языком, размещались в непосредственной близости от районов расположения немецких войск. Подключив телефонные аппараты к проводным линиям связи противника, они осуществляли прослушивание и запись передаваемых по ним телеграфных и телефонных сообщений. Посты радиоперехвата, расположенные, как правило, на значительном удалении от линии фронта, позволяли без непосредственного соприкосновения с противником добывать ценные сведения о его группировке, действиях и намерениях. Возможности американской радиоразведки существенно повышались благодаря использованию постов радиопеленгования, определявших местоположение войсковых радиостанций противника.
Зашифрованные сообщения противника с постов подслушивания и радиоперехвата поступали в отдел военной разведки экспедиционного соединения, где специалисты по дешифрованию пытались вскрыть используемые немецкими войсками коды и шифры. Криптоаналитической работой в отделе в основном занимались выпускники и бывшие преподаватели армейской криптологической школы (в их числе был и У. Фридман), которые были призваны на военную службу после вступления США в войну с Германией.
Создание Службы радиоразведки
В 1921 году обязанности по разработке армейских кодов и шифров были переданы из Управления военной разведки в Управление начальника войск связи. В составе последнего была создана Секция кодов и шифров, первым руководителем которой (в качестве гражданского служащего) стал У. Фридман. Основной задачей, возложенной на новое подразделение, стала разработка кодов, а также средств и методов криптографической защиты сообщений в армейских системах связи. В 1922 г. в результате предпринятых Секцией усилий на вооружение американской армии начинает поступать малогабаритное шифровальное устройство роторного типа М-94, которое было предназначено для использования в полевых условиях и шло на замену устаревшего образца, находящегося на вооружении армейских частей уже много лет. Для оценки криптостойкости нового шифра специалистам по криптоанализу было предоставлено 25 сообщений, зашифрованных с использованием одного и того же ключа. Несмотря на продолжительные попытки, взломать шифр не удалось. В последующие годы устройство М-94 широко использовалось для шифрования информации, передаваемой в тактическом звене связи, в частности при ведении боевых действий подразделениями американских войск в Китае и Бирме, вплоть до середины Второй мировой войны.
Криптоаналитическая работа американской армии в 20-х годах была сосредоточена в так называемом "черном кабинете", созданном еще в 1917 г. Деятельность кабинета, которым руководил Герберт О. Ярдли, осуществлялась в обстановке строгой секретности и была направлена на вскрытие военных и дипломатических шифров зарубежных стран в интересах Военного министерства и Государственного департамента США. За время существования "черного кабинета" с 1917 по 1929 гг. им было дешифровано более 10 000 телеграмм европейских и южно-американских государств.
Самым крупным успехом в его деятельности было вскрытие японских дипломатических кодов и шифров. В 1929 г. Генри Стимсон, будучи в то время Государственным секретарем США, перестал по этическим соображениям пользоваться услугами "черного кабинета" и выделять деньги на его содержание. В связи со сложившейся ситуацией в том же году на базе Секции кодов и шифров в составе Управления начальника войск связи была создана Служба радиоразведки (Signal Intelligence Service) во главе со все тем же У. Фридманом. Новой службе вменялись обязанности по разработке армейских кодов и шифров, перехвату сообщений, передаваемых по радио- и проводным линиям связи противника, пеленгованию его радиостанций, криптоанализу кодов и шифров и, наконец, лабораторные исследования в области тайнописи. Часть из указанных функций предполагалось выполнять только в случае ведения армией боевых действий.
До начала Второй мировой войны Служба радиоразведки насчитывала всего 7 сотрудников. Несмотря на свою малочисленность, в 30-х годах ей удалось выполнить большой объем работ в области совершенствования армейских кодов и шифров, подготовки специалистов и создания новой аппаратуры шифрования и радиоразведки. В августе 1934 г. ей были переданы функции изготовления и рассылки кодовых книг и шифрдокументов, в результате чего все вопросы, связанные с криптографической защитой сообщений, оказались в ведении Управления начальника войск связи армии США.
В конце 30-х годов Служба приобрела и испытала доставленные из Европы 50 коммерческих образцов малогабаритной шифровальной машины Хэйглина. В результате выполненной доработки на вооружение американской армии был принят усовершенствованный вариант -шифровальная машина М-209, которая стала использоваться в войсковых подразделениях от дивизии до батальона, поскольку обеспечивала лишь средний уровень криптостойкости. При участии специалистов Службы была также создана шифровальная машина М-134 - одна из наиболее совершенных по тому времени. Машина поступала на вооружение не только армии, но и Военно-морских сил США, которые принимали участие в финансировании работ по ее созданию.
К моменту вступления Соединенных Штатов в войну с Японией М-134 была установлена в штабах всех основных частей и соединений Армии и ВМС и использовалась также на линии правительственной связи под условным наименованием POTUS-PRIMER (President of the United States - Prime Minister) для обеспечения зашифрованной связью Президента США с премьер-министром Великобритании.
Первые результаты деятельности подразделений радиоперехвата и криптоанализа