Смекни!
smekni.com

Наследование и классы-коллекции (стр. 3 из 7)

Третий конструктор позволяет включить разделители в число слов:

StringTokenizer(String str, String delimeters, boolean flag);

В разборе строки на слова активно участвуют следующие методы:

oметод nextToken() возвращает в виде строки следующее слово.

oметод hasMoreTokens() возвращает true, если в строке еще есть слова, и false, если слов больше нет.

oметод countTokens() возвращает число оставшихся слов.

oметод nextToken(string newDelimeters) позволяет "на ходу" менять разделители. Следующее слово будет выделено по новым разделителям newDelimeters; новые разделители действуют далее вместо старых разделителей, определенных в конструкторе или предыдущем методе nextToken().

oметоды nextElement() и hasMoreElements() реализуют интерфейс Enumeration. Они просто обращаются к методам nextToken() и hasMoreTokens().

Пример. Разбиение строки на слова :

String s = "Строка, которую мы хотим разобрать на слова";

StringTokenizer st = new StringTokenizer(s, " \t\n\r,.");

while(st.hasMoreTokens()){

// Получаем слово и что-нибудь делаем с ним, например,

// просто выводим на экран

System.out.println(st.nextToken()) ;

}

Полученные слова обычно заносятся в какой-нибудь класс-коллекцию: Vector, Stack или другой, наиболее подходящий для дальнейшей обработки текста контейнер. Классы-коллекции мы рассмотрены далее.

Приложение 3. Классы – коллекции

При решении задач, в которых количество элементов заранее неизвестно, элементы надо часто удалять и добавлять используются коллекции.

В языке Java с самых первых версий есть класс Vector, предназначенный для хранения переменного числа элементов самого общего типа Object.

Класс Vector

В классе Vector из пакета java.util хранятся элементы типа Object, а значит, любого типа. Количество элементов может быть любым и наперед не определяться. Элементы получают индексы 0, 1, 2, .... К каждому элементу вектора можно обратиться по индексу, как и к элементу массива.

Кроме количества элементов, называемого размером (size) вектора, есть еще размер буфера — емкость (capacity) вектора. Обычно емкость совпадает с размером вектора, но можно ее увеличить методом ensureCapacity(int minCapacity) или сравнять с размером вектора методом trimToSize().

Как создать вектор

В классе четыре конструктора:

Vector () — создает пустой объект нулевой длины;

Vector (int capacity) — создает пустойобъект указанной емкости capacity;

Vector (int capacity, int increment) — создает пустой объект указанной емкости capacity и задает число increment, на которое увеличивается емкость при необходимости;

vector (Collection с) — вектор создается по указанной коллекции. Если capacity отрицательно, создается исключительная ситуация. После создания вектора его можно заполнять элементами.

Как добавить элемент в вектор

Метод add (Object element) позволяет добавить элемент в конец вектора.

Методомadd (intindex, Objectelement) можно вставить элемент в указанное место index. Элемент, находившийся на этом месте, и все последующие элементы сдвигаются, их индексы увеличиваются на единицу.

Метод addAll (Collection coll) позволяет добавить в конец вектора все элементы коллекции coll.

Методом addAll(int index, Collection coll) возможно вставить в позицию index все элементы коллекции coll.

Как заменить элемент

Метод set (int index, Object element) заменяет элемент, стоявший в векторе в позиции index, на элемент element.

Как узнать размер вектора

Количество элементов в векторе всегда можно узнать методом size(). Метод capacity()возвращает емкость вектора.

Логический метод isEmpty() возвращает true, если в векторе нет ни одного элемента.

Как обратиться к элементу вектора

Обратиться к первому элементу вектора можно методом firstElement(), к последнему — методом lastElement(), к любому элементу — методом get(int index).

Эти методы возвращают объект класса Object. Перед использованием его следует привести к нужному типу.

Получить все элементы вектора в виде массива типа Object[] можно методами toArray) и toArray (Object [] а). Второй метод заносит все элементы вектора в массив а, если в нем достаточно места.

Как узнать, есть ли элемент в векторе

Логический метод contains (Object element) возвращает true, если элемент element находится в векторе.

Логический метод containsAll (Collection с) возвращает true, если вектор содержит все элементы указанной коллекции.

Как узнать индекс элемента

Четыре метода позволяют отыскать позицию указанного элемента element:

indexOf (Object element) — возвращает индекс первого появления элемента в векторе;

indexOf (Object element, int begin) — ведет поиск, начиная с индекса begin включительно;

lastindexOf (Object element) — возвращает индекс последнего появления элемента в векторе;

lastindexOf (Object element, int start) — ведет поиск от индекса start включительно к началу вектора.

Если элемент не найден, возвращается —1.

Как удалить элементы

Логический метод remove (Object element) удаляет из вектора первое вхождение указанного элемента element. Метод возвращает true, если элемент найден и удаление произведено.

Метод remove (int index) удаляет элемент из позиции index и возвращает его в качестве своего результата типа Object.

Удалить диапазон элементов можно методом removeRange(int begin, int end), не возвращающим результата. Удаляются элементы от позиции begin включительно до позиции end исключительно.

Удалить из данного вектора все элементы коллекции coll возможно логическим Методом removeAll(Collection coll).

Удалить последние элементы можно, просто урезав вектор методом

setSizefint newSize).

Удалить все элементы, кроме входящих в указанную коллекцию coll, разрешает логический метод retainAll(Collection coll).

Удалить все элементы вектора можно методом clear()или обнулив размервектораметодомsetSize(O).

Данный листинг дополняет пример, записанный в приложении 2, обрабатывая выделенные из строки слова с помощью вектора.

Работа с вектором

Vector v = new Vector();

String s = "Строка, которую мы хотим разобрать на слова.";

StringTokenizer st = new StringTokenizer(s, " \t\n\r,.");

while (st.hasMoreTokens()){

// Получаем слово и заносим в вектор

v.add(st.nextToken()); // Добавляем в конец вектора

}

System.out.println(v.firstElement()); // Первый элемент

System.out.println(v.lastElement()); // Последний элемент

v.setSize(4); // Уменьшаем число элементов

v.add("собрать."); // Добавляем в конец

// укороченного вектора

v.set(3, "опять"); // Ставим в позицию 3

for (int i = 0; i < v.sizeO; i++) // Перебираемвесьвектор

System.out.print(v.get(i) + " ");

System.out.println();

Класс Vector является примером того, как можно объекты класса Object, a значит, любые объекты, объединить в коллекцию. Этот тип коллекции упорядочивает и даже нумерует элементы. В векторе есть первый элемент, есть последний элемент. К каждому элементу обращаются непосредственно по индексу. При добавлении и удалении элементов оставшиеся элементы автоматически перенумеровываются.

Второй пример коллекции — класс Stack — расширяет кладе Vector.

Класс Stack

Класс Stack из пакета java.util. объединяет элементы в стек.

Стек (Stack) реализует порядок работы с элементами подобно магазину винтовки— первым выстрелит патрон, положенный в магазин последним,— или подобно железнодорожному тупику — первым из тупика выйдет вагон, загнанный туда последним. Такой порядок обработки называется LIFO (Last In — First Out).

Перед работой создается пустой стек конструктором Stack ().

Затем на стек кладутся и снимаются элементы, причем доступен только "верхний" элемент, тот, что положен на стек последним.

Дополнительно к методам класса vector класс Stack содержит пять методов, позволяющих работать с коллекцией как со стеком:

push (Object item) —помещает элемент item в стек;

pop () — извлекает верхний элемент из стека;

peek () — читает верхний элемент, не извлекая его из стека;

empty () — проверяет, не пуст ли стек;

search (Object item) — находит позицию элемента item в стеке. Верхний элемент имеет позицию 1, под ним элемент 2 и т. д. Если элемент не найден, возвращается — 1.

Еще один пример коллекции совсем другого рода — таблицы — предоставляет класс Hashtable.

Класс Hashtable

Класс Hashtable расширяет абстрактный класс Dictionary. В объектах этого класса хранятся пары "ключ — значение".

Из таких пар "Фамилия И. О. — номер" состоит, например, телефонный справочник.

Каждый объект класса Hashtable кроме размера (size) — количества пар, имеет еще две характеристики: емкость (capacity) — размер буфера, и показатель загруженности (load factor) — процент заполненности буфера, по достижении которого увеличивается его размер.

Как создать таблицу

Для создания объектов класс Hashtable предоставляет четыре конструктора:

Hashtable() — создает пустой объект с начальной емкостью в 101 элемент и показателем загруженности 0,75;

Hashtable (int capacity) — создает пустой объект с начальной емкостью capacity и показателем загруженности 0,75;

Hashtable(int capacity, float loadFactor) — создает пустой Объект с начальной емкостью capacity и показателем загруженности loadFactor;

Hashtable (Map f) — создает объект класса Hashtable, содержащий все элементы отображения f, с емкостью, равной удвоенному числу элементов отображения f, но не менее 11, и показателем загруженности 0,75.

Как заполнить таблицу

Для заполнения объекта класса Hashtable используются два метода:

Object put(Object key, Object value) — добавляет пару "key — value", если ключа key не было в таблице, и меняет значение value ключа key, если он уже есть в таблице. Возвращает старое значение ключа или null, если его не было. Если хотя бы один параметр равен null, возникает исключительная ситуация;

void putAll(Map f) — добавляет все элементы отображения f. В объектах-ключах key должны быть реализованы методы hashCode() и equals ().

Как получить значение по ключу

Метод get (Object key) возвращает значение элемента с ключом key в виде объекта класса Object. Для дальнейшей работы его следует преобразовать к конкретному типу.

Как узнать наличие ключа или значения

Логический метод containsKey(Object key) возвращает true, если в таблице есть ключ key.

Логический метод containsvalue (Object value) или старый метод contains (Object value) возвращают true, если в таблице есть ключи со значением value.