Смекни!
smekni.com

Наследование и классы-коллекции (стр. 7 из 7)

Исключительные ситуации (exceptions) могут возникнуть во время выполнения (runtime) программы, прервав ее обычный ход. К ним относится деление на нуль, отсутствие загружаемого файла, отрицательный или вышедший за верхний предел индекс массива, переполнение выделенной памяти и масса других неприятностей, которые могут случиться в самый неподходящий момент.

В объектно-ориентированных языках программирования принят такой подход. При возникновении исключительной ситуации исполняющая система создает объект определенного класса, соответствующего возникшей ситуации, содержащий сведения о том, что, где и когда произошло. Этот объект передается на обработку программе, в которой возникло исключение. Если программа не обрабатывает исключение, то объект возвращается обработчику по умолчанию исполняющей системы. Обработчик поступает очень просто: выводит на консоль сообщение о произошедшем исключении и прекращает выполнение приложения.

Блоки перехвата исключения

Мы можем перехватить и обработать исключение в программе. При описании обработки применяется бейсбольная терминология. Говорят, что исполняющая система или программа "выбрасывает" (throws) объект-исключение. Этот объект "пролетает" через всю программу, появившись сначала в том методе, где произошло исключение, а программа в одном или нескольких местах пытается (try) его "перехватить" (catch) и обработать. Обработку можно сделать полностью в одном месте, а можно обработать исключение в одном месте, выбросить снова, перехватить в другом месте и обрабатывать дальше.

Для того чтобы попытаться (try) перехватить (catch) объект-исключение, надо весь код программы, в котором может возникнуть исключительная ситуация, охватить оператором try{} catch() {}. Каждый блок catch(){} перехватывает исключение только одного типа, того, который указан в его аргументе. Но можно написать несколько блоков catch(){} для перехвата нескольких типов исключений.

После блоков перехвата может быть вставлен еще один, необязательный блок finally(). Он предназначен для выполнения действий, которые надо выполнить обязательно, чтобы ни случилось. Все, что написано в этом блоке, будет выполнено и при возникновении исключения, и при обычном ходе программы, и даже если выход из блока try{} осуществляется оператором return.

Если в операторе обработки исключений есть блок finally{}, то блок catch () {} может отсутствовать, т. е. можно не перехватывать исключение, но при его возникновении все-таки проделать какие-то обязательные действия. Пустой блок catch (){}, в котором между фигурными скобками нет ничего, даже пробела, тоже считается обработкой исключения и приводит к тому, что выполнение программы не прекратится.

Часть заголовка метода throws

То обстоятельство, что метод не обрабатывает возникающее в нем исключение, а выбрасывает (throws) его, следует отмечать в заголовке метода служебным словом throws и указанием класса исключения:

private static void f(int n) throws ArithmeticException{

System.out.println(" 10 / n = " + (10 / n)) ;

}

Исключение ArithmeticExceptionвыпадает, например, при делении на ноль.

Дело в том, что спецификация JLS делит все исключения на проверяемые (checked), те, которые проверяет компилятор, и непроверяемые (unchecked). При проверке компилятор замечает необработанные в методах и конструкторах исключения и считает ошибкой отсутствие в заголовке таких методов и конструкторов пометки throws. Именно для предотвращения подобных ошибок вставляются в листинги блоки обработки исключений.

Так вот, исключения класса RuntimeException и его подклассов, одним из которых является ArithmeticException, непроверяемые, для них пометка throws необязательна. Еще одно большое семейство непроверяемых исключений составляет класс Error и его расширения.

Почему компилятор не проверяет эти типы исключений? Причина в том, что исключения класса RuntimeException свидетельствуют об ошибках в программе, и единственно разумный метод их обработки — исправить исходный текст программы и перекомпилировать ее. Что касается класса Error, то эти исключения очень трудно локализовать и на стадии компиляции невозможно определить место их появления.

Напротив, возникновение проверяемого исключения показывает, что программа недостаточно продумана, не все возможные ситуации описаны. Такая программа должна быть доработана, о чем и напоминает компилятор.

Если метод или конструктор выбрасывает несколько исключений, то их надо перечислить через запятую после слова throws.

Оператор throw

Этот оператор очень прост: после слова throw через пробел записывается объект класса-исключения. Достаточно часто он создается прямо в операторе throw, например:

throw new ArithmeticException();

Оператор можно записать в любом месте программы. Он немедленно выбрасывает записанный в нем объект-исключение и дальше обработка этого исключения идет как обычно, будто бы здесь произошло деление на нуль или другое действие, вызвавшее исключение класса ArithmeticException.

Итак, каждый блок catch() и перехватывает один определенный тип исключений. Если требуется одинаково обработать несколько типов исключений, то можно воспользоваться тем, что классы-исключения образуют иерархию. Таким образом, перемещаясь по иерархии классов-исключений, мы можем обрабатывать сразу более или менее крупные совокупности исключений. Рассмотрим подробнее иерархию классов-исключений.

Иерархия классов-исключений

Все классы-исключения расширяют класс Throwable — непосредственное расширение класса Object.

У класса Throwable и у всех его расширений по традиции два конструктора:

· Throwable () — конструктор по умолчанию;

· Throwable (String message) — создаваемый объект будет содержать произвольное сообщение message.

Записанное в конструкторе сообщение можно получить затем методом getMessage (). Если объект создавался конструктором по умолчанию, то данный метод возвратит null.

Метод toString() возвращает краткое описание события.

Три метода выводят сообщения обо всех методах, встретившихся по пути "полета" исключения:

· printstackTrace() — выводит сообщения в стандартный вывод, как правило, это консоль;

· printStackTrace(PrintStream stream) — выводит сообщения в байтовый поток stream;

· printStackTrace(PrintWriter stream) — выводит сообщения в символьный поток stream.

У класса Throwable два непосредственных наследника — классы Error и Exception. Они не добавляют новых методов, а служат для разделения классов-исключений на два больших семейства — семейство классов-ошибок (error) и семейство собственно классов-исключений (exception).

Классы-ошибки, расширяющие класс Error, свидетельствуют о возникновении сложных ситуаций в виртуальной машине Java. Их обработка требует глубокого понимания всех тонкостей работы JVM. Ее не рекомендуется выполнять в обычной программе. Не советуют даже выбрасывать ошибки оператором throw. He следует делать свои классы-исключения расширениями класса Error или какого-то его подкласса.

Имена классов-ошибок, по соглашению, заканчиваются словом Error.

Классы-исключения, расширяющие класс Exception, отмечают возникновение обычной нештатной ситуации, которую можно и даже нужно обработать. Такие исключения следует выбросить оператором throw. Классов-исключений очень много, более двухсот. Они разбросаны буквально по всем пакетам J2SDK. В большинстве случаев вы способны подобрать готовый класс-исключение для обработки исключительных ситуаций в своей программе. При желании можно создать и свой класс-исключение, расширив класс Exception или любой его подкласс.

Среди классов-исключений выделяется класс RuntimeException — прямое расширение класса Exception. В нем и его подклассах отмечаются исключения, возникшие при работе JVM, но не столь серьезные, как ошибки. Их можно обрабатывать и выбрасывать, расширять своими классами, но лучше доверить это JVM, поскольку чаще всего это просто ошибка в программе, которую надо исправить. Особенность исключений данного класса в том, что их не надо отмечать в заголовке метода пометкой throws.

Имена классов-исключений, по соглашению, заканчиваются словом Exception.

Порядок обработки исключений

Блоки catch () {} перехватывают исключения в порядке написания этих блоков. Это правило приводит к интересным результатам.

try{

// Операторы, вызывающие исключения

}catch(Exception e){

// Какая-то обработка

}catch(RuntimeException re){

// Никогда не будет выполнен!

}

Второй блок не будет выполняться, поскольку исключение типа RuntimeException является исключением общего типа Exception и будет перехватываться предыдущим блоком catch () {}.