Смекни!
smekni.com

Биржевые сделки (стр. 7 из 18)

Хотя эти стандартные контракты очень подробны и детализированы, они способны сильно упростить и ускорить процесс переговоров. Продавцы и покупатели, использующие их, могут избежать долгих дискуссий о формулировке контракта и сконцентрироваться на решениях вопросов о цене или количестве закупаемого товара. Участникам сделки известно, что условия таких стандартных контрактов не раз использовались другими лицами в прошлом и оправдали себя (в том числе доказали свою приемлемость при передаче дела в арбитраж или в суд). Наконец, эти контракты устанавливают общие критерии справедливости, гарантируя, что применяемые штрафы не слишком жестки и не слишком мягки, так что никто из участников не пострадает более, чем должно, за каждое конкретное нарушение. Соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорной характер или нет, представляет собой арбитражное соглашение. Арбитражным соглашением считается соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли между ними в связи с конкретным правоотношением. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде либо арбитражной оговорки в договоре, либо отдельного соглашения. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями но телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электросвязи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, либо путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением в случае, если договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора .

В Украине механизм разрешения споров между брокерами/дилерами и клиентами только складывается. Биржи должны в максимальной степени учитывать опыт ведущих биржевых площадок в использовании механизмов третейских судов. Это позволит им создать действенную систему защиты прав инвесторов в соответствии с международными стандартами, что является непременным условием формирования конкурентоспособных национального рынка капиталов.

При подготовке брокерского соглашения брокер должен предусмотреть в нём наличие ряда условий, так называемых штрафных санкций за просрочку платежей, ограждающих как самого брокера от недобросовестного выполнения клиентом своих обязательств, так и клиента от невыполнения сделки, совершённой через биржу.

При этом брокер, согласно брокерскому соглашению, должен нести ответственность за выполнение его клиентом биржевого контракта.

Кроме того. обязательным является сохранение конфиденциальности между брокером и клиентом, что также необходимо отмечать в договоре между ними.[23]

2.1. Объекты биржевой сделки.

Проводится различие между предметом и объектом биржевой сделки. Под предметом следует понимать действия сторон, а под объектом то, по поводу чего заключается сделка. Предметом биржевых сделок на фондовом рынке являются действия сторон, направленные на получение биржевых ценностей, прибыли, страхование (хеджирование) биржевых рисков. Под объектом биржевой сделки следует понимать имущество определенного рода и качества, допущенное к обращению на бирже в порядке, установленном биржевым законодательством и внутренними документами биржи. Объектами биржевых сделок на фондовом рынке выступают имущественные права, выраженные в специальных документах - ценных бумагах.

Под биржевым товаром в Законе “ О товарной бирже” понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар. В определении отражены три признака, отличающие биржевой товар от небиржевого .

Во-первых, биржевой товар—это товар, не изъятый из оборота. При этом под изъятием из оборота надлежит понимать полное изъятие, когда вещь вообще не может отчуждаться. Правда, в последние годы различие вещей, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, оказалось размытым. Вещи, ограниченные в обороте, также не подлежат свободной реализации. Между тем чистота используемой законом терминологии имеет здесь первостепенное значение. В современных условиях, когда на бирже продается все или практически все и иного выхода нет, целесообразно придерживаться того, что биржевым не считается только полностью изъятый из оборота товар. Вещи, ограниченные в обороте, в принципе могут быть объектами биржевого торга. При этом покупатель или продавец должны принять на себя обязанность преодолеть ограничение, установленное для оборота данного биржевого товара. Когда стороны биржевой сделки забыли решить вопрос о судьбе подобной обязанности, она должна считаться лежащей на продавце, если из закона или существа складывающихся отношений не вытекает иное. Разумеется, в перспективе ограниченные в обороте вещи объектами биржевого торга становиться, в принципе, не должны. Это противоречит природе биржи как организации, главная цель которой — рационально организовать потоки товаров, составляющих основу экономики, крупнооптовыми партиями.

Во-вторых, биржевым считается «товар определенного рода». Означает ли это, что торговать на бирже можно только вещами, определенными родовыми признаками (числом, весом, мерой)? С точки зрения западной практики биржевой торговли, да. Но наши биржи торгуют и индивидуально-определенными вещами. Как быть? Правильный ответ на вопрос можно дать только с учетом современного уровня развития биржевой торговли, которая еще не вполне отдифференцировалась от аукционной. Если запретить торговать вещами, которые определены индивидуально, с биржевого рынка уйдет еще одна достаточно важная разновидность товаров. Объем внебиржевых сделок увеличится, причем далеко не всегда в сторону полностью легального оборота. Буквальное толкование словосочетания «товар определенного рода», как объекта биржевых сделок ,приводит к выводу, что речь идет о вещах, имеющих родовые признаки. Однако исключаются из числа биржевых товаров недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности, т. е. наиболее типичное индивидуально-определенное имущество. Зачем делать это, если они не становятся биржевыми товарами . По-видимому, под «товаром определенного рода» законодатель подразумевает нечто иное. Но что? Обратимся к понятиям вещей, определенных индивидуально или родовыми признаками. Индивидуально-определенной вещь является только в рамках конкретного отношения. Раз выбор одной стороны или сразу всех участников пал на данный предмет, он становится юридически незаменимым, а значит, и индивидуально-определенным. В рамках одного отношения идентичная вещь индивидуально определена, в рамках другого — нет (рассматривается как элемент некоего рода). Только уникальная вещь всегда индивидуально определена. Вот она-то никогда и не сможет стать объектом биржевой торговли, ибо отчуждение такой вещи предполагает знакомство с ее отличительными признаками. Биржевая же торговля является заочной: она предполагает стандартизацию или (на первой стадии ее развития) исследование образцов. Отсюда можно сделать вывод — индивидуально-определенные вещи, свойства каждой из которых существенны для покупателей (уникальные объекты), не могут считаться биржевыми товарами. Что касается остальных индивидуально-определенных (в рамках конкретного отношения) вещей, то они могут быть отнесены к категории биржевых товаров. Ведь Закон дает абстрактное определение биржевого товара, которое отвлекается от конкретных отношений. Поскольку любая индивидуально-определенная вещь (кроме уникальной) может стать родовой в рамках другого отношения, биржевым будет считаться даже товар, выставленный в единичном экземпляре (при условии, что на рынке есть аналогичные ему). В рамках данной сделки этот товар будет индивидуально-определенным, но сохранит качество «товара определенного рода» применительно к биржевой торговле в целом.

В итоге, к небиржевым товарам следует относить недвижимые вещи, объекты интеллектуальной собственности (произведения литературы, науки и искусства, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки) и иные уникальные вещи.

В-третьих, объект биржевой сделки- биржевой товар должен иметь «определенное качество». Этот признак сформулирован неудачно. Качество, пусть даже и определенное, имеет любой товар. Ясно, что здесь имелось в виду нечто иное, а именно: стандартизация требований к качеству в целях приравнивания близких друг к другу и потому взаимозаменяемых товаров (для расширения сферы биржевой торговли). Когда пшеница разного качества оценивается в одинаковых количественных показателях, происходит расширение того рода, по поводу которого ведется торг, упрощается процедура, возрастает конкуренция, более точно определяются цены и т. д.[24]

Поскольку подобной (или какой-либо иной) расшифровки в Законе не дается, качество товара может определяться непосредственно самими биржами, например в Правилах торговли.

Определение биржевого товара включает в себя и стандартный контракт и коносамент на товар, допущенный к биржевой торговле. Названные документы попадают в биржевой оборот не как таковые, а как особого рода товары, становящиеся предметом купли-продажи.

Биржевая торговля контрактами более подробно проанализирована ниже, применительно к фьючерсным и опционным сделкам. Что касается коносамента, то он является единственной ценной бумагой, допущенной к торговле на товарной бирже. Причина проста: коносамент, будучи товарораспорядительным документом, символизирует товар; его передача равнозначна передаче реального товара. Остальные ценные бумаги (включая товарные облигации) могут котироваться только на фондовой бирже или в фондовом отделе товарной биржи. Заметим также, что на товарной бирже могут обращаться контракты и коносаменты на такой реальный товар, который в соответствии с Законом может быть предметом биржевого торга.[25]