Смекни!
smekni.com

Товарные биржи РФ (стр. 4 из 5)

Известно, что на МТБ, первой в стране бирже, именно затягивание учредителями платежей по паевым взносам сдерживало увеличение уставного капитала с 20 до 100 млн. рублей, подготовленное самим ходом успешной биржевой деятельности. На ряде бирж к неисправным плательщикам применяется неустойка 0.1% просроченной суммы за каждый день опоздания.

На ТТФБ и на универсальной товарно-фондовой бирже "Avex" с них берут 10% годовых с просроченной суммы за время просрочки, а на "Рослесбирже" - 20%. На Красноярской товарно-фондовой бирже пошли дальше: при штрафе в 10% годовых с недовнесенной суммы максимальное время просрочки составляет 3 месяца. По истечении этого срока виновная сторона лишается права учредителя. Наиболее либеральный вариант принят в уставе Московской международной агропромышленной биржи: размеры первоначальных сумм согласовываются с советом учредителей, а о возможности несвоевременного платежа вообще не упоминается.


Глава IV. Акционеры и пайщики.

В принципе таковыми должны быть лица, оплатившие либо первоначальный взнос, либо сразу всю стоимость акций или пая, но вступившие в биржевое сообщество позднее учредителей. Акционеры становятся полноправными сособственниками имущества биржи как АО и пайщики, ТОО. Они также могут участвовать в управлении ею, обретают те же права, что и учредители, за исключением первоочередности получения дивиденда.

Однако в чистом виде токая категория участников биржи, напоминающая западный аналог на переходном этапе от капиталострахующей к капиталоэкономящей модели, возникает у нас только при организации ее в форме АО закрытого типа, как в частности, на Калининградской товарно-фондовой бирже. В случае АО закрытого типа или ТОО возникает известная путаница.

Например, первый вариант документов "Рослесбиржи" вообще стирал разницу между акционерами и учредителями, так как в положении о ценных бумагах говорилось, что "владельцы обыкновенных акций, приобретенных при их первичном выпуске, являются членами биржи", а затем в уставе утверждается, что "члены биржи имеют право посещать биржевые собрания, совершать на них торговые сделки, вести брокерскую деятельность,.. а акционеры, кроме того, имеют право участвовать в общих собраниях... получать часть прибыли (дивиденды) от деятельности биржи".

Выглядит так, будто учредители, то есть владельцы акций первичного выпуска, могут только торговать на бирже, но не имеют в отличии от акционеров ни права голоса, ни дивидендов. Это явная ошибка. Предпочтительными поэтому можно признать редакцию и смысловую нагрузку, предложенную в уставе ТТФБ: "Акционерами биржи являются те советские и иностранные юридические и физические лица, которые выполнили свои обязательства по учредительному договору". иначе говоря, акционерами признаются те учредители, которые полностью оплатили свой взнос. Однако акционерами могут стать и те, кто приобрел полностью акции учредителей, не пожелавших окончательно рассчитаться с обществом.

Возникает естественный вопрос: будут ли вновь приобретшие акции признаны в таком случае учредителями, и притом задним числом? Опять видно, что существующие типовые положения об АО и ТОО не могут учесть всей спецификации биржи, где число и разнообразие персонажей слишком велико и не может вместиться в обычные рамки. Например, кем следует считать брокерскую фирму вне биржи, которая сумела купить акции, уступаемые не расплатившимся с обществом учредителем: акционером или учредителем?

Еще более сложна операция, когда биржа зарегистрирована как товарищество (общество) с ограниченной ответственностью, что видно на примере МТБ. В первой редакции устава различались только учредители и участники биржи. Первые, естественно, надеялись привилегиями, оставаясь пайщиками особого рода вначале с 15%, а после увеличения уставного капитала до 100 млн. рублей с 3% от этого капитала. Сам факт понижения доли учредителей - явление позитивное, свидетельствующее о постепенном перераспределении ролей между инвестором и торговыми предпринимателями. Все остальные, кто приобрел паи и получил бесплатно полагающиеся им брокерские места после учредителей, именовались просто участниками. Затем, однако, в новой версии устава слово "участник" стало использоваться как обобщенный термин, включающий учредителей, членов, иностранных членов, членов специализированных секций и отделов и посетителей. Под членами понимались собственники брокерских мест, а под посетителями - лица, допускавшиеся к торгам за плату, устанавливаемую биржевым комитетом.

Как видно, на МТБ стремились к усвоению американского опыта, и поэтому главный упор при определении членства был сделан на собственность на брокерское место, то есть право торговли, что позволяет, как и в США, различать лишь полноту этого права - торговать во всех секциях или в одной специализированной. По сути дела, на МТБ и предвосхитили появившиеся позднее в ст.15 Закона деление членов товарной биржи на две категории - "полные" и "неполные". но в отличие от американской биржи на МТБ член мог быть не только собственником брокерского места, но и пая. Именно это удвоение порождало многие сложности и не позволяло прямо переносить международно принятые термины на нашу почву, поскольку по уставу МТБ член, помимо торговой прибыли, получает еще и дивиденд, что не возможно в США на бесприбыльной бирже.

Именно поэтому раздельная продажа и определение номинала акции и брокерского места, как это сейчас делалось на многих биржах, была запрещена с 1 сентября 1992 года в соответствии с Законом о товарной бирже. Но все же еще одно действующее лицо прямо не обозначено, хотя косвенно подразумевается. Это учредитель, полностью оплативший взнос и ставший акционером или пайщиком.


Глава V. Посетители

Наличие группы посетителей составляет отличную особенность старых и новых отечественных бирж от западных образцов. Традиции не утрачиваются даже после многих лет господства "безбиржевой" экономики. Не менее показательно и то, что старые русские биржи, будучи открытыми рынками, а в то же время имели и корпоративное устройство. Наши предшественники были откровеннее. Они прямо говорили о смешанном характере русской биржи. Ведь объявление биржи закрытой и одновременный допуск на нее посетителей, нарушающих монополию брокеров на ведение торгов, то есть то, что раньше именовалось корпоративным устройством, в принципе несовместимы.

Различия в толковании понятия "посетитель" на старых и новых биржах позволяет еще глубже уточнить вопрос. Раньше те, кто посещал биржу, назывались посетителями биржевого собрания. Теперь понятие "биржевое собрание" трактуется как то, что в США называется "торговая сессия" или "торги". Отсюда начинается нестыковка смысловой нагрузки.

В старом варианте посетители делились так: случайные, эпизодически бывавшие на торгах; временные, имевшие допуск на определенный период; постоянные в двух видах - несамостоятельные, действовавшие от чужого имени, и самостоятельные, выступавшие от своего имени. Только самостоятельные платили ежегодный взнос в пользу биржи и назывались платными посетителями. Стать таковыми могли лишь владельцы торговых прав, а именно самостоятельные купцы или их уполномоченные и представители акционерных обществ, товариществ и торговых домов. Они являлись членами биржевого общества. Формула была такова: участники биржевого собрания - бесплатные посетители-члены биржевого общества, имевшего корпоративное устройство.

Раньше плата за членство в биржевом самоуправляемом обществе была привилегией тех, кто действительно "крутил" главные дела. Теперь плата за место постоянного посетителя - это разновидность дополнительного биржевого единократно выплачиваемого налога за право вести торговлю на формально закрытом рынке, что к тому же не освобождает от необходимости вносить биржевой взнос за совершенные сделки.

На американских биржах не члены платят повышенный (обычно двукратный) биржевой сбор. У нас же - только обычный, ибо за допуск в биржевое кольцо единовременно вносят круглую сумму. Несмотря на указанное различие, поэкономической сущности их положение очень близко. наши посетители и американские не члены суть арендаторы брокерских мест или мест в биржевом кольце. Вместе с тем постоянные посетители в отличие от членов бирж является временными владельцами брокерских мест, так как раз в три раз должны переоформлять свое право.

Разовый посетитель является временным брокером, то есть пользователем места в биржевом кольце. Поскольку ему не нужно платить за пользование имуществом и прочими элементами деятельности брокерской конторы, как это делает постоянный посетитель, ее арендующий или вынужденный нести расходы на ведение биржевых операций и содержание персонала самостоятельно, то разовый посетитель подобен заплатившему за себя стажеру, который может просто практиковаться в работе в кольце.

В США не члены биржи считаются участниками биржевого сообщества, но не совсем полноправными, ибо с них берут повышенный биржевой сбор. На наших биржах постоянные, ни разовые посетитель не могут быть признаны их членами. Они представляют некое переходное состояние, близкое к положению брокеров, маклеров и дилеров. Последних нельзя относить к членам биржи, так как они - особого рода наемные работники брокерской конторы, которая сама член биржи. В наших условиях торговым предпринимателем реально выступает чаще всего брокерская фирма как юридическое лицо. Сами брокеры, маклеры и дилеры частично выполняют предпринимательские функции, особенно когда действуют по сделкам, дающим дополнительную торговую прибыль.