Смекни!
smekni.com

Влияние личностных особенностей на виртуальную коммуникацию (стр. 2 из 3)

Можно назвать и прочие особенности интернет-общения: анонимность, снятие личностной защиты, коммуникативную доступность партнеров, непосредственность и открытость и др.

Однако снижение коммуникативных барьеров имеет и определенные негативные последствия. Благодаря большей степени опосредованности общения в компьютерной сети отправляемое информационное сообщение в значительной степени «отчуждается» субъектом. Эта психологическая иллюзия анонимности коммуникации, возникающая у некоторых пользователей, делает актуальной проблему контроля за достоверностью передаваемой информации. Такой контроль, естественно, неприменим в сфере межличностной коммуникации в компьютерной сети, за достоверность сообщений в которой отвечает непосредственно партнер по общению.

Взаимодействие с компьютерными технологиями становится для субъекта важным новым источником психических новообразований, формирующихся в различных сферах деятельности: личностной, когнитивной и операционной [1].

Существует несколько форм общения пользователей. К ним относятся диалоговое (электронная почта) и полилоговое (конференции, форумы, чаты).

Реальная жизнь ставит огромное количество как индивидуальных, так и социальных препятствий для успешной коммуникации. В общении у нас могут вызывать антипатию внешность собеседника, его стиль одежды, манера поведения и т. п. Социальные же препятствия, это – большая разница в возрасте, социальном статусе, национальные предубеждения и др. Препятствовать общению могут просто обстоятельства встречи, существуют нормы поведения.

При общении в чатах можно наблюдать совершенно иную картину. Отсутствие возможностей для визуального контакта имеет своим следствием не только глобальную нехватку выразительных средств, но и полную анонимность, которая в чатах культивируется.

Вливаясь в виртуальный социум, человек получает полную свободу в сотворении самого себя и имеет возможность вылепить себя таким, каким захочет. В чатах общаются не реальные люди, а живут созданные ими образы виртуальной реальности.

Важная составляющая безграничных возможностей, предоставляемых чатами, также проистекает из «растворенной телесности» – отсутствия тела как такового. Возможность работы с телом, да и с окружающим пространством при полном отсутствии телесности предоставляют человеку полную свободу действий.

Практически абсолютная анонимность и свобода действий приводят к тому, что как таковые социальные нормы изначально просто-напросто отсутствуют. В большинстве чатов – более чем либеральная свобода нравов и дозволено практически все, что встречает осуждение в реальной жизни –«нетикет» (сетевой этикет).

В современной психологической теории сформировано относительно устойчивое убеждение в том, что общение непосредственно связано с личностью через природные и социальные приобретения человека, которые собственно и составляют основу личности.

Сложилось уже достаточно обширное и дифференцированное сообщество пользователей Интернета, в котором наряду со случайными посетителями, постоянными пользователями определенных ресурсов, «работниками Интернета» выделяется и группа людей, которых уместнее всего назвать «жителями Интернета». Это те, кто имеет достаточно высокую мотивацию пребывания в киберпространстве, в частности, тратят значительные финансовые и временные ресурсы, а также демонстрируют высокую эмоциональную включенность в Интернет. При этом наряду с собственно деловыми задачами, решаемыми средствами Интернета, они входят в систему интернет-коммуникации, демонстрируя «мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции» [19].

По оценкам специалистов, среднестатистическим пользователем Интернета в России является: молодой мужчина/женщина (от 19 до 25 лет), который учится или уже получил высшее образование, причем скорее всего техническое. Как правило, живет он где-то в Европейской части России. В области компьютеров он самоучка, но очень высоко оценивает свой пользовательский уровень знаний. В сети он проводит от 30 до 50 часов в неделю, в равной степени одинаково используя все возможности компьютера. За компьютер он впервые сел в средних классах школы. Как правило, он заканчивает работу с компьютером с положительными чувствами или с сожалением, связанным с расставанием, приписывает компьютеру большую роль как в мире вообще, так и в своей жизни в частности.

В работах многих исследователей в данной проблеме можно выделить некоторые основные поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические качества.

К основным поведенческим характеристикам относятся: нежелание прервать работу в Интернете, пренебрежение домашними делами, учебой, служебными обязанностями и собственным здоровьем, потеря круга общения, недостаток физической активности. Это сопровождается хорошим самочувствием или эйфорией в процессе нахождения в сети и ощущением пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера или на отвлекающие факторы «реальной жизни» в момент нахождения в киберпространстве.

Также наблюдается нерегулярное питание или пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной и т. д.

Изучая данный феномен, можно увидеть, что большой процент пользователей подвержен состоянию фрустрации. Им свойственны высокие проявления самоуверенности, конфликтности и агрессивности на фоне высоких показателей интеллектуальности и общительности. Анонимность и условно безграничные возможности Интернета являются той средой, в которой они могут себя чувствовать свободнее и независимее, где состояние фрустрированности пропадает, но при выходе из Интернета вновь возникает.

Важной особенностью «жителей сети» является подверженность так называемому синдрому эскейпизма – бегству в виртуальную реальность. Их не удовлетворяет настоящее положение вещей, они находятся в постоянном поиске новизны. Они стремятся к стимуляции чувств за счет виртуальной реальности, ищут возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, а также получить поддержку и одобрение. Они чувствуют большое удовольствие, ощущая себя “виртуозом” в применении компьютера и специальных поисковых либо коммуникативных программ.

Эмоциональная сфера этих людей характеризуется неустойчивостью и депрессивными реакциями. Большинство страдает от чувства одиночества, дистанцированности и ощущают невозможность добиться понимания со стороны других людей [17]. Они склонны к гипертрофированно эмоциональным реакциям на слова других людей – подобный накал эмоций не поощряется в более традиционных формах общения.

Пользователи Интернета – это люди, обладающие относительно высоким интеллектом и умеющие его использовать в достижении своих целей. Собранность и сообразительность, абстрактность мышления и интеллектуальная приспособляемость дают им возможность вливаться в виртуальные сообщества и управлять ситуацией со стремлением к доминированию. При всем этом таким людям свойственна высокая тревожность.

Многие пользователи Интернета испытывают определенный психологический дискомфорт в реальной жизни, что способствует усилению их личностной направленности на виртуализацию отношений с внешним миром.

Согласно типологии М. Шоттон, существует три группы пользователей Интернета. Первая – это «сетевики» (networkers). Они оптимистичны, социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола. Они поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них – это нечто вроде хобби. Вторая группа – «рабочие» (workers) – самая малочисленная группа людей, владеющих наиболее современными и дорогими компьютерами. Представители этой группы прекрасно учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения, и они посещают дополнительные учебные курсы. Для них характерна весьма строгая «рабочая этика»: например, неприемлем всякий род «компьютерного пиратства». Третья группа – это «исследователи» (explorers) – самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Они пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца, принимаются за новые, более сложные. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ. Компьютерное пиратство и хакерство они приемлют, воспринимая их «честной игрой» против других разработчиков программ и систем. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем у «рабочих», – при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний, амбиций, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для «исследователей» компьютер – своего рода партнер и друг, он зачастую одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми [2].

Наше экспериментальное исследование влияния личностных особенностей активных пользователей Интернета («жителей Интернета») на процесс коммуникации в компьютерной сети было построено в соответствии с экспериментальным дизайном (по Д. Кемпбеллу), основанном на плане с контрольной выборкой и тестированием до и после воздействия. Поэтому в качестве независимой переменной выбрано общение в Интернете, а зависимой переменной – особенности жителей Интернета. Общий объем выборки составил 60 студентов. Экспериментальная выборка – 30 человек (17% девушек, 83% юношей). Контрольная выборка – 30 человек (23% девушек, 77% юношей). Выборки составили однородные совокупности (р < 0.05) по критериям возраста, пола, уровня социализации, образования, интеллектуальным характеристикам (IQ и креативности) (табл. 1).