Смекни!
smekni.com

Женщина на войне - феномен XX века (стр. 3 из 5)

Но существовала и другая сторона проблемы, ставшая темой сплетен и анекдотов, породившая насмешливо-презрительный термин ППЖ - походно-полевая жена. "Пусть простят меня фронтовички, - вспоминает ветеран войны Н.С. Посылаев, - но говорить буду о том, что видел сам. Как правило, женщины, попавшие на фронт, вскоре становились любимцами офицеров. А как иначе; если женщина сама по себе, домогательствам не будет конца. Иное дело, если при ком-то... Походно-полевые жены были практически у всех офицеров, кроме Ваньки - вздорного. Они все время с солдатами, им некогда и негде заниматься любовью"20.

Чисто по-мужски оценивает ситуацию и генерал М.П.Корабельников; "Когда я пришел в армию, мне еще не было и двадцати я еще никогда не любил - тогда люди взрослели позже. Все время я отдавал учебе и до сентября 1942г. даже не помышлял о любви. И это было типично для всей тогдашней молодежи. Только в двадцать один или в двадцать два года просыпались чувства. А кроме того... уж очень тяжело было на войне. Когда в сорок третьем - сорок четвертом мы стали наступать, в армию начали брать женщин, так что в каждом батальоне появлялись поварихи, парикмахерши, прачки... Но надежды на то, что какая-нибудь обратит внимание на простого солдата, почти не было"21.

Здесь присутствие женщины в армии рассматривается под весьма специфическим углом зрения. Такой взгляд на проблему можно считать довольно типичным.

Да, все это тоже было. Но вот что характерно; особенно охотно злословили по этому поводу в тылу - те, кто сами предпочитал отсиживаться подольше от передовой за спинами так же девчонок, добровольно ушедших на фронт. Те самые интенданты "в повседневных погончиках", заклейменные горьким фронтовым фольклором, те, о которых ходила народная поговорка; "Кому война, а кому мать родна"

На войне было разное и женщины были разные, но "о римском падении нравов во время войны твердили только сукины дети, покупавшие любовь у голодных за банку американской колбасы".22 Интересен тот факт, что фронтовая мораль гораздо строже осудила неверную жену, оставшуюся дома и изменившая мужу-фронтовику с "тыловой крысой", чем мимолетную подругу, по-женски пожалевшую солдата, идущего на смерть.

Это предельно ясно выразил Константин Симонов в двух стихотворениях - "Лирическое" (1942г.) и "Открытое письмо женщине из города Вичуга" (1943). Если второе из них хорошо известно и стало уже классикой, то первое, опубликованное в дивизионной газете " За нашу Победу!" 20 июня 1942г. и уже 2 июля раскритикованное во фронтовой газете "Вперед на врага!" И.Андрониковым, С.Керсановым и Г.Иолтуховским за "безнравственность", "рифмованную пошлость" и т. п., оказалось почти забытым, так как противоречило ханжеству официальной идеологии, исходившей из принципа; делай, что угодно, но говорить об этом не смей. Стихотворение заслуживает того, чтобы воспроизвести его хотя бы частично.

На час запомним имена,

Здесь память долгой не бывает,

Мужчины говорят; война....

И женщин наспех обнимают.

Спасибо той, что так легко,

Не требуя, чтоб звали - милой,

Другую, ту, что далеко,

Им торопливо заменила.

Она возлюбленных чужих

Здесь пожалела, как умела,

В недобрый час согрела их

Теплом неласкового тела.

А им, которым в бой пора,

И до любви дожить едва ли,

Все легче помнить, что вчера

Хоть чьи-то руки обнимали.23

Рождались на фронте и подлинные, возвышенные чувства - самая искренняя любовь, особенно трагичная потому, что у нее не было будущего, - слишком часто смерть разлучала влюбленных. Но тем и сильна жизнь, что даже под пулями заставило людей любить, мечтать о счастье, побеждать смерть. И осуждать их за это из далекого тыла, пусть голодного, холодного, но все-таки безопасного, было куда безнравственнее.

О том, как непросто складывались на войне женские судьбы, свидетельствует подборка писем женщин-военнослужащих, обнаруженная в делах политотдела 19-й армии за февраль 1945 г. Эти копии были сняты военной цензурой и "проанализиро­ваны" работниками политотдела "для улучшения партийно-политической работы сре­ди женщин армии"24. В письмах отражается вся трагичность жизни женщины на войне, те горькие, порой неприглядные ее стороны," о которых не принято говорить.

Спектр мыслей, чувств, настроений авторов писем чрезвычайно широк, многие строки предельно искренни и интимны; о бесцеремонном вмешательстве политорганов в свою личную жизнь писавшие явно не думали. Тем контрастнее выглядят по­метки военной цензуры, присвоившей себе право красным и синим карандашом от­мечать то, что является свидетельством "пат­риотического подъема", и то, что, напро­тив, свидетельствует об "упадке духа".

Нелепо и вместе с тем цинично выгля­дят выводы политотдела, выдергивающего цитаты из контекста, придавая им подчас прямо противоположный смысл. И припис­ки авторства несуществующим лицам — что­бы продемонстрировать начальству масш­таб "работы", которой будто бы "охваче­но* большее число женщин, чем на самом деле. И сами рекомендации "по устране­нию недостатков в воспитательной работе среди девушек"...

Хочется привести слова К.Симонова: "Мы, говоря о мужчинах на войне, привык­ли все-таки, беря в соображение все об­стоятельства, главным считать, однако, то, как воюет этот человек. О женщинах на войне почему-то иногда начинают рассуж­дения совсем с другого. Не думаю, чтобы это было правильно"25.

Бывшие солдаты с благодарностью вспоминают своих подружек, сестренок, которые выволакивали их, раненных, с поля боя, выхаживали в медсанбатах и госпита­лях, сражались с ними рядом в одном строю. Женщина—друг, соратник, боевой товарищ, делившая все тяготы войны нарав­не с мужчинами, — воспринималась с под­линным уважением. В годы Великой Отечественной войны свыше 150 тыс. женщин I были награждены боевыми орденами и ме-1 далями26.

АФГАНСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ:

ЭВОЛЮЦИЯ ФЕНОМЕНА

По-иному складывалось отношение к женщине в армии в период Афганской войны 1979—1989 гг. Здесь нужно учитывать характер самого военного конфликта и то, что составе ограниченного кон­тингента советских войск в Афганистане женщины (как правило, вольнонаемные) находились именно на вспомогательных, а не боевых службах..

По оценкам воинов-"афганцев", значи­тельная часть этих женщин приехала туда либо из меркантильных соображений, либо с намерением устроить свою личную жизнь. И относились к ним мужчины в основном негативно: "Не нужны они там были! Мож­но было без них обойтись!"27

Хотя, с другой стороны, воевавшие в Афганистане отмечали и то, что присут­ствие женщин смягчало и предотвращало множество конфликтов, давало эмоцио­нально-психологическую разрядку после боевых действий. Осенью 1993 г., бесе­дуя с офицерами-*афганцами", я задава­ла им такой вопрос: "Женщины на вой­не — как относились Вы и Ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они там были?" Приведем три наиболее типичных ответа.

Майор В.А.Сокирко вспоминает: "Жен­щин было довольно много. И, если брать по общему к ним отношению, то это было отношение как к чекисткам, т.е. чековым проституткам. Потому что таких действи­тельно было большинство. Хотя лично мне приходилось встречать абсолютно порядоч­ных, честных девчонок, которые приехали туда не для того, чтобы подзаработать де­нег или, скажем, найти себе жениха како­го-нибудь, а по велению души — медсест­рами, санитарками. И, как правило, те, которые приезжали без каких-то корыст­ных помыслов, они шли в медсанбат, в госпиталь. А вот другая категория старалась пристроиться где-то при складе, в банно-прачечный комбинат, еще где-нибудь. Ну, а самая большая мечта — это стать содер­жанкой у какого-нибудь полковника или прапорщика: это приравнивалось, потому что у прапорщика склад, а полковник мо­жет прапорщику приказать, чтобы тот что-то принес со склада. Поэтому общее от­ношение к женщинам не совсем благоже­лательное, хотя так называемый кошкин дом, — это общежитие, где жили женщи­ны, — по вечерам было весьма оживлен­ным местом, к которому мужчины устраи­вали паломничество"28.

Другой участник афганских событий, полковник И.Ф.Ванин, размышляет: "В пол­ку или, точнее, в городке, где полк дисло­цировался, было порядка пятидесяти жен­щин. Отношение к ним было самое раз­личное. Женщина, которая добровольно оказалась в сугубо мужском коллективе, не вызывала, с одной стороны, больших восхищений, и, в общем-то, на нее смот­рели как на женщину. Но вместе с тем, я не согласен, что в нашей прессе, да и на уровне разговоров, этих женщин харак­теризовали как шлюх, потаскух. Я не со­гласен с этим. Говорили об их меркантиль­ных интересах. Да, и то, и другое было. Были и шлюхи, и потаскухи, были и мер­кантильные женщины. Кстати, они и не скрывали своих намерений, говорили, что для кого-то это последняя надежда попра­вить свое материальное положение, для кого-то это последняя надежда устроить свою личную жизнь. Я считаю, что они не заслуживают осуждения. Но не нашлось, к сожалению, человека, который бы ска­зал доброе об этих женщинах, при всех их пороках и негативах. Сколько они пре­дотвратили бед и несчастий среди муж­ской братии, наверное, этого никто нико­гда не посчитает и «о кэмарит. Сколько было самортиэировано, именно этими женщинами самортиэировано неприятно­стей! Я думаю, только за это они заслужи­вают весьма великой благодарности и по­чтительного отношения"29.

И, наконец, мнение полковника С.М.Букварева: "Женщины на войне... В наше время их мало было. У нас в полку четыре или пять — библиотекарь, две про­давщицы, машинистка была... Понимаете, в чем дело: отношение к женщинам на войне в то время, когда их мало, — это пло­хо. Потому что всё равно, конечно, какие-то там романы возникают, но когда на всех не хватает, - это плохо"30.