Смекни!
smekni.com

Философ Рене Декарт (стр. 4 из 8)

щееся искусство в точности определений и в умении обобщать свою

аргументацию.

Как говорилось выше, положительные моменты в организации обу-

чения в коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного

содержания преподаваемых дисциплин, и в особенности дисциплин

старших, ("философских" классов. Конечно, схоластика, будучи в

принципе теологизированной философией, включала в себя элементы

конкретных научных знаний ("свободные искусства") . В эпоху сред-

невековья она была исторически необходимой формой усвоения и

трансляции античной мысли. Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а

затем и в других европейских странах становилась все более ощути-

мой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлет-

воренные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в

нее одиозный смысл (сохранившийся и в наши дни), понимая ее как

формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение,

содержательность которого обратно пропорциональна его внешнему

блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластичес-

кой, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая фи-

лософия, поставив эпохальную проблему учреждения царства человека

в реальной, земной жизни, связывала ее решение с более глубоким

пониманием самого человека. Многие гуманисты сформулировали и но-

вое понимание природы. Природоведческие интересы гуманистов свое

наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских пост-

роений, ставших наиболее влиятельными в XVI в . Напомним здесь та-

кие имена , как Парацельс, Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т.

Кампанелла. В отличие от схоластической физики, основывавшейся на

метафизических и природоведческих категориях и представлениях

Аристотеля, концепции ренессансных натурфилософов были ориентиро-

ваны на идеи других античных философов, частично или полностыю за-

бытых в эпоху средневековья,- платонические, пифагорейские, стои-

ческие, атомистические, некоторые идеи досократовских философов

("рассуждавших о природе") . В идейный контекст античной физики

некоторые ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достиже-

ния современного им естествознания (примером могут служить меди-

цинские прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Копер-

ника в космологическом учении Бруно). Важнейшая особенность ренес-

сансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании при-

роды, исключавшем христианско-монотеистические представления о

творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешатель-

ства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфи-

лософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древней-

шее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из

глубин природы, по отношению к которой оно выступало и как некий

вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской

философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Су-

щественной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение

взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого

(и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также

восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, ос-

мысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах

которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое ис-

толкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из ос-

нов ренессансной натурфилософии.

Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса

определялась главным образом восстановлением того диалектического

понимания природы как целостной и самосущей, которое господствова-

ло в античности и теперь противостояло креационистским догматам

схоластической философии.

Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы опыт-

ных знаний, накопившихся за столетия средневековья, а также поло-

жения научной мысли, появившиеся в эпоху Возрождения, значительно

большую долю их содержания составляли устойчивые фантастические

представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячеле-

тия. Таковы представления алхимии и соответствующая им практика по

"производству" золота, добыче "философского камня" и т. п. Весьма

значительную роль в натурфилософских учениях Ренессанса играли и

астрологические представления, которые опять-таки со времен глубо-

кой древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями.

В астрологии имелось свое ("рациональное зерно", заключавшееся в

идее космического взаимодействия светил, их тесной связи с земной

жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно

целостному восприятию природы, которое сближало ренессансную на-

турфилософию с античной. Прочная связь соединяла натурфилософию и

магические суеверия. Уже на доклассовой стадии истории в человеке

жила уверенность в существовании таких связей и сторон природного

мира, которые могут быть весьма полезными людям. Однако поверх-

ностность понимания подлинных, реальных связей природы порождала

совершенно иллюзорные попытки воздействия на природу в интересах

этой практики. Мечта гуманистов об установлении царства человека

на земле далеко опережала возможности ее реализации. Отсюда широ-

кая распространенность магических суеверий в их натурфилософских

представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию

с познанием реальных причин в природе. В позднеренессансной натур-

философии появилось понятие естественной магии. В этом отношении

особенно показательна книга итальянца Джамбаттисты делла Порта

"Естественная магия, или о чудесах природных вещей" (1589), с ко-

торой Декарт, как полагают исследователи, ознакомился еще в стар-

ших классах коллегии. Дж. делла Порта ставил смелую задачу исполь-

зовать силы природы, опираясь на биоантропоморфные силы симпатии и

антипатии, существующие между природными вещами. При всей фантас-

тичности таких представлений идея овладения силами природы на ос-

нове познания присущих ей свойств (несколько позже эта идея была

весьма красноречиво сформулирована Ф.Бэконом) произвела на Декарта

очень сильное впечатление.

К разочарованию Декарта в схоластической учености прибавля-

лось и понимание малообоснованности натурфилософских концепций.

Его строгий ум не мог примириться с теми псевдоистинами, какими

довольствовались схоластики и даже отвергавшие их идеи мыслители,

учения которых приближались к концепциям натурфилософов. Этим во

многом объясняется сильное воздействие на него идей античного

скептицизма, обновленных одним из самых ярких философов позднего

Возрождения, соотечественником Декарта Мишелем Монтенеч (1533 -

1592) . Скептицизм выявил ряд противоречий познания (важнейшее из

них - противоречие между чувственным и умственным компонентами

знания) .

Один из главных аспектов скептицизма - неприятие догматичес-

кой самовлюбленности мыслителей, уверенных в неколебимости всего

того, что они считают единственно истинным. Возобновление этих

идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по схоластичес-

кому догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как

абсолютно незыблемым - в глазах множества современников - цитаде-

лям вероисповедного догматизма. Другая особенность скептицизма

состояла в том, что он подрывал (если не отвергал) всякую уверен-

ность в возможности достичь достоверного знания и утверждал дости-

жимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конк-

ретных ситуациях. По окончании коллегии, подводя итоги своего ду-

ховного развития в "Рассуиждении о методе", Декарт писал, что он

"запутался в сомнениях и заблуждениях", и притом настолько, что

"все более и более убеждался в своем незнании" . Из этого состоя-

ния молодого Декарта выводило наблюдение людей в круговращениях

жизни. В том же произведении он высказал мысль, что можно встре-

тить "более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредс-

твенно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его,

если он неправильно рассудил, чем в кабинетных умозрениях образо-

ванного человека, не завершающихся действием..."

Сильнейшим стимулом к научным изысканиям Декарта послужили

встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований

французского ученого первоначально была математика. Как явствует

из "Правил для руководства ума", математические размышления пере-

росли в методологические, в сущности неотделимые от философских.

Однако начало философской рефлексии Декарта приходится на значи-

тельно более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, полу-

чивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относя-

щейся к январю 1619 г.) Декарт пишет, что если до тех пор он был

лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве дейс-

твующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .

Такой выход, в частности, означал активность в исследовании

различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодо-

го Декарта нашли отражение в неопубликованном трактате "Мир". Ког-

да же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт пуб-

ликует "Рассуждение о методе" с тремя приложениями. Здесь перед

нами вполне зрелый философ и ученый, который в дальнейшем отраба-

тывает в основном уже сложившиеся мысли.

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В исто-