Вторая точка зрения:поскольку классический абсолютистский,фео-дальный по своей сущности,режим в первые сложился на Западе в пери-од"равновесия"и"противовеса",а в России этого не было,т.к.капитализм ибуржуазия еще не сформировались,то: а) или в период Петра мы имеем неабсолютизм,а азиатский деспотизм,лишь внешне похожий на западные абсо-лютистские монархии; б) или в петровский период в России возник абсо-лютистский режим,типологически отличный от западного. Очевидно,что вторая позиция ближе к научной истине.Особен-ность"российского абсолютизма",его отличие от западного заключались вбольшой самостоятельности по отношению к гражданскому обществу.Режимкак бы стоял над обществом и застовлял служить себе все сословия. 9.5. Новые явления в сфере культуры и быта. Серьезные преобразования в области культуры начались еще в 17 ве-ке в связи с наступлением Нового времени. Эти преобразования значи-тельно ускорились в эпоху Петра Великого. Главное, с чем столкнулся Петр в начале своих преобразований -это отсутствие подготовленных кадров, способных проводить реформы вовсех сферах: военном деле, государственном аппарате, науке, строитель-стве, архитектуре и т.д. Нельзя было находиться в постоянной зависи-мости от иностранцев. К приходу Петра к власти страна располагалаединственным учебным заведением - Славяно-греко-латинской академией.Но после отстранения в 1694 году от руководства ею братьев Лихуд ака-демия вместе со 150 учениками стала хиреть. Имелось два пути приобщения к западной науке: приглашение иност-ранных учителей (а это обходилось дорого) и отправка русской молодежидля учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иност-ранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две катего-рии людей - члены посольств и верхушка купечества (гости). Теперь вы-езд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а кнекоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 году был принятспециальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 чело-века, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям. Сближение с западом проявлялось в заботах правительства о том,чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следую-щий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 года) Петр выс-тупил в роли цирюльника, велев принести ножницы и самочинно обрезавбороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр про-делывал несколько раз. Был введен металлический знак, своего рода кви-танция об уплате денег за ношение бороды.Указ 1705 года обязывал всемужское население страны за исключением священников, монахов и кресть-ян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться платили дифференцированныйналог: от 30 до 100 рублей в год (в зависимости от сословной принад-лежности имущественного положения) - огромные по тому времени деньги. Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения"великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортого дворца.Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде:в сорочках свышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых былинадеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья на рукавника-ми. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу зас-тегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей ибархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы).В тот день царь вновь шокировал многих знатных лю-дей,собственноручно взял ножницы и начав укорачивать рукава. В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношениивенгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено но-сить русское платье, его изготовление и продажа карались законом,предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было соз-нательное противопоставление нового, современного, удобного - старому,архаичному. Очевидно, долгие голы только насилием можно было поддержи-вать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нару-шителям различными карами, вплоть до каторги.
Подлинным пособием для дворянина стало так называемое "Юностичестное зерцало" (1717г.). Это сочинение неизвестного автора формируетновый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных ком-паний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских ма-нер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка кслужбе , а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь сле-дует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции,ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество. Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникнове-нии новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введеныассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах исочетали в себе отдых и деловое общение. Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисле-ние: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие нача-лось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Во-рота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевельными де-ревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большимулицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг дру-га. В столице в эти дни устраивались фейерверки.
Для новой культуры были характерны светскость и "государственный"характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Госу-дарство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которыесчитались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусствоПетр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вме-шательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писате-ля, художника, актера, архитектора превратился в разновидность госу-дарственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государс-твенной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказыватьмощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировалсяи унифицировался в соответствии с интересами самодержавия. Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям.Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед госу-дарством задач, прежде всего - в сфере внешней политики. Однако они немогли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились врамках существующего строя и, более того, консервировали российскуюфеодально-крепостническую систему.
Литература
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.,1989.
Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи. // История отечест-
ва: люди, идеи, решения. Очерки по истории России 9 - начала 20 вв.
М.,1991.
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989.
Буганов В.И. Екатерина I. Ист. портрет. // Вопросы истории, 1994,
N 11.
Вильбуа А.Н. Рассказы о российском дворе.//Вопросы истории, 1992,
N 4/5.
Кротов П.А, Рождение Балтийского флота. //Вопросы исто-
рии,1991,N11
Павленко Н.И. Петр Великий. М.,1990.
Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. Чтения и рассказы
по истории России.М.,1989.
Экономцев И.Н. Церковная реформа Петра I.// Родина,1991, N 5,12