Наблюдение за евреями было передано в руки Гестапо (тайной полиции). Усилился нажим на евреев с целью вынудить их уехать из страны.
В результате всех этих событий многие из немецких евреев пришли к выводу, что им нет больше места в Германии. Значительное их число обращалось в посольства и консульства различных стран, но политика закрытых дверей, к которой прибегли США и ряд других государств, во многих случаях препятствовала их выезду.
Глава 2
НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Англия и Франция ответили на это объявлением войны Германии. В результате немецкого "блицкрига" ("молниеносной войны") Польша была разбита в течение трех недель и ее разделили на три части. Западная часть отошла к гитлеровскому рейху, восточная (с ее многочисленным еврейским населением) — к СССР, а центральная, с городами Варшавой, Люблином и Краковом, была превращена в немецкое "генерал-губернаторство" (особая область под "общим управлением" Германии). Всё это толкало людей на эмиграцию.
В течение 1933 года Германию покинуло 37 тысяч евреев — примерно 7,5% всего еврейского населения. Они выехали преимущественно во Францию, Швейцарию и Голландию, где также имели место экономический кризис и безработица и чувствовалось влияние нацистской пропаганды. Многие евреи продолжали сохранять патриотические чувства по отношению к Германии, и это было одной из причин сравнительно небольшой эмиграции.
В марте 1938 года гитлеровский рейх произвел "аншлюс", то есть присоединение Австрии к Германии. 200 тысяч австрийских евреев были немедленно подвергнуты всем ограничениям, от которых уже страдали их немецкие собратья. Нацистская партия возложила на Адольфа Эйхмана осуществление "эмиграции" из Австрии ее еврейского населения. Имущество австрийских евреев было очень быстро конфисковано. Значительное число евреев в результате нажима покинуло Австрию.
После аннексии Австрии западноевропейская и американская общественность убедилась в том, что проблема беженцев, в первую очередь, еврейских беженцев, будет все больше обостряться. Был выработан план, благодаря которому удалось устроить около 7500 еврейских детей в Англии и 3500 детей в других западноевропейских странах. Подобная мера в США не получила поддержки общественности и была снята сthhkjhnmnklj повестки дня. Следует констатировать, что великие державы и малые страны с одинаковым равнодушием отвернулись от преследуемых евреев.
Часть 1
ГЕТТО
С момента нацистской оккупации в Польше началась волна арестов и погромов. Тысячи евреев были посланы на принудительные работы, где терпели всевозможные мучения и унижения. Евреям было приказано носить белую или желтую повязку со "щитом Давида" ("Маген-Давид"). Еврейские магазины и лавки были закрыты, жителям гетто было запрещено ходить по улицам после комендантского часа и ездить в поездах. За несколько недель польские евреи оказались в том же положении, в котором уже пребывали немецкие евреи. Вскоре их положение стало еще хуже. В конце 1939 года было объявлено, что все польские евреи обязаны перейти в гетто — отведенные для их принудительного поселения кварталы. Первое гетто было устроено в Лодзи в феврале 1940 года; Варшавское гетто — в ноябре 1940 года; в 1941 году гетто были устроены и во многих других польских городах. Большинство их было обнесено глухой стеной. Вначале немцы выдавали многочисленные разрешения на выход и вход из гетто, но с октября 1941 года всем евреям, обнаруженным в городе вне пределов гетто, грозила по закону смертная казнь. В конце того же года подсудность евреев обычным судам была отменена и они были отданы полностью на произвол гестапо. Евреи фактически были объявлены вне закона.
Лишь контрабандная доставка продуктов в гетто спасала многих от голодной смерти. Внутри гетто евреи создали подобие общинной жизни и по мере возможности заботились о предоставлении нуждающимся работы, пропитания, жилья и медицинских услуг. В определенных формах существовала в гетто и культурная жизнь.
Немецкие власти организовали в гетто советы еврейских старейшин — "юденраты". Через юденраты немцы передавали свои приказы и распоряжения жителям гетто. Члены юденратов нередко старались разными способами облегчить жизнь своих соплеменников. В тяжелейших условиях гетто их жители решили сохранять свою жизнь, во что бы то ни стало, ибо они видели в этом великую цель — остаться в живых ради сохранения существования на земле своего народа.Для успокоения общественности германское правительство.Для успокоения общественности германское правительство создало особый план:
Пожалуй, немногим знаменит в истории Чехии Терезин, а в историю европейских евреев он бы вовсе не вошёл, если бы не немецкие фашисты: в 1941 году они избрали его местом для реализации одной из самых изощрённых по своей жестокости идей. Терезинштадт, так переиначили они на немецкий лад чешское название, стал одним из самых трагических мест в истории Катастрофы. Нацисты устроили здесь транзитный лагерь-гетто, куда привозили евреев из Протектората Богемии, Моравии и других стран Европы. Гитлеровские идеологи задумали создать «показательный» лагерь. И терезинское гетто действительно не было похоже ни на какие другие учреждения этого рода. По указанию Эйхмана, лично курировавшего его, он был наделён всеми внешними атрибутами «вольного еврейского города». «Еврейское самоуправление»( совет старейшин), иудейское и христианское богослужение, больницы, почтамп, суд, библиотеки , банк, театр, кабаре, лекционная деятельность… Особенно был важен театр! Надо было профессионально режиссировать этот «еврейский спектакль», чтобы продемонстрировать всему миру, что фюрер большой гуманист и заботится о евреях. Специально для них в живописном месте в 60 километрах от Праги, столь любимой и значимой в истории евреев, создан город, где они могут не только работать, учиться, молиться богу, но и реализовывать таланты!..По особому распоряжению Эйхмана в Терезин доставляли видных деятелей искусства: художников, музыкантов, режиссёров , артистов, писателей. С их помощью немцы, снимали пропагандиские фильмы, в которых еврейские актёры и особенно дети с довольными лицами пели песни, разыгрывали сценки, создавали видимость того благополучия, которое было способно убедить посланников Международного Красного креста: да, Гитлер заботится о евреях!…
Отказывающихся участвовать в съёмках немедленно отправляли в Освенцим.
Тогда в Терезине произошло невероятное: любовь к искусству на пороге смерти сплотила узников, аккумулировала в них огромные творческие силы, неподвластные страху. Люди жили последние годы, часы, дни на пике творческого совершенства. По сути, они играли свои роли не столько перед людьми, сколько перед лицом Небес. И они не плакали, а смеялись!
Из терезинского кабаре: «Крепость оборонного значения всегда была готова дать отпор врагу, однако никто на неё не покушался. Кроме евреев. Им удавалось взять её приступом. Да вот как вывести отсюда свои войска?..»
Такой мощный творческой еврейской жизни на малюсеньком клочке земли, наверно не было никогда и нигде. С 1941 по 1945 год было сыграно свыше 600 спектаклей, написано более 100 музыкальных произведений, созданы тысячи рисунок и картин, изданы сотни страниц детских иллюстрированных журналов и взрослых юмористических, исписаны 1000-страничные дневники, запечатлена хроника событий и размышлений, сотни статей, прочитано больше 2500 лекций.. Люди так предавались искусству, что забывали, где они находятся. Некоторые узники рассказывали:
«Театр заменил нам реальную жизнь, он стал мерой наивысшей свободы, на которую мы могли достичь»,- Ян Фишер3 , актер в Терезине, режиссёр.
«Если актёр не являлся на репетицию, считайте , его больше нет.Но всё, что мы делали , мы упорно связывали с неким счастливым будущем.. В Терезине невозможно было написать трагическую пьесу и поставить её.»,- Людек Элиаш4, актер в Терезине , режиссёр.
Ещё в конце марта 1944 года, когда уже тысячи узников терезина были отправлены в печи Освенцима и Майданека, на театральной сцене города в его музыкальном кафе шла «Женитьба» Гоголя в талантливейшей, по воспоминаниям узников Терезина, постановке Густава Шорша.
Визитёры Красного креста прибыли в Терезин много позже, чем их ожидали( в конце июля 1944 года), и нацисты хорошенько «подготовились: десятки тысяч узников были отправлены в Освенцим-вопрос о перенаселение города был решён.
Подготовка к встрече комиссии шла по всем правила тоталитарного режима.Репетиции будущих встреч отрабатывались так же, как это делалось при подготовке судебных процессов в СССР 1937году. То есть тщательно отрабатывались детали поведения «актёров» и «статистов» для встречи с комиссией.Весной 1944 года в городе были разбиты клумбы, открыты новые кафе –райская жизнь!
Конечно, при этакой подготовке не составило труда создать рекламный фильм «Новая жизнь евреев под защитой Третьего рейха».Этот фильм сыграл зловещую роль в истории Холокоста: как было доказать, что «хроника» отрежиссированна? Зрители рассматривали улыбающихся людей - от детей до стариков, слушали музыку в исполнении прекрасных музыкантов, видели выставки детских рисунков, афиши театральных постановок.
Откуда зрителям «Новой жизни евреев»- инспекторам Красного креста, было знать об истинных правилах жизни терезинского гетто? Например, что евреям запрещаоль за чем-либо обращаться к охранникам СС, вообще жандармам, попытка ухода с территории лагеря,бегство каралось расстрелом на месте. Узники были разделены по полам: мальчики до 12 лет жили с матерями, после12 переходили к отцу. О семей ной жизни не могло быть и речи.Мужчинам иногда разрешалось заходить в женский лагерь, но прежде надо было получить специальное разрешение коменданта… Чего стоит один только пункт устава гетто: «Свободное плавание строжайшим образом запрещено.». Не говоря уже о том чтобы ходить из казармы в казарму. Небольшая историческая справка.