Самое большое количество пашни оказалось у под- московного Троице – Сергиева монастыря , основанного в 1337 г . молодым монахом Сергием , получившим в ис- тории прозвание Радонежского. Троице - Сергиев монас- тырь имел 150 тыс . десятин пашни в различных уез- дах Русского государства : в конце XVII в . – 20 тыс . дво- ров крепостных крестьян , или около 200 тыс . душ обое- го пола ( учитывая утайку ) , следует отметить , что в это число земли и крестьян входили владения припис- ных монастырей , которых в конце столетия насчитыва- лось не менее тринадцати , владения самого Троице – Сергиева и приписных монастырей находились в кон- це XVII в . в 42 уездах ( в Центральном районе – 18618 дворов , Озерном – 173 , Северном – 112 , Черноземном –276 ,
7
Среднем Поволжье – 1154 двора ) . Это был левиафан среди землевладельцев : больше дворов , чем у него , бы- ло только в дворцовых владениях , доход с которых шел на содержание царской семьи.
Следует отметить , что запрет приобретать владе – ния , установленный в 1581 г . и подтвержденный в 1584 г., в бурных событиях первого десятилетия XVII в . обхо- дился монастырями при попустительстве правящих лиц , стремившихся заручиться поддержкой церковных иерар-хов и игуменов крупнейших монастырей ( из которых эти иерархи избирались ). Правительство Михаила Федо- ровича , при котором реальная власть находилась в ру- ках его отца , патриарха Филарета , подтвердило захваты земель церковниками и привилегии духовенства. Второй влиятельный патриарх XVII в. , Никон , основал крестный монастырь , в конце столетия у этого монастыря было 900 дворов крестьян.
Главной повинностью принадлежащих духовенству крес- тьян была барщина – обработка монастырской и архиерейс- кой пашни. Платили они также натуральный и денеж- ный оброки. Размеры последнего к концу XVII в . уве- личились , что вызвало жалобы крестьян. Эксплуатация приводила к активным выступлениям против монасты- рей.
В истории монастырского крестьянства вторая поло- вина XVIIв. Является важным периодом. Обычно объем крестьянских повинностей определялся на условную подат- ную единицу – выть , общее число вытей самой крестьянс- кой общиной ( миром ) раскладывалось по семьям – тяглам. К концу столетия все чаще объем повинностей опреде- лялся прямо на тягло. ” Сущность любого обложения при феодализме ( вытного , потягольного , подушного ) одна - учет в первую очередь трудовых ресурсов ( а потом уже произ- водственных возможностей ) крестьянских дворов. Только в первом случае , при вытном обложении , контроль земельного собственника за этим учетом остается на
8
за этим учетом остается на уровне выти ( а далее рас- поряжается мир ) , а в двух других – проникает вглубь , до уровня отдельного тягла и тяглеца … означая … для непос- редственного производителя и общины в целом огромное усиление интенсивности феодальной эксплуатации ”.
Помимо барщины крестьяне платили владельческие и государственные повинности натурой и деньгами. По го- сударственным повинностям платили налоги : “ стрелецкий хлеб ” (по 5 , а после 1688 г . по 7 четвериков ржи и овса с двора ) , ямские ( почтовые ) и “ полоняничные ” ( на вы- куп попавших в плен в войнах или при набегах крымс- ких татар ) деньги , на содержание отставных стрельцов , на покупку сена для царских лошадей и другое. Осо- бенно разорительной была “ подводная повинность ” , то есть перевозка людей и грузов по требованию властей , не считавшихся с тем , что это могло быть в ущерб крестьянскому хозяйству. Крестьяне поставляли даточных лю- дей в армию и людей на государственные работы. А были еще и чрезвычайные сборы с 1679 по 1701 г . , за 22 года они собирались четырнадцать раз. К концу XVII в. тяжесть государственных повинностей выросла прибли-зительно на 60 %.
Монастыри занимались не только сельским хозяйст-вом , но и торговлей. Особенно выделялся торговавший солью Соловецкий монастырь. Поощрялась и торговля монастырских крестьян. Возле крупных монастырей регу-лярно проводились ярмарки , некоторые из них приоб-рели всероссийское значение ( у Свенского монастыря в Брянске , Макарьевского на Волге и другие ) . Ремеслен- ники и торговцы селились рядом с монастырями , обра-зуя торгово – промышленные посады. Некоторые из них стали впоследствии стали городами ( Тихвин , Загорск ) .
Больше двух десятков монастырей имели в XVII в . каменные стены , за которыми при нападении врагов от- сиживалось окрестное население. В этом случае монасты- ри превращались в настоящие кропости. Так , получили
9
широкую известность осады Троице – Сергиева и Соловец-кого монастырей.
Исследователи отмечают два основных направления в политике государства по отношению к церкви в XVI –XVII вв . : во – первых, ограничение роста землевладения пу- тем запрета покупки земел , приема вкладов имений ”на помин души ” , обмена вотчин ( что , как правило , было скрытой формой покупок ) ; во – вторых , сокрашение фео – дальных привилегий церкви как землевладельцаю Собор-ное Уложение 1649 г . подтвердило первое направление по- литики , записав , что ” впредь … патриарху , и митропо-литам , и архиепископам , и епископам , и в монастыри ни у кого родовых , и выслуженных , и за собою не держати , и его душам в вечный поминок не имати никоторыми делы ” . Это обходилось. Кроме земельных владе- ний в руках наиболее богатых монастырей скопились огромные денежные средства.
Основание монастырей в конце XVII в . было постав- ленно под контроль правительства , так , в 1698 г . спе – циальным приказом запрещалось строить новые монасты-ри в г . Енисейске и Енисейском уезде , потому что в Сибири монастырей уже много.
Основание монастырей продолжалось. После введения штатов было разрешено создавать женские общины , кото- рые были как бы переходными организациями , школой монашества. Члены общин еще не были монахинями , но постепенно общины получали статус монастырей.
Образ жизни монаха
В целом существовал монашеский идеал , созерцатель-
ной жизни , самоотречения и и его старались провести в жизнь. Монашество понималось как следование Христу. В
10
монастыре монахи вели аскетический образ жизни , пос-вящая свое время труду и переписке книг. Все это проделывалось в полном молчании , так как монахи не должны были предаваться празднословию. Молчание пре- рывалось лишь звуками колокола и благочестивым пе – нием. Заповеди монаха были такими : любить Бога , лю- бить ближнего своего как самого себя , умерщвлять плоть ,утешать несчастных , не платить злом на зло , лю- бить врагов своих , не быть гордым , много не разговаривать , все хорошее в себе приписывать Богу , оплакивать прежние свои грехи , слушаться аббата и т . д .. День монаха проходил в молитвах , чтении и в ручном труде. Служба осуществлялась строго в соответствующее время , поэтому по монастырю люди сверяли время , ориен- тируясь по звуку колокола. День начинался между полу- ночью и двумя часами : утренняя служба , затем службы – в шесть , девять , двенадцать , три часа дня , вечерняя в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера. Монахи были обязаны посещать церков-ную службу и все время службы внимательно слушать. Спали монахи обычно одетыми. Время между молитвами было заполнено трудом. Иногда это был пахотный труд , иногда ручной , переписывание книг или специальные поручения. Остаток дня проводят в чтении. Часто мыть-ся не позволялось , лишь в Рождество и на Пасху по- лагалась баня , а в субботу – омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке – признак монашеского состояния. Монахи вступая в монастырь , давали обет бедности , поэтому они не имели никакого имущества ,ничего личного у монаха не было. Одеяние монаха состояло из туники и одеваемого сверху кукуля. Правила монашеской жизни строго соблю-дались в монастыре. За их нарушение полагались нака- зания.
Жизнь монаха понималась как непрерывное искуше- ние и покаяние. В мире есть добро , олицетворяемое
11
Христом и созданной им церковью. И есть зло – мир дьявола. Жизнь монаха – борьба с этим злом , борьба с грехами и демонами , борьба с плотью , с миром , с дьяволом. Дьявол часто соблазняет монахов видениями земных радостей и прельщает мирской жизнью. Жизнь монаха есть вечная борьба против обольщений земного мира. Монастырь с его суровой дисциплиной должен был воспитывать монаха настоящим ” воином Христовым ”. Но монастырь был открыт миру , поэтому в монашество стали вливаться светские элементы , в связи с чем правила смягчались и происходило обмирщение – начи -налась новая волна реформ.
Роль монастырей
в культурной жизни Руси
Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной , политической и хозяйственной истории Руси. В нашей стране обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу , но и центрами культуры , просвещения.
Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением , сохранением. Эту задачу как раз и ре-шали монастыри , которые испокон веков были не только духовными центрами , но и своего рода музеями , где хранились уникальные произведения национального искусства , а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей , редких книг.
12
Заключение
В этом реферате наиболее обьективно отражены различные стороны жизни и деятельности монастырей , их влияния на духовное развитие русского народа , их роль в управлении государством.
В то же время , в работе показаны отрицательные стороны существования этих религиозных объединений. Однако , не вызывает сомнений тот факт , что , в целом , роль монастырских объединений в истории нашей страны носит положительный характер.
13
Список использованной
литературы
1. Соловьев С. М. История России с древнейших времен , кн.1, М. ,1959
2. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV – XVI вв.
3. Ключевский В. О. Курс русской истории ,ч. 2-Соч.М. , 1957 ,т.2
4. Флетчер Дж. О государстве русском ,С-Пб ,1906
5. Клибанов А. И. Русское православие : вехи истории , М. ,1989
6. Александр Мень История религии .Учебник ,т.2
14
Оглавление:
Вступление…………………………………………… 2
Причины возникновения монашества…………. 2
Основание монастырей…………………………… 3
Образ жизни монаха……………………………… 10
Роль монастырей в культурной жизни Руси… 12
Заключение………………………………………….. 13
Список использованной литературы……………. 14
1