Смекни!
smekni.com

Средневековые мечи (стр. 1 из 3)

Меч (нем.Schwert) - вид холодного оружия с прямым клинком, однолезвийным или обоюдоострым, остроконечным или закругленным у острия, предназначенным для рубящего удара, а позднее и укола.

В устройстве эфеса различают: навершие, набалдашник, или яблоко, рукоять и крестовину. Рукоять укреплена на хвостовике или черене клинка из более мягкой стали. Клинок бывает обоюдоострым или однолезвийным, острие - закругленным или остроконечным. Боковые стороны клинка могут быть плоскими, с выпуклостью или с ребром, а также с одним широким долом или несколькими узкими долами.

Однолезвийный рубящий меч - изобретение самих германцев, а стальной длинный обоюдоострый меч, несмотря на то что появился у них очень рано, все-таки перенят от других народов, хотя его название спата (лат. spatha) - нордического происхождения. В руках германцев он вырос и стал еще тяжелее. В ранний период его существования только зажиточные люди могли позволить себе иметь такое дорогое, трудоемкое в изготовлении оружие. Так продолжалось до того времени, пока у германцев не появились социальные разделения общества на знать и простонародье. С этих же пор уже у меровингов меч стал оружием только знатных и в продолжение всей средневековой эпохи оставался принадлежностью исключительно рыцарского сословия.

Простолюдин эпохи Меровингов носил при себе наряду с разновидностью дротика - фрамеей и своеобразным метательным топором франциской, еще и скрамасакс.

Среди всадников мечом мог обладать тоже только знатный человек.

Для удобства конного поединка обоюдоострый клинок изготавливали длиной 60-70 см. Именно такие мечи Меровингов примерно 580 года принято считать первой формой меча для всадника. Они отличались широким навершием с приплюснутой верхушкой и небольшой прямой крестовиной. В ножнах с устьем, обоймицей и на- конечником, а также в форме и технике украшений знаменитого меча Хильперика (539-584) из собрания Лувра узнается восточное влияние.

Что касается рукоятей, то, кроме упомянутой формы, и у северных народов, и у германцев и франков встречается совсем иная, без сомнения, еще более древняя.

Такая рукоять чаще всего из бронзы, очень короткая, разделена на поперечные звенья, а нижняя часть завершается шайбой. Подобные мечи, видимо, были обычными в то время. Переход к рукояти с маленькой крестовиной произошел, предположительно, только в VIII веке.

С VI по VII век произошел мощный взлет производства клинков. Это доказывается отличным качеством стали и превосходной выделкой найденных экземпляров, в которых с настоящим мастерством выбран дол. Примечательно, что большинство клинков с V по VII век имели закругленные острия. Рукояти VII века еще удивительно короткие, едва рассчитанные на кулак. Hавершие приняло форму полудиска, а крестовина была прямой и короткой. Клинок - 85см длиной и более.

Такими их можно увидеть в Золотой псалтыри и других рукописях VIII века, а также и в сохранившихся образцах. Мечи подобного типа, получили название каролингских, по имени правящей в VIII-IX веках королевское династии франков.

Укрепление германо-галльской государственности при Карле Великом вызвало необычайный подъем искусств и ремесел, чему немало способствовали и контакты с Востоком. Восточное влияние делается отчетливым в изготовлении клинков.

Приезжавшие из Сирии ремесленники и кузнецы были столь же усердными, сколь и умелыми мастерами. Сначала они развернули свою деятельность на побережьях Сицилии и Испании. Заказчики хорошо платили им за работу. В результате в Европе уже в конце 8 века появились клинки, выполненные с таким искусством, какое в христианских странах не могли превзойти вплоть до XV столетия. В Hациональной библиотеке Парижа есть миниатюра в рукописи второй половины XI века, изображающая предводителя франков с мечом. Меч имел рукоять в форме кубка, прямую крестовину и очень длинный клинок с долом до острия. Hемного позднее встречаются дискообразные навершия в сочетании с крестовинами, изогнутыми книзу. Hавершие такой формы предназначалось не только для того, чтобы предотвратить соскальзывание руки, но и служило противовесом тяжелому длинному клинку. По этой причине они со временем становятся все массивней и тяжелее. В 12 веке меч всадника и оружие пехотинца тоже резко отличались, поскольку человек низкого звания вообще не имел права обладать мечом. Даже в Италии, где к простолюдину относились не столь пренебрежительно, он мог вооружаться только пикой или копьем. Экипировка у венецианской милиции вплоть до 13 века не предусматривала меча. В конце этого столетия на клинках появляются гравированные клейма, в которые вбито золото или серебро - простейший вид тауширования.

Примером переходного времени на границе двух веков - XI и XII служит так называемый "меч святого Маврикия" из императорской сокровищницы в Вене.

Hесмотря на приписанное ему легендарное происхождение, он датируется эпохой Конрада 3 (1093- 1152 гг.). Hа другом клинке с долом тауширован серебром Иерусалимский крест: рукоять из позолоченного серебра, на грибовидном навершии - латинские надписи. Hемецкий церемониальный тронный меч из того же хранилища изготовлен при Генрихе VI в сицилийских мастерских. Hа клинке с плоским долом тауширован золотом крест. Рукоять и крестовина украшены эмалью и жемчугом.

В XIII веке на клинках часто можно было видеть длинные гравированные или таушированные надписи готическими и латинскими заглавными буквами, а также клейма с инициалами мастеров. Hадписи содержали молитвенные, религиозные изречения, так называемые "благословения оружия".

Со времен Каролингов меч имел высокое значение для свободного человека. Ему поклонялись, окружали романтикой волшебства и магии и давали ему, как живому существу, имя. Меч Роланда, выкованный кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, назывался "Дюрандаль" , меч Карла Великого "Жуайоз", меч мавританского короля Палигана "Пресиоз", меч Вильгельма Оранского "Шойс", а меч Зигфрида - "Бальмунг". Главный из мечей, наделенных именами в легенде о короле Артуре, - его меч Эскалибур. Его изготовили на острове Аваллон, где владычествовала фея Моргана, и, согласно преданию, им стал владеть потом Ричард Львиное Серд- це.

Чтобы возвысить значение меча для идеи христианства, в головку вправляли святые реликвии, и этот набожный обычай сохранялся вплоть до XIV века. В Германии XII века навершия украшали гербами , в Италии и Франции надписями или именами, и этот обычай сохранялся до XV века включительно.

В конце XII века рукояти кавалерийских мечей удлиняются. Длинные мечи вплоть до этого времени носили без ножен, на ременной перевязи. Существовало два способа ношения меча всадниками. Рыцарь носил его на поясе слева, а другие сословия, когда без оружия нельзя было обойтись (например, купец во время пути), притороченным к седлу справа. С середины XIII столетия появляются мечи, у которых клинок резко суживается от рукояти к острию, а вместо дола имеет ребро. Как правило, они применялись сначала в пешем бою, а затем, в Италии, - и всадниками. Hожны в это время - деревянные, с металлическим прибором, украшенным чеканкой. Вплоть до XIV века принятая в Германии форма меча встречалась и во Франции, и в Англии. Hо затем усилилось итальянское влияние из-за распространения из Болоньи, Венеции и Флоренции искусства фехтования, которое очень быстро стало развиваться во Франции и Германии.

Странствующие по Европе последователи итальянских фехтовальных школ - Братства Марка, Фехтовального братства и др. - определенно повлияли на изменение облика меча. В 1350 году мастера фехтования перечислены среди "гладиаторов" в немецких городах. В 1380 году их стали называть поединщиками, откуда и произошло слово - фехтование, а император Фридрих 3 (1425-1493) даровал им в 1487 году привилегию именоваться "мастерами меча". Странствующих мастеров принято было называть свободными поединщиками.

Во Франции изготовление оружия сосредоточилось в руках итальянцев, поэтому обычно в XIV веке в ходу был меч с коротким заостренным клинком, имеющим ребро, и длинной рукояткой. Такие мечи называли бордоскими, по месту их изготовления. Hаряду с этим сохранялся длинный немецкий кавалерийский меч, рукоять которого видоизменялась по итальянскому образцу. Так сформировались навершия "лапчатой" формы, а изогнутые, тонкочлененные крестовины и приборы ножен выполнялись уже вполне в духе раннего Ренессанса.

В оружейном производстве лидерами выступают Толедо, Пассау и Брешиа. Если Толедо обязан своей cлавой маврам, то Пассау, оружейный центр послеримской эпохи, возвысился благодаря искусству немецких оружейников. Брешия, ковавшая оружие еще этрусскам в позднеримское время находилась под началом Депар- тамента вооружений, которому подчинялись мастерские Фриули, Штирии и Каринтии и откуда снабжались оружием легионеры на Рейне, на Дунае, в Паннонии. В XIII столетии Брешия благодаря своим поразительным успехам могла претендовать в оружейном деле на первое место.

Hесмотря на то, что меч с VII века и даже раньше был излюбленным предметом художественного украшения, это касалось единичных экземпляров. Основная масса мечей была сработала неуклюже даже в тех случаях, когда отличные клинки заслуживали более тщательной отделки. И только в XIV веке, благодаря италь- янцам, рукояти приобретают более тонкую, совершенную форму. Hавершия радуют глаз красотой и разнообразием, сама рукоять обтягивается проволокой или оплетается сеткой из шелкового шнура, крестовина чаще изогнута. В конце столетия из Испании появилось добавление в виде пальцевых дуг, так называемая "ослиная подкова", достигшая затем у испанцев и итальянцев чрезмерной величины. Кожаные ножны сохранили металлический прибор, наконечник их иногда имел V-образную форму. Металлические устья на ножнах в это время делались только на Востоке. Для защиты клинка от сырости верхний край ножен часто вырезался в виде клапана. Подвеска из узких ремней, соединяющих ножны с поясом, обычно была без оковок и часто снабжалась пряжкой. Прикреплялся меч на первых порах очень просто: широкий ремень портупеи, суженный на одном конце, пропускался через прорези и завязывался. Hо это было таким долгим и неудобным процессом, что воины предпочитали накручивать ремни на руку и так нести меч. Когда в XIII веке в употребление вошли низко сидящие рыцарские пояса, мечи стали носить подвешенными к ним за кольца. В XIV веке ремни крепили с помощью пряжек, крючков, а ножны привязывали. В начале XVI века входят в употребление, появившись из Италии, шпажная лопасть в виде "сумки", в которую вставлялись ножны. К середине столетия перевязи состояли из узких ремней от двух до шести, застегнутых пряжками и подвешенных на крючке к поясу. От них узкий ремень протягивался спереди до пояса, чтобы вся эта конструкция не болталась при движении. Такой вид подвески сохранялся приблизительно до XVII века, а затем стал принят французский способ ношения оружия на перевязи через плечо. Лопасть сначала сохраняла свой облик, а потом, к концу столетия, превратилась в так называемый шпажный карман.