В случае использования релейной или длинной линии между студией и передатчиком, различные модули FM-процессора могут размещаться в разных местах (часть в эфирной студии, часть на передатчике). Цифровые FM-процессоры всегда имеют цифровые входы/выходы для исключения излишнего преобразования сигнала, что наиболее актуально при использовании цифровых эфирных студий и релейных линий. FM-процессоры необходимы также и в случае ретрансляции звуковых программ спутниковыми системами [4-5].
В настоящее время сигналы по релейным линиям, служащим для связи эфирной студии с удаленным передатчиком, передаются, как правило, в цифровом формате. При этом используется сжатие информации (наиболее часто в формате MPEG ISO/IEC 11172-3 Layer 2 или Layer 3). Такие линии обладают повышенной помехозащищенностью и достаточно высоким качеством. В последнее время чаще стали использоваться оптоволоконные линии связи, позволяющие по одному волокну передать несколько независимых звуковых сигналов. Цифровые воздушные радиорелейные линии работают на частотах выше 8 ГГц. В качестве передатчиков большое распространение получили устройства, содержащие полупроводниковые модуляторы-стереокодеры с ламповыми усилителями мощности. Модульные полупроводниковые передатчики уверенно выходят на рынок, несмотря на то, что имеют высокую стоимость, так как у них больший ресурс работы по сравнению с ламповыми усилителями мощности. Антенны же, как правило, рассчитываются индивидуально для каждой конкретной радиостанции. Иногда несколько радиостанций используют одну и ту же антенну, подключаясь к ней через специальное устройство.
Весь программный материал радиостанции хранится на сервере фонограмм. Сервер обычно все же не находится в эфирной студии.
Готовый материал может быть записан на минидиск или другие носители, с которыми работает вещательная аппаратная. Можно брать также интервью непосредственно по телефону, с последующей записью и монтажом, изготавливать и вставлять рекламные клипы. Наконец, можно подготавливать для эфира уже записанные блоки программ. Автоматизированное рабочее место редактора включает обычно соответствующий микшерный пульт, проигрыватели компакт-дисков и минидисков, кассетный магнитофон, репортофон, микрофоны, головные телефоны, станцию монтажа и обработки фонограмм, принтер и комплект кабелей.
На рисунке 1.3 приведены примерный состав оборудования студии радиостанции и взаимосвязи между ним.
Технологические особенности производства программ на коммерческих радиостанциях, большая часть которых представлена диаграммой активностей - SADT-диаграммой (рисунок 1.4), включают организационные мероприятия, первичный сбор материалов, обработку и подготовку к эфиру текстовых материалов, студийную запись, монтаж и обработку фонограмм, формирование фонотеки и архивирование программ, составление сетки вещания, выпуск программы в эфир. На рисунке 1.5 в виде SADT-диаграммы детализирована активность "Формирование программ радиовещания".
Организационные мероприятия. Организационные мероприятия предполагают переговоры, заключение договоров с участниками передач, поставщиками информации, операторами связи, рекламодателями, командирование сотрудников для записи репортажей и др.
Первичный сбор материалов. Данный этап (рисунок 1.6) включает в себя сбор материалов для подготовки выпусков новостей, получение репортажей корреспондентов, подбор материалов для формирования музыкальной фонотеки (музыкальной базы) радиостанции, а также первичную студийную запись материалов.
Материалы для новостей могут поступать в студию от информационных агентств (например, по телексным линиям связи или по электронной почте), а также от собственных корреспондентов (по телефону или в записи). На большинстве коммерческих радиостанций новости не являются основным направлением вещания, а используются только с целью некоторого разнообразия эфира. При этом, как правило, дается 1…3 выпуска новостей в час (чаще всего два выпуска - в начале и в середине часа) длительностью по 2…4 мин. каждый. Новости могут браться также из Интернета. Отбираются достойные внимания сообщения, появившиеся в течение последнего часа, а наиболее важные новости повторяются из часа в час, пока они еще остаются актуальными для слушателей [2].
Репортажи корреспондентов могут поступать в студию в уже записанном виде - на мини-дисках, DAT-кассетах, по e-mail, и каналам подвижной связи, а также по обычному телефону. Если информация поступает по телефону, необходима запись этого репортажа на стандартный носитель. Записанный телефонный репортаж может затем использоваться двумя способами.
В первом случае запись репортажа после соответствующей обработки и монтажа идет непосредственно в эфир. Во втором варианте делается текстовая расшифровка репортажа, а затем эта расшифровка используется корреспондентами или редакторами при подготовке текста новостей.
Источниками музыкальных материалов для формирования фонотеки на радиостанциях, как правило, являются музыкальные файлы формата MP3 (MPEG-1 ISO/IEC 11172-3 Layer 3), например, из сети Интернет, и компакт-диски. Еще одним источником музыкальных материалов является запись в студии радиостанции, но на коммерчеcких радиостанциях это делается крайне редко, вследствие высокой стоимости. Любые фонограммы, полученные на этапе первичного сбора материалов, как правило, подлежат дальнейшей обработке и монтажу. Для автоматизации процессов монтажа фонограмм существует специальное аппаратно-программное обеспечение.
Обработка и подготовка к эфиру текстовых материалов. На этом этапе обрабатывается текстовая информация, полученная при первичном сборе материалов. Из поступивших сообщений отбираются те, которые представляют реальный интерес. На основе поступившей информации формируется текст информационных выпусков, подборка уже готовых фрагментов текста, подготавливается текст, который будет читаться дикторами в прямом эфире. Если требуется текстовая расшифровка корреспондентских репортажей, то это тоже выполняется на данном этапе. На крупных государственных радиостанциях, как правило, все без исключения звуковые материалы, используемые в передачах, имеют текстовую распечатку для утверждения администрацией, на коммерческих станциях это делается далеко не всегда.
Студийная запись, монтаж и обработка фонограмм. Они выполняются параллельно с этапом обработки и подготовки к эфиру текстовых материалов [1-2]. Монтаж и обработка фонограмм (рисунок 1.7) разделяются на простой монтаж и сложный. Простой монтаж включает в себя:
резку/склейку фонограммы, то есть вырезание участков фонограммы, вставку в фонограмму участков другой или той же самой фонограммы, замену выделенных частей фонограммы другими, перестановку частей фонограммы местами и другие подобные действия над фонограммой;
регулировку уровня;
микширование нескольких фонограмм в одну.
При сложном монтаже, кроме перечисленных выше операций простого монтажа, осуществляется создание сложных микс-листов и обработка фонограмм с использованием специальных программ, служащих для создания спецэффектов (plug-ins).
Студийная запись подразумевает запись фонограмм согласно подготовленным текстовым фрагментам (озвучивание текстов, подготовленных на этапе обработки и подготовки к эфиру текстовых материалов).
Рисунок 1.7 - Операции при монтаже и обработке фонограмм
Формирование фонотеки и архивирование. Этот этап включает в себя перемещение (копирование) подготовленных к эфиру фонограмм в фонотеку. В комплексах автоматизированного вещания фонотека часто совмещается с архивом. В фонотеку также могут помещаться оригиналы записей (фонограммы, полученные на этапе первичной записи), а также записи, представляющие контрольную копию эфира. Наличие таких копий весьма важно, особенно в ситуациях, требующих документального подтверждения того, что та или иная рекламная вставка вышла в эфир в оговоренное с рекламодателем время. В случае совмещения фонотеки с архивом в нее также могут помещаться подготовленные текстовые материалы (например, расшифровки репортажных фонограмм). При помещении в фонотеку каждой фонограмме присваивается набор параметров, которые в дальнейшем позволяют упростить поиск фонограммы в архиве (фонотеке).
Частоту ротаций песен, их стилистику, художественные правила позиционирования песен в эфире определяет музыкальный редактор, директор программ, генеральный директор, иногда даже и владелец радиостанции, на основе результатов музыкальных исследований, своего видения конечного продукта и чувства рыночной конъюнктуры.