Смекни!
smekni.com

Алтайский этнос в системе российской государственности (стр. 5 из 21)

Горный Алтай в составе Российской империи

Присоединение алтайского народа не было первым опытом в истории России. В состав России многие народы входили добровольно, не были исключением и алтайцы. Добровольное вхождение в состав России говорит о том, что малые нарды видели эту великую страну в роли защитницы и покровительницы. Действительно, войдя в состав государства, малые народы не только сохранили себя как народ, этнос, но и не потеряли культурной и языковой самобытности. Вековое соседство с другими народами в составе России интегрировало население страны и в психологическом, и в бытовом плане. Несмотря на красочную палитру культур и традиций разных народов, им удалось и удается жить бок о бок дружно, перенимая друг у друга те или иные традиции, праздники и привычки. Российское государство объединило этносы и народы в одну большое политическое сообщество, одновременно сохраняя культурную специфику. Об этом свидетельствуют исторические факты.

Горный Алтай вот уже 250 лет в составе России. Вхождение в состав России сохранило алтайцев как народ от китайского порабощения, а также ликвидировало их изолированность и дало толчок экономическому, культурному, общественному, политическому и духовному развитию. Присоединение к России, бесспорно, сыграло цивилизационную роль во всех отношениях.

До середины XVIII века алтайские племена номинально входили в состав крупного и сильного государства Центральной Азии - Джунгарского ханства. В 1745 завершает свое правление последний и самый влиятельный правитель Джунгарии Галдан Церен. Сразу же после смерти хана в стране вспыхивает острая кровопролитная борьба за власть, которая продлилась на десять лет. Завершилась борьба тем, что очередным ханом стал внук Галдана Церена – Дебачи, который чтобы сломить сопротивление других претендентов призвал на помощь военного феодала – нойона Амыр – Сану. За оказанную помощь Амыр – Сана потребовал от Дебачи в свое владение три улуса, в число которых входили и алтайские племена с их территорией. Но Дебачи не намеревался делиться своими владениями. Это обстоятельство послужило поводом для новой междоусобной войны, в ходе которой Амыр – Сана потерпел поражение. Амыр – Сана, в свою очередь, привлекает на свою сторону Китай. С помощью них он разгромил своего противника. Плененный Дебачи был отправлен в Пекин. Теперь Амыр – Сана не сомневался, что ханский престол достанется ему, однако китайский император не думал ставить его ханом. С его помощью он хотел лишь захватить Джунгарию, а потом разделить его на четыре княжества во главе с назначенными им правителями. Видя, что планы его рухнули, Амыр –Сана теперь идет против китайского императора, что привело к китайско - джунгарской войне в 1755-1758 гг. [27]

Ослабленная феодальными междоусобицами Джунгария не в силах была противостоять агрессорам. Бросив против нее огромную армию, Китай превратил Джунгарию в место сплошного кровавого побоища, которое дополнялось разбойничьими набегами киргизских и казахских феодалов. Известный исследователь Сибири С. Шашков, описывая последствия этих кровавых событий, отмечал, что «вскоре в стране воцарился голод, одни умирали от голода, другие резали людей и питались человечьим мясом. За голодом шла оспа. Джунгария буквально была усеяна трупами. Ее воды покраснели, а воздух был полон дыма от горевших улусов, лесов, трав». По свидетельству С. Шашкова, войны и болезни унесли до миллиона человеческих жизней.

Нашествие и разбои китайских завоевателей коснулись и Горного Алтая. Преследуя беженцев, а зачастую под этим предлогом, завоеватели вторгались в пределы края ( в долины рек Челушмана, на территории современных Усть –Канского, Онгудайского, Шебалинского и Майминского районов). Неся его жителям смерть и разорение, намереваясь силой забрать алтайцев в китайское подданство.

Население Горного Алтая не желало принимать китайского подданства и в меру своих сил и возможностей оказывало сопротивление насильникам. Оно создавало конные отряды численностью в 300- 400 человек, во главе которых вставали их зайсаны. Особенно были известны своими боевыми действиями отряды зайсана Гулучая и его помощника, старшины Бобоя. Мобилизовав в свой отряд всех мужчин, способных владеть оружием, они наносили врагу весьма чувствительные удары. Но малочисленность отряда не давала возможности добиться полной победы над врагом.[28]

Не в силах противостоять агрессорам, алтайские князья ищут защиты у России, для чего устремляются в ее пределы. Но китайцы усиленно препятствуют этому. Например, в письме алтайского зайсана Бока на имя Елизаветы Петровны указывается, что когда он с другими зайсанами шел к русским крепостям, то в пути дважды подвергался нападениям со стороны китайцев. Из 5000 телеутских кибиток (около 20 000 тыс. человек), ехавших на лошадях и верблюдах, До Усть – Каменогорской крепости добрались лишь 35 пеших человек. Остальные погибли в пути. Жестокостям китайских завоевателей по отношению к алтайцам, не желавшим принимать их подданства, не было предела. Сохранилось множество документов, которые свидетельствуют, что китайские войска « в алтайских горах без остатку алтайцев искореняли, а малолетних в реку бросали и, вдаль увозя, остальных оставляли». Прибывший к кузнецкой крепости алтайский зайсан Менко просил о защите его народа от китайских войск, которые их «воинскою сильною рукою гонят и склоняют в подданство китайского хана, а они не желают, а желают быть в вечном подданстве Российской империи». Несколько позже зайсан Менко погиб в битве с китайским отрядом.

Тяжелые события тех лет нашли свое широкое отражение в исторических преданиях алтайцев. В 1826 году одним из путешественников близ Усть -Кана было записано одно из них, которое повествовало об алтайском отряде под командованием Чечена. Спасаясь от превосходивших китайских войск, отряд укрылся на высокой каменной сопке, где долго отбивал атаки врага. Когда погибло большинство воинов, и защищаться стало невозможно, Чечен с оставшимися людьми, чтобы не попасть руки врагов, бросился со скалы и разбился. В память об этом героическом подвиге, гласит предание, и сопка с рядом протекающей рекой были названы в честь этого героя.

Отвергая навязываемое захватчиками подданство, алтайцы в силу объективных причин (малочисленность, разоренность племен, экономическая слабость алтайского хозяйства и т. д.) не могли в то же время до конца противостоять превосходившему их по количеству и по вооружению врагу. Осознавая это, алтайские зайсаны, начиная с осени 1755 года, усиленно ходатайствуют перед сибирским пограничным начальством и русским правительством о приеме их со всеми подвластными им племенами в подданство России. При этом они настаивали на незамедлительном решении этого вопроса, ибо продолжавшаяся джунгаро – китайская война приносила аборигенам Горного Алтая неисчислимые бедствия и разорения.[29]

Знакомясь с работами исследователей, я выделила две основные позиции по вопросу о характере присоединения Горного Алтая к Российскому государству – «мирного присоединения» и «завоевания» территории рассматриваемого региона.

Н.С. Модоров придерживается концепции преимущественно мирного и добровольного вхождения отдельных народов в подданные «белого царя». В качестве аргумента этот исследователь приводит следующее – «подчинение русскими территории, на которых кочевали алтайские племена, происходил как мирным путем, так и с помощью оружия. Вооруженные конфликты между русскими служилыми людьми и алтайцами имели место, в первой половине XVII века, когда позиции русского государства в южно – сибирском регионе были непрочными, а потому алтайцы не видели в нем еще силу, которая способна была бы нести стабильность в политическую ситуацию на Алтае. Но основную ставку при присоединении новых земель русское правительство делало все же на мирный путь».[30]

По определению Г.П. Самаева, благоприятные обстоятельства, сложившиеся в результате принятия подавляющей частью алтайцев русского подданства, способствовали быстрому росту населения Горного Алтая. Исследователь отмечает, что с приходом русского населения алтайцы переходят на оседлый образ жизни, начинается широкое проникновение в Горный Алтай русской материальной культуры, заимствование алтайцами новых приемов хозяйствования.[31]

В своей работе Н.С. Модоров высказывает мысль о том, что вхождение и последующее пребывание алтайцев в составе России изменило не только быт и культуру, но и социально – экономические отношения. Включение алтайцев в товарно-денежные отношения, в единый всероссийский рынок содействовало более быстрому разложению натурального хозяйства аборигенов. От русских крестьян ими были восприняты многие новые занятия, хозяйственно - бытовые навыки. Многое переняли у местных народов и русские. В их обиход прочно вошли меховая алтайская одежда и обувь, а в арсенал охотников – многие примы алтайской охоты и др.

Противоположную точку зрения высказывает В. И Кандаракова, которая склоняется к признанию концепции «завоевания». Характеризуя процесс присоединения Северного Алтая к России, использует термины «захват, покорение, подчинение», «политика царизма покорять народы Сибири «к ясачным людям ласку и привет держати» не была политикой гуманизма, а была стремлением царя владеть монопольно подчиненными народами Сибири, в том числе населением Северного Алтая. Предписание царя о захвате новых земель, покорение других народов «ласкою», а в случае отказа подчиняться добровольно, не платить ясак, «пускать в ход оружие», подтверждает цели царской России.[32]