Смекни!
smekni.com

Архитектура и градостроительство Кыргызстана (стр. 4 из 7)

В 19 в. несколько оживилось развитие куль товой и жилой архитектуры. Из крупных соору жений этого периода выделяются медресе Алым бека, мавзолей Асаф ибн Бурхия, мечеть Бакый, построенные в г. Ош. Все три сооружения яв ляются образцами архитектуры Ферганы 19— начала 20 вв. Главный фасад медресе Алымбека имеет мощный портал и угловые минареты, придающие комплексу монументальность. В состав комплекса медресе входили мечеть, дарсхана, не сколько мавзолеев, ханака, худжры. Двор был вымощен жжёным кирпичом, в центре распола гался большой хауз. Размеры медресе в плане составляли 52x58 м. Своеобразный облик мавзолея Асаф ибн Бурхия достигался очень высоким порталом, ажурный верх к-рого подчерки вался декоративными окнами — канджара, и за вершиями в виде стилизованного трилистника. Прочная ниша портала покрыта ганчевой резьбой с росписью. Дореволюционный облик го родов и сёл Кыргызстана в конце 19 в. изме нился после его вхождения в состав России. В сельских местностях по берегам рек, на удобных пахотных землях строятся поселения и хутора рус ских и украинских переселенцев. Жилые и куль товые здания переселенцев сохраняют традиции русской и украинской архитектуры. На юге Кыр гызстана в местах залежей руды появляются пер вые рабочие посёлки Сюлюктю, Кёк-Жангак и др. Общее кол-во объектов архитектуры и гра достроительства в конце 19— начале 20 вв. на территории Кыргызстана невелико.

Значительный этап развития градостроительства и архитектуры Кыргызстана по сравнению с предыдущими эпохами произошёл в 20 в. и связан с установлением Советской власти.

Начальный период развития советской архи тектуры и градостроительства Кыргызстана при ходится, на послереволюционные годы и завер шается в конце 30-х годов. Важным процессом здесь был окончательный переход к оседлости кыргызского этноса и формирования сети насе лённых мест на всей территории республики. Наряду с развитием исторических городов (Ош, Узген) быстро растёт территория таких городов, как Пишпек, Каракол, Токмок и возникают но вые рабочие посёлки, преимущественно добы вающей промышленности. По существу этот этап во многих отношениях отразил в себе глубинные процессы в организации устойчивой простран ственно-материальной среды обитания кыргызов, привыкших к быстрым и многократным транс формациям своей жизненной среды. Возникно вение новых сельских поселений земледельческого и животноводческого профиля сопровождается усилением притока сельского населения в горо да, рабочие посёлки.

Градостроительство развивалось благодаря со зданию промышленных предприятий в местах сосредоточения полезных ископаемых, энергети ческих ресурсов и на важных узлах транспортно- комуникационных артерий. После второй пятилетки в Кыргызстане насчитывалось более шес тидесяти предприятий лёгкой, пищевой и тяжё лой промышленности, во многом обусловивших быстрый рост городов и посёлков городского типа. Данный градообразующий фактор повлёк за собой строительство одно- и двухэтажных жи лых зданий, школ, детских садов, магазинов и др. объектов культурно-бытового и адм. назна чения. Нехватка архитектурных кадров, специалистов инженерно-технического профиля не позволяла создавать полноценные в архитектурном отношении здания и сооружения. Строительство многих городов и посёлков городского типа изо биловало низким уровнем архитектурно-художе ственной проработанности, невыразительным внешним обликом, т. е. отвечало лишь сугубо утилитарным целям. Архитектурные проекты зданий и сооружений для Фрунзе, в основном, разрабатывались проектировщиками Москвы, Ленинграда и ряда др. городов. В 1933 на базе проектно-сметного бюро организован первый проектный институт Кыргызпроект (ныне Кыр гызгипрострой).

В середине 30-х годов на территории Кыр гызстана насчитывалось свыше 200 посёлков, имеющих благоустроенные улицы, парки, обще ственные здания и площади с элементами ин женерно-технического обеспечения. Вместо сыр цового кирпича стал применяться жжёный кир пич, что позволило увеличить высоту домов до трёх этажей. В начале 30-х в годов во Фрунзе впервые были построены 3-этажные жилые дома, что значительно повлияло на архитектурный облик столицы.

В сёлах наряду с глинобитными жилыми домами было построено большое число кошар, зер нохранилищ, телятников, коровников, овчарен, мельниц, колхозных станов и т. д., что положи ло начало возникновению сельской архитектуры Кыргызстана.

Позитивное влияние на развитие кыргызской архитектуры в данный период оказало строитель ство отдельных общественных зданий. Был со оружён ряд крупных общественных зданий в гг. Фрунзе, Ош, Кызыл-Кыя, Сюлюктю. Родослов ную архитектуры общественных зданий принято связывать со строительством первого крупного сооружения в столице — здания Совнаркома Кыргызской АССР, осуществлённого по проек ту А. П. Зенкова в 1928. Используя традицион ные элементы вост. архитектуры — купол, стрель чатые окна, декор, полузамкнутые дворы, плас тику стен, А.П. Зенков создал выразительный образ нового типа адм. здания с учётом местно го колорита. К числу наиболее заметных столич ных общественных зданий, построенных в дан ный период, можно отнести: Дом Правитель ства (1936), здание Кыргызского педагогическо го института (1932), Музыкальной школы (1935), Дом Комвуза (Ю. Дубов). Архитектурно-худо жественные особенности названных зданий сви детельствуют о тяготении к стилизаторству и кон структивизму, в целом обусловленных идейны ми течениями советской архитектуры тех времен.

Второй этап развития архитектуры и градост роительства начался с'конца 30-х годов. Архи тектурно-градостроительной деятельностью в Кыргызстане в эти годы, в основном, занима лись архитекторы из Москвы и Ленинграда. Архитекторов-кыргызов по существу не было из- за отсутствия архитектурно-строительных учеб ных заведений.

В 1939 Совет народных комиссаров Кыргыз ской ССР утвердил первый градостроительный документ — Генеральную схему развития и ре конструкции г. Фрунзе (арх-ры Н. Смирнов). Основные идеи генерального плана предусмат ривали укрупнение планировочных элементов го родской застройки, реконструкцию жилых квар талов, композиционные выделения главных го родских магистралей, создание в юго-зап. час ти города промышленной зоны, новых бульва ров, озеленённых пространств и др. В после дующие годы эти замыслы получили частичное воплощение. Так, по проспекту Молодой Гвар дии (быв. ул. Атбашынская), ул. Правды (быв. Кузнечная), были созданы новые бульвары, организованы в Карагачевой роще Центральный парк культуры и отдыха, близ завода им. Фрунзе — парк имени Фучика, создан сквер напротив Дома Правительства, заложен Ботанический сад, за вершена реконструкция бывшего городского сада. В архитектурном облике столицы весьма замет ную роль стали играть ул. Ленина (ныне про спект Жибек жолу), Сталина (ныне проспект Чуй) и Пионерская (ныне Токтогула).

На примере г. Фрунзе стало очевидно, что дальнейшее развитие городов немыслимо без раз работанного генплана. Создание генеральных планов городских населённых пунктов постави ло их развитие на рациональную плановую основу и послужило прочной базой для кыргызского градостроительства.

В эти годы были выполнены первые гене ральные планы сельских населенных мест. Пер вый проект колхозного посёлка им. Калинина Сокулукского р-на был разработан в 1949 архи тектором Е. Писарским. Однако в проектах за стройки городов и сёл были слабо учтены реги ональные, культурно-исторические и природно- климатические факторы. Архитектурно-художественные проблемы затрагивались поверхностно и трактовались чересчур упрощённо или в духе псевдоклассицизма. Промышленные сооружения уступали по архитектурно-художественному качеству жилым и общественным зданиям, но в отдельных случаях были созданы интересные сооружения, например, здание шампанвинком бината на проспекте Мира.

Послевоенное десятилетие характеризуется пе реходом на типовое проектирование и массовое строительство. Первая серия типовых двух-трёхэ- тажных жилых домов была разработана архитекто ром А. М. Альбанским в проектном институте «Кыргызпроект». В архитектуре домов была сделана попытка учесть местные климатические особенности. Наряду с проектами местных архитекторов в жилищном строительстве использовались проекты архитекторов Узбекистана и Казахстана. В этот период практически во всех населённых местностях возводились школы, клубы, библиотеки, больницы и торгово-бытовые здания. Раз вернулось строительство курортов и санаториев на Ысык-Кёле, в Ысык-Ате и Жалал-Абаде.

Архитектуру данного периода характеризуют кинотеатр «Ала-Тоо» (1938, арх-ры В. Калм ыков), здание медицинского института (1939, арх- р Ф. Стеблин), здание Дворца пионеров (1939—51, арх-ры Ф. Стеблин, В. Нусов), зда ние Прокуратуры республики (1941, арх-р В. Верюжский), здание торгового техникума (1954, арх. Е. Писарской), здание Гос. академиче ского театра оперы и балета им. А. Малдыбаева (1955, арх. А. Лабуренко при участии П. Ива нова). Они вобрали в себя типичные черты со ветской архитектуры, пластические и художест венные поиски того времени.

В 50-е годы начали создаваться архитектур ные ансамбли. Формирование первого архитек турного ансамбля — Советской площади, нача лось на пересечении пр. Чуй и бульвара имени Крупской в 1951. Первый ансамбль был образо ван зданиями горисполкома (арх. П. Иванов), Министерства сельского хозяйства (арх. В. Ну сов), проектного института «Кыргызгипрострой» (арх-ры В. Очинский, В. Афонин, И. Люб линский, В. Коновалов) и открытой площадью. Со строительством с вост. стороны площади зда ния Кыргызской гос. филармонии и памятника Манасу (1980,арх-ры А. Печёнкин и др., скульптор Т. Садыков) было полностью завершено формирование этого ансамбля. Внешний облик ан самбля сочетает в себе черты классической и мо дернистской архитектуры.