Теперь трудно установить, что именно пренадлежит в данном сообщении самому ал-Балхи и что добавил ал-Истахри. Считают, что уже к концу X в. Сочинение ал-Балхи представляло собой редкость и все последующие компиляторы пользовались им через ал-Истахри и Ибн Хаукала. Если даже предположить, что названия городов Болгара и Сувара являются редакцией ал-Истахри, все равно тема сохраняет свою древность. Ал-Истахри называет источник сообщаемых им сведений: это хатиб – мусульманский проповедник («сообщил мне тот, кто совершал хутбу в них»; «мусульманский проповедник сказал»). Б.Н. Заходер не очень уверенно предположил, что этим проповедником был Ибн Фадлан. И многие присоединились к мнению Б.Н. Заходера, ибо Ибн Фадлан был единственным проповедником мусульманства, побывавшем в X в. в Волской Булгарии, и при нем там был принят ислам в качестве официальной религии.
Дальнейшее развитие географическую конкретизацию темы находим в «Худуд ал-алем» и у ал-Мукаддаси. «Худуд ал-алем» – выдающееся произведение восточной литературы X в. этот труд составлен неизвестным автором в 982 – 983 гг. на персидском языке в одном из районов современного Афганистана. Отрывок посвящен двум болгарским городам: «Булгар – город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все (жители) мусульмане; из него выходит 20 000 всадников. Со всяким войском кафиров, сколько бы его не было, они сражаются и побеждают. Это место крепкое, богатое. Сувар – город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре». В.В. Бартольд, первый научный комментатор этого произведения, считал, что у его автора в руках был экземпляр сочинения ал-Балхи или ал-Истахри. Однако в «Худуд ал-алем» есть совершенно новые сведения о Болгаре: город расположен на берегу Волги, его конница состоит из 20 тысяч всадников, и весьма боеспособна, город «крепок», т.е. укреплен, к тому же, богат.
Несколько слов о цифрах 10 000 и 20 000. Источники первой половины X столетия (ал-Балхи, ал-Истахри, Ибн ал-Хусейн) ясно указывают 10 тыс. Источники второй половины, даже близкие к концу X в., эту цифру удваивают – 20 тыс. по «Худуд ал-алем». В исследованиях посвященных истории Волжской Булгарии или ее городов, данный вопрос специально не рассматривался. Более того разбирая сообщения ал-Балхи или ал-Истахри, ученые просто писали, что население городов Болгара и Сувара составляло 10 тысяч человек; некоторые даже считали это количество общим для двух городов. С этим согласиться нельзя. Если у ал-Балхи люди из числа 10 тыс. фигурируют как жители, то ал-Истахри и Ибн Хаукал говорят о мужах, т.е. о людях, способных носить оружие, иными словами – о воинах, что подтверждается сведением ал-Хусейна о 10 тыс. бойцов из Болгара. Автор «Худуд ал-алем» еще более конкретизирует сообщение, называя этих людей всадниками. Следовательно, речь идет не просто о жителях городов, а об их воинах, о войсках, выставляемых городами. Исходя из этого, с уверенностью можно думать о значительно большем населении указанных городов, особенно Болгара с 20 тыс. всадников. Говорить о 10 тыс как об общей цифре обоих городов также не приходится, ибо другие источники называют цифры отдельно для Болгара: 10 тыс. – у ал-Хусейна, 20 тыс. – «Худуд ал-алем».
Ярким представителем арабской классической географии X века был ал-Мукаддаси, который в результате долгих путешествий, расспросов и большой литературно-картографической работы создал труд «Аскан ат-такасим фи магрифат ал-акалим», первая редакция которого относится к 985 году. Крачковский И.Ю. считал, что эта работа продолжает традицию серии, начатой ал-Балхи. В то же время Мукаддаси критически, иногда даже слишком сурово относится к своим предшественникам. Хотя сведений о Восточной Европе у него очень мало, однако он уделяет внимание болгарам и хазарам. О, Болгаре сказано следующее: «Болгар лежит на обоих берегах (реки), и строения там из дерева и камыша. Ночи там коротки. Главная мечеть стоит на рынке. Мусульмане уже давно завоевали его. Болгар лежит у реки Итиля и находится ближе к морю, чем к столице». Мукаддаси говорит и о Суваре, что он у Итиля, дома там войлочные, у жителей много полей и имущества. Как видно, это почти те же данные, что известны от ал-Балхи, хотя у Мукаддаси имеются и новые сведения. Он сообщает еще о третьем городе, который лежит на берегу другой реки и больше упомянутых городов. Жители вначале были иудеями, потом стали мусульманами, когда-то отправлялись к берегу моря, но затем возвращались в этот город. Под этим городом подразумевают «другой» Болгар, якобы находившийся, в отличие от первого, на месте Билярского городища на Черемшане. Утрерждения современников, что «недалеко от этого города(Болгара) лежит другой город Сувар», или же что «Сувар – город вблизи Булгара», соответствует современной географии расположения Болгарского и Суварского городища. Чрезвычайно ценно в этом вопросе приведенные сведения Джайхани – Марвази о том, что между этими двумя городами расстояние пути в два дня по берегу реки, в густых зарослях, в которых болгары укрепляются против врагов. Они полностью отражают рассматриваемую топографию. Длина пути в два дня составляет 70 километров. Расстояние между этими двумя городищами – как раз 70 километров. И берег реки, и густые заросли по нему, и то, что в них делают укрепления, – все это свидетельствует о б указанном районе. Для того, чтобы попасть из Болгар в Сувар нужно через с. Три Озера (место летней ставки царя Алмаса) выйти к нижнему течению реки Утка, а оттуда двигаться мимо таких известных домонгольских городищ, как Танкеевское 1, Шмилевское и Кокрятьское, по правому берегу реки подняться до его верхнего течения, где недалеко от с. Кузнечиха лежат остатки Сувара. Весь этот район насыщен раннеболгарскими памятниками. Между Маклашеевским (чуть ниже по реке) и Танкеевским11, Танкеевским 1 и Шмелевскими городищами в лесу имеются остатки оборонительной линии общей длиной 1480 метров.
Название третьего города у ал-Мукаддаси Д.А. Хвольсон не смог разобрать, а известный ориенталист И.Ф. Готвальд прочитал согласно правилам арабской орфографии как «Хадар».
В этом «Хадаре» можно увидеть город Итиль, столицу Хазарии, вернее, его восточную часть. Во-первых, хадар можно произнести и как Хазар, ибо в тюркской речи эти звуки не различаются (например, Ибн Фадлан и он же Ибн Фазлан). В некоторых источниках восточная часть Итиля называется или Хазаран (у Ибн Хаукала), или даже Хазар (у самого ал-Мукаддаси). Во-вторых, слова Мукаддаси о том, что жители Х.д.р. вначале были иудеями, а затем стали мусульманами, указывают на Итиль – единственный крупный мусульманский город Восточной Европы, где значительную часть населения составляли иудеи, которые вместе с мусульманами, христианами и язычниками жили и в его восточной части. Эти два важнейших момента, думается, говорят в пользу Итиля – Хазарана (Итиля – Хазара). Слова ал-Мукаддаси «на одном берегу другой реки» соответствует топографии Хазарана, расположенного именно на одном берегу. А рукав в дельте Волги, где находится Итиль, представляет «другую реку» по отношению к руслу самой Волги, на берегу которой выше по течению лежал Болгар. Упоминание о море (Каспий) и о том, что этот город больше Болгара и Сувара, также свидетельствует об Итиле – Хазаране. Может возникнуть вопрос, почему же Итиль (Хазаран) был отнесен к болгарам, назван третьим болгарским городом? Здесь представляет интерес сообщение самого ал-Мукаддаси, связавшего Болгар и Сувар с хазарами: «Столица их (хазар – Р.Ф.) называется Итилем. К городам этой страны принадлежат и Болгар, Семендер, Сивар (Сувар), Хамлидж, Беленджер и Бейда». Он, естесственно, писал о том периоде, когда Болгария находилась под протекторатом Хазарии. Это подчеркнуто самим автором: Болгар и Сувар, пишет он, платят лишь дань. Наконец, приведем перевод текста Мукаддаси, сделанный И.А. Карауловым: «Жители города Хазар (Итиль) одно время ушли на побережье, но теперь они уже возвратились и уже больше не иудеи, а мусульмане».
Что касается рассказа ал-Мукаддаси о Болгаре (он лежит на обоих берегах реки; строения там из дерева и камыша; ночи которкие; главная мечеть на рынке; город принадлежит мусульманам; он находится ближе к морю, чем к столице или чем столица), который приводил в недоумение ряд историков и археологов, то он возник в результате смешения сведений о Болгаре со сведениями об Итиле, что справедливо подчеркнуто Заходером.
Из других авторов X века Болгар упомянут ал-Масуди в работе «Мурудж аз-захаб ва маадин ал-джавахир», написанной в 947 году. Правда, Масуди помещает город Болгар на берегу Азовского моря, а волжских болгар иногда путает с дунайскими, но значительная часть его сведений о болгаре имеет отношение к волжским болгарам. «Булгары составляют великий, могущественный народ, который подчинил себе все соседние с ним народы…Царь булгар в наше время, а это 332 (943 –944 гг.) – мусульманин. Он стал мусульманином во время ал-Муктадира биллахи после 310 (921 –922 гг.)… У них соборная мечеть».
Масуди говорит о караванах, которые постоянно ходят с товарами из Болгарии в Ховарезм[16] и наоборот, причем они, однако не должны защищаться от кочевых тюркских племен, через страны которых должны проходить… он упоминает о хазарских и булгарских кораблях, плавающих по средней Волге, выше устья Камы, по-видимому, с торговой целью. Из земли буртасов, продолжает он, живущих около этой реки, вывозят меха черных и красных лисиц, которые и называются буртасскими. Эти меха, особенно черные, иногда стоят больше 100 динаров за штуку, красные дешевле. Арабские и персидские цари считают эти черные меха выше куньего, собольего и другого меха и делают из них шапки, кафтаны и шубы, так что почти нет царя, не имеющего шубы или кафтана с подкладкой из мехов черных лисиц.