Публика, плотно окружившая скамьи, смотрела на вдохновенные движения рук дирижера…».2.
Все, кто приходил в таганрогский сад слушать музыку, хорошо знали правую половину парка. Именно она предназначалась для гулянья. Именно здесь находился отгороженный участок овальной формы, названный «кругом».
Круг посещали, как указывал П.П. Филевский – интеллигенция.
В душистой тени деревьев под музыку можно было неспешно побеседовать со знакомыми о городских новостях. Писатель И. Д. Василенко так описал это место: «… в другой, называемой кругом половине спасалась от жары публика. Здесь на высоких столбах ярко горели фонари, играл симфонический оркестр…»1.
В 1887г. А.П. Чехов в своем письме из Таганрога в Москву также упоминает «круг»: «Был в саду. Играла музыка. Сад великолепный… Круг битком забит».2. Известны еще слова Чехова о «круге», которые приводят по свидетельству местного журналиста А.Б. Тараховского. Во время очередного приезда писателя в родной город в 1894г. они вместе посетили городской сад.
Тараховский вспоминал, что Антон Павлович уселся в сторонке и долго смотрел на гуляющих. «Ни одного знакомого, все новые лица, – сказал он, – а между тем все по-прежнему. И тот же круг, и так же ходят вокруг музыкальной эстрады, и скучают. Все до мелочей осталось, как было в мое время, когда я бегал сюда гимназистом».3.
Наш земляк Гущин (Гутмахер) писал: «Погулять по Большой аллее бывает иногда интересно… Толпа непроходимая и разношерстная. Смесь запахов духов, семечек, ваксы, дегтя, сивухи и прочая. Картузы, фуражки, косынки, но чаще шляпы и шляпки…»4.
Примерно в середине Большой( Главной) аллеи влево от нее отходила довольно длинная, ровная аллея, получившая звание «Гимназическая». Это объяснило тем, что ее облюбовала молодежь, в основном учащиеся гимназии и училищ. Здесь скамьи стояли на некотором расстоянии друг от друга, что способствовало большему уединению. Это был один из самых романтических уголков сада.
Это нашло отражение в повести Чехова «Огни». Ее герой инженер Ананьев, вспоминая свою юношескую влюбленность в Кисочку, говорит: «Бывало, по вечерам она сидела в городском саде на скамье, а мы, гимназисты, толпились около нее и благоговейно созерцали».5
Александр Чехов старший брат писателя, впоследствии вспоминал, что «здесь возникали, расцветали и увядали каждое лето тысячи романов. Здесь мы, гимназисты и гимназистки, впервые испытали уколы стрел шаловливого амура и жестоко влюблялись, предавая забвению и науку, учебники.… И всему виной были: городской сад, прекрасная музыка…и возраст…»6
На гимназической аллее происходили ожесточенные драки между давними соперниками и врагами – гимназистами и учащимися уездного училища.
Эта аллея отличалась еще тем, что была обсажена почти сплошь тутовыми деревьями.
«Когда поспевали сладкие белые и черные ягоды, то гимназисты целыми толпами совершали нашествия в эту часть сада.В дневное время, когда сад был почти пуст, здесь в тишине и покое, под тенью раскидистых деревьев хорошо было посидеть в одиночестве с книгой в руках на удобных скамьях с высокой спинкой.» .1
Даже после ликвидации аптекарских плантаций и начала работ по перепланированию левой части она отличалась от более цивилизованной правой части. Порядок в парке и около него поддерживался постоянно. Для случайностей у ворот одних и других ставились городовые, которые не должны были впускать пьяных и оборванцев. По мнению П.П. Филерского «Разные столичные Аркадии, Ливадии, Сокольники, Яры не годятся в моральном сравнении с тем, что представлял собой городской сад в Таганроге».2.
Если говорить о развлечениях в саду, то их было немного. Аттракционов в современном понимании тогда не существовало. Очень редкими были выступления здесь, каких-либо акробатов. Настоящий фурор произвели на публику показные полеты на воздушном шаре(1874г.). В садовых беседках играли в карты и бильярд, позже появился тир. На Большой аллее располагались павильоны для продажи мороженого, кефира, и кумыса. В 1887г. для заведования садом городской Думой был избран П.А. Вальяно, который добросовестно отнесся к своим обязанностям. Опытные садовники Игнатьев, затем Овчаренко произвели посадки деревьев, появились цветники и оранжереи.
В 40 – 90е. годы XX века Таганрогский парк процветает. В этот период в летние месяцы парк становится «пульсом жизни» Таганрога. Сюда перебирались в летние постройки городские клубы. Здесь не только гуляли, отдыхали, дышали воздухом, наполненным ароматом цветущих растений, слушали музыку, но и общались с нужными людьми, заводили новые знакомства. Пока солидные мужчины вели деловые разговоры или предавались играм в карты, женщины обсуждали моду и сплетничали. Молодежь, пользуясь, случаем увидеться с предметом своих воздыханий, флиртовала, а дети имели возможность вдоволь побегать и поесть сладости. Каждый из жителей или гостей города мог найти себе занятие по душе в парке. Довольно быстро казенное название – «публичный сад» заменяется в городе на душевное – «наш сад» или «городской сад».Городской сад становится частью жизни всех слоев общества Таганрога. Теперь это место отдыха, прогулок, развлечений для всех таганрожцев и гостей города.
Демократичность парка – одна из привлекательных его черт в этот период. Он пока вне политической борьбы и практически лишен идеологических влияний.
В 1895г. городская Дума утвердила проект новой планировки сада на манер европейских садов. К тому времени определяющими становились такие признаки общественных садов как: дополнительное озеленение территории, укрупнение масштаба, доступность, наличие устройств для развлечений и спорта.
Еще в середине 70х начале 80х годов таганрожцы видели свой сад таким, как описал его П.П. Филевский в своей повести «на берегах Тамаринды». «Было часов шесть. Начинался роскошный вечер. Все лужайки сада были зелены, как изумрудный ковер, украшенный полевыми цветочками. Майские жуки перелетали с цветка на цветок, оживляя этот ковер».
Но уже к концу XIX века старые деревья начали болеть и погибать, поэтому пришлось эти деревья вырубать и заменять новыми – молодыми. Многочисленная часть жителей, не понимая, что это вынужденная мера, горячо протестовала против уничтожения исторических реликвий. Наш земляк, ученный и писатель В.Г. Тан ( Богораз), посетивший родной город в 1909г., писал: «Старый городской сад, давняя таганрогская гордость, весь вырублен под корень и снова засажен молодыми деревьями. Говорят, весной в нем, как прежде, зелено и тенисто. Но я тщетно ищу старые ветвистые деревья, под которыми когда-то любил отдыхать Александр I».2.
Озабоченность по поводу недостаточного, по его мнению, ухода за зелеными насаждениями выражал наш земляк А.П. Чехов, советуя в письме П.Ф. Иорданову (городскому Голове) «посылать на летнее время учителей в подмосковную школу для изучения основ садоводства и огородничества»… Антон Павлович надеялся, что «…они смогут передать эти знания своим ученикам и привить им желание ухаживать «за садом и другими городскими насаждениями».
Сам Чехов бережно хранил в памяти и сердце таганрогский сад, вкрапливая в свои произведения, теплые, лирические строки о нем. Например, в рассказе «Учитель словесности» он писал: «был седьмой час вечера – время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха. В городском саду уже играл оркестр».
В конце XIX начале XX века началась посадка различных экзотических растений из разных зон земного мира. Возле новой каменной ротонды высадили клены, японскую сапфору.
В парке появились такие редкие представители флоры, как гинго, дуб, черешчатый.
Новые освободившиеся от зеленых насаждений территории в парке стали занимать под различные постройки. При всех стремлениях сохранить сад, как территорию максимально приближенную к естественной природе, конец XIX начало XX века принес в садово-парковое искусство потребность в устройстве объектов развлечения и спорта. Следствием этого стало строительство на территории сада большой каменной ротонды с концертным залом и бильярдной, помещения для катания на роликовых коньках.
Вообще-то, до революции ни парки, ни сады не ставили своей целью развитие физической культуры своих посетителей. Строительство спортивных площадок на территории парка в начале XX века - это, по-видимому, дань времени. Такой спортивной площадкой в таганрогском парке стал с скетинг – ринк (1909 год). «Между центральным входом и каменной ротондой в сентябре 1909г. городская дума и предприниматель Суходольский заключил соглашение о передаче ему в арендное пользование участка земли под устройство крытого скетинг-ринка – площадки для катания на роликовых коньках».1.
Скетинг-ринк пользовался в дальнейшем большой популярностью, а когда в апреле 1910 года стали вырубать под каток вековые деревья на площади 640 квадратных метров, горожане были взволнованны и возмущены раздавались голоса, что трек можно было устроить и в другом месте. «При открытии скетинг-ринка на катке устроили маскарад на коньках. За лучший оригинальный костюм для мужчин назначали приз – серебряный бокал. В соревновании женщин первое место присудили госпоже Ивановой с вручением золотого медальона, второе место и приз – золотой жетон получила госпожа Александрова, серебряным жетоном за третье место отметили госпожу Цибулькину… Восьмого сентября 1914г. в пятилетнюю годовщину существования таганрогского скетинг-ринка в городском саду организовали празднование. В показательных выступлениях приняли участие местные мастера господа Лекас, Мацано, Потапенко, Филь, Самборский. Трек был покрыт бесшумной и непыльной мастикой. Играл духовой оркестр. Цены билетам установили от 30 копеек за вход до 3 рублей (ложи), за прокат коньков брали 60 копеек».2.