Смекни!
smekni.com

История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в) (стр. 8 из 10)

В 1928г. постановлением президиума Горсовета саду было присвоено название «Пролетарский». « Открытие летнего сезона состоялось 19 мая. В этот день число посетителей достигло 20 тысяч, что составляло на тот момент ¼ всех жителей города. На следующий деньбыли установлены на входах перегородки, чтобы контролеры могли регулировать людской поток входящий и выходящий. «В этом же году намечено строительство двух эстрад, общественной столовой и чайной, организация оркестра, приобретение киноаппарата».4«Начиная с шести часов вечера, вход в сад по билетам стоимостью 35 копеек. Здесь запрещается копать землю, ездить на велосипедах, а дежурный милиционер может оштрафовать виновного в повреждении зеленых посадок на 1 рубль».5. Периодическая печать не оставляла без внимания парк и то, что происходило в нем.

В газете «Красное знамя» мы находим очерк «В Пролетарском саду», в котором рассказывается о жизни таганрогского сада. Вот он в сокращенном виде: «…Сад оживает с раннего утра. Через него по всем направлениям идут вначале рабочие – на предприятия и домохозяйки – на рынки, затем служащие, дети, безработные и прочая публика. К часу дня собираются любитель пообедать на воздухе, и на веранде столовой ЦРК многолюдно. Более спокойная жизнь сада кончается к 6 часам вечера. В это время публика удаляется, сад чистится, поливается, в общем, готовится к вечеру.

Часов в семь сад, как магнит, притягивает к себе поток людей, стремящихся сюда через трое ворот: с Ленинской, Греческой и с Касперовки. Вход платный, многие имеют абонементы.

К восьми часам все скамьи перед эстрадами и киноэкраном заполнены. По аллеям снуют шумные газетчики, продавцы сливочных ирисок и цветочницы. В столовой ЦРК пьют пиво и закусывают. На окраинах сада освещения почти нет, аллеи запущены, но на деревьях и кустарниках масса светлячков, что очень красиво. На главных аллеях светло, они заполнены гуляющей публикой и там, с трудом, можно найти место на скамейке. У читальни десятка два рабочих с упоением играют в шашки, реже - шахматы.

Вдоль главной аллеи «шпалерами» стоят молодые люди, в основном жители окраин, рабочие и нахально отпускают двусмысленные шуточки в отношении проходящих мимо девиц.

К 11 часам оркестр играет финальный марш. Постепенно сад пустеет, фонари тушат, сторожа обходят аллеи и закрывают калитки. Сад затих до завтрашнего дня».

Автор очерка в присущей тому времени простоте изложения, доносит до нас атмосферу жизни таганрогского парка в 30-е годы XX века. К тому времени удалось залечить, в какой-то мере, раны, нанесенные гражданской войной. Появились новые посадки, красивые клумбы, дежурство милиции.

Если сравнивать описание таганрогского парка 30-х годов XX века с более ранним, конца XIX века, то можно заметить, что парк во многом поменялся: изменился основной контингент его посещавших. В конце XIX века это, в основном, представители ведущих сословий, лишь вечерами в праздники представители рабочих, служащих сословий посещали парк. Теперь, в 30е годы, состав посещавших сад жителей Таганрога стал ещё более демократичным: служащие, рабочие приходят в сад не только отдохнуть и погулять, но и поиграть в шашки и шахматы. ( Правда их немного, всего «десятка два» и собираются они у читальни.) Понятие «летняя читальня», «читальня» впервые встречается в описание таганрогского сада в 30е годы XX века. И это новые явление в жизни таганрогского сада.…Появилась и постоянная оплата за вход в сад, что раньше или вообще не делали, или делали в определенные краткие периоды.

По-прежнему, в саду одним из главных развлечений оставались концерты симфонической музыки. По-прежнему, сад был беззащитен во время прихода на его территорию представителей окраин.

Но, в целом, изменения в жизни таганрогского парка к 30-м годам XX века произошли и многие из этих перемен были продиктованы теми изменениями, которые произошли в жизни нашей страны, в жизни нашего города. Таганрогский городской сад был и оставался частью социально-культурной среды города. Изменяется социально-культурная среда города, изменяется и жизнь городского сада, вначале медленно, но зато быстрей и уверенней. Единственное, что остается неизменным – это любовь к городскому саду у жителей Таганрога.

«1932г. городской сад «на основе развертывания массовой культурно-политической роботы» становится парком культуры и отдыха – так гласит протокол заседания президиума горсовета от 1932г.».

С этого момента название «сад» остается только в памяти старожилов города. И сейчас можно легко проверить, кто из жителей Таганрога имеет «старые» корни, относящиеся к дореволюционному периоду, и кто приехал в город в 30е годы ХХ века и позже. Местные жители «аборигены» из поколения в поколение передают изначальное название парка- «сада». И даже молодые люди из этих семей и по сей день чаще называют парк- садом. Люди, приехавшие в город после революции 1917г. называют парк- парком и никак иначе. Многие из них удивляются старому названию парка. Им это кажется необычным, «режущим слух». Казалось бы, маленькая деталь, а как хорошо показывает изменения социально-культурной среды города. До 1932г. в Таганроге был городской сад, и в этом названии заключалось его своеобразие и его романтизм. После 1932г. таганрогский сад стал одним из тысячи советских парков культуры и отдыха. Название нивелировало особенности парка. Так же, как и все парке страны, наш парк в 1932г., после смерти пролетарского писателя, получил его имя. Новое имя не принесло саду бурных изменений. Сад-парк продолжил жить своей особой повседневной жизнью. И менялся вместе с изменениями, происходившими в жизни страны, но, прежде всего в жизни города.

В 1932г. для особо «уважаемых людей граждан Таганрога; тех, кто устанавливал в городе Советскую власть или участвовал в партизанском движении, был установлен бесплатный вход в парк»2 , как и для членов Горсовета, членов Горсовпрофа, ГК ВКП (б) и ВЛКСМ.

«Делают» революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой культуры. Уже в это заключено противоречие: можно ли создавать новое при помощи старого? Однако других людей не было, и быть не могло. Поэтому перед новой властью становилась сложнейшая задача – проведение культурной революции».

Ее первый этап начался практически сразу после прихода к власти большевиков. В 30е годы начинается новый этап «культурной революции». В ходе нее утверждается доктрина: «Революция никогда не была, и не будет целью… Революция – средства к созданию гармоничной культуры, к бесконечному росту сил и красоты человека. Человек – вот цель всех важных вещей.… Но не отдельный представитель революционной борьбы, а народ, действие, борьба масс, вот, что нужно показывать и выделять… Необходимо отказаться от индивидуальности, эмоций, старостей человека. Общество должно работать, как сложный механизм, в котором каждый член его знает свое место и не выделяется по сравнению с другими. Народ – подлинный герой большинства произведений данного периода культурной революции».

Исходя из выше сказанной доктрины, начиная с 30х годов ХХ в советской культуре, особое внимание уделяется показу «настоящего человека: физически развитого, сильного, мужественного, готового на любые жертвы во имя процветания отчизны».

Идеалом физической красоты и гармонии служат античные образы. Фигуры, хорошо сложенных, красивых атлетов античного склада, философы Древнего Рима и Древней Греции украшают фронтоны домов, парки и скверы городов Советского Союза. Таганрогский городской парк в 1925г. украшался многочисленными гипсовыми скульптурами.

«К 1 мая 1925г. в городском парке установили свыше 20 гипсовых копий античных скульптур времен I – V вв. до н.э., среди которых: «Дискобол», «Копьеносец» и другие. А также 30 больших греческих и римских ваз. На аллее философов, обсаженной могучими берестами и кленами, выставили бюсты Сократа, Платона, Гомера, Пифагора…».

Как мы видим, таганрогский парк не стал, да и не мог стать исключением из списка советских культурных центров, задачей которого стало воспитание «нового человека».

Согласно новым веяниям изменяется и облик парка. Появляются красочные клумбы с выкладкой модных в то время лозунгов: «Слава Труду»; «Жить стало лучше, жить стало веселей!» и т.д. Для привлечения в парк «новой публики», для удобства в нем, «Открыли павильон «Азчербродтрест» с продажей пива, фруктового морса, кваса, крем- соды, лимонада, газированной воды чистой, с. натуральным сиропом , воды с ликером».

Но, по-прежнему, большая часть любящих музыку жителей Таганрога, старожил города ходят в парк на бесплатные музыкальные концерты. По-прежнему, оркестром руководит Валериан Гаэтанович Молла – старший сын известного итальянского музыканта, создателя симфонического оркестра в нашем городе Г.В. Молла. П.П. Филевский, историк, автор первой книги о Таганроге, замечал: «Валериан Молла по таланту не его отец, хотя и музыку любит и всегда у него лето».

В 30е годы ХХ века В.Г. Молла исполняет со своим оркестром в парке классическую музыку. Однажды он исполнил увертюру П.И. Чайковского «1812г.» и включил в ее исполнение фрагменты из гимна царской России «Боже царя хранит». За это он был арестован… Исполнение классической музыки в тот период времени небезопасно. Исполнять музыку признанных во всем мире классиков Шопена, Чайковского и других выдающихся композиторов с мировым именем якобы не нужно было советскому человеку.