14 июня 1931г. в газете «Таганрогская правда» некто Лазарев объяснял таганрожцам, почему музыка этих и других классиков вредна советскому человеку в исполнении В.Г. Молла. Оказывается: «элементарные сведения об искусстве, определение Маркса и Ленина о месте и роли искусства у руководства городским оркестром отсутствует. Иначе, чем можно объяснить появление в репертуаре враждебных пролетариату по замыслу и идеологии вещей, бескритического отношения к старым музыкальным произведениям русских и иностранных композиторов? Неужели так необходимо для пролетариата знание старинного танца аристократов – «Менуэт Помпадур»? Танца, названного по имени любовницы короля Людовика XIV, состоящего из кривляний, ломаний и бесчисленного множества реверансов, исполняемого аристократами – бездельниками, живущими за счет обнищания французского народа.
Появляется в репертуаре «Тень полководца» - тень Наполеона, завоевателя, мечтающего о народах и их завоеваниях.
Совершенно иной подход должен быть к произведениям Чайковского, представителю дворянской интеллигенции, отражающего в своих произведениях свойственную дворянской интеллигенции того времени, упадническую психологию Фредерика Шопена – отражающего в своих произведениях настроение польской буржуазии».3 При проведении следствия по делу В. Молла сыграл, вероятно, определённую роль, и факт участия его сына Бориса в составе второго Дроздовского офицерского полка. Борис Молла, имея чин подпоручика, погиб 26 февраля 1919г. в возрасте 22 лет.
Пробыв несколько лет в заключении В.Г. Молла, не без участия и по ходатайству художественного руководителя Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио Н.С. Голованова, был освобожден досрочно и вернулся в Таганрог.
Первое появление его на сцене после заключения было встречено аплодисментами.Впоследствии Валериан Молла одно из своих произведений, посвятил стахановцу Бусыгину.
«- Неужели он думает, - писал по этому поводу П.П. Филевский, - что кто-нибудь поверит искренности посвящения, неужели он думает, что самим Советским властям не противно такое лицемерие после всего того, что было и что известно…».1Перу В.Г. Молла принадлежит и «Ворошиловский марш».
Когда в декабре 1938г. умер Валериан Гаэтанович Молла, гроб с телом выставлен в музыкальной школе на улице Ленина. Его симфонический оркестр исполнял траурные мелодии – панихиду. Директора школы срочно вызвали в горком и строго предупредили. Он бегом вернулся и запретил играть. Музыканты разошлись, но когда процессия двинулась к кладбищу, молодые студенты составили оркестр. По пути их поддерживали музыканты из клуба Кожевников. Мороз был настолько силен, что губы играющих примерзали к инструментам.
Могила В.Г. Молла сохранилась и находится на старом таганрогском кладбище. Ее содержат в образцовом порядке поклонники таланта Валериана Гаэтановича.
Так таганрогский парк и жители города теряли своих кумиров, свои легенды…. Но оставалась память о том, «золотом времени» в жизни парка, когда:
«Размещены, почти, что рядом они на улице родной:
Театр с классическим фасадом
И парк культуры городской,
И Молла, дирижер известный,
Мазуркой в парке кончив бал,
На радость меломанов местных,
В театр к увертюре поспевал…»
Но, отдавая дань времени, а перед войной было модно открывать эстрадные площадки на свежем воздухе, приглашать на открытие летней эстрады известных в стране артистов кино, эстрады, балета, цирка, в таганрогском парке на открытой эстраде выступали многие известные мастера.
За период 1938 – 1939 годы здесь давали свои концерты: Клавдия Шульженко с мужем Владимиром Коралли – героика и сатира; Владимир Хенкин – рассказчик; джазы американский, женский Якова Скомаровского, Бориса Ренского; балерина Ольга Лепешинская; исполнительница песен и романсов Кето Джапаридзе; Краснодарская оперетта и другие коллективы.
Концерты эти были очень популярны и собирали не меньше зрителей, чем концерты таганрогского симфонического оркестра под руководством В. Молла. Но это была уже новая страница в жизни нашего парка. К сожалению, традиция, которая возникла в 30 – 40е годы, приглашать известных мастеров культуры разных жанров для выступления на открытой эстраде городского парка не получила своего распространения. Эта традиция еще была жива некоторое время в послевоенный период.
Одним из направлений культурно-массовой работы советского правительства и Коммунистической партии в 20е – 30е годы было военно-патриотическое воспитание. Оно тесно переплеталось с военно-спортивным и ему уделялось огромное внимание. «Готовность страны и защите завоеваний социализма всегда находилось в центре внимания Всесоюзной Коммунистической партии большевиков и Советского государства. Берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной армии, как зеницу ока – завещал В.И. Ленин».
В деле укрепления обороноспособности Советской страны особая роль отводилась оборонно-массовой работе. Эта работа велась везде и повсюду, и особой упор в ней делался на молодое поколение советских людей. «Популярное в 30е – 40е годы общество содействия армии, авиации и флота к 1940г. объединяло в своих рядах более 10 миллионов молодых советских граждан»2. Для нужд «Осоавиахима» отдавались лучшие площади и территории. В Таганроге в это время во всех практически школах и на заводах оборудуются тиры. Проводятся занятия для желающих освоить лётное дело, на недавно созданном за чертой города аэродроме. Для желающих заняться прыжками с парашютом, городские власти Таганрога решают построить в парке парашютную вышку.
С особым вниманием жители нашего города следили за сооружением в парке парашютной вышки. Строительство велось долго. Открытие ее откладывалось несколько раз. При основании в 7 кв.м. она имела высоту 55м., что превышало высоту таганрогского маяка в два раза. Площадка для прыжков находилась на высоте 45м.
Вышка двухконсольная, позволяла прыгать двум парашютистам одновременно. Верхняя часть вращалась, благодаря чему можно было прыгать и при ветре, который относил прыгающего от конструкции вышки. Каждый парашютист был подвешен к тросу, сбалансированный грузом, на другом конце, который придвигался к трубе. Этим можно было регулировать скорость спуска. Лестница имела 340 ступеней. К началу 1941г. парашютная вышка была не готова. Ее открытие планировалось провести в День Авиации 18 августа.
Говоря о таганрогском парке 20 – 30х годов, хочется отметить, что за это время наш парк из городского сада превратился в городской парк культуры и отдыха им. Горького. Он получил это название так же, как и все парки нашей страны, в которых могли отдыхать, развлекаться жители нашей страны.… За это время парк преобразился, украсился клумбами с лозунгами, цветниками, статуями античных героев и философов, что вполне соответствовало идеалам социалистической пропаганде того времени.
Он стал белее демократичен. Основной посещавшей его массой были рабочие и служащие, интеллигенция Таганрога того времени. Несмотря на то, что вход в парк стал платным, в парк приходило довольно много таганрожцев, которые стремились найти здесь занятия, и развлечения по душе и парк многое мог им предложить.
Отдавая дань времени, новым веяниям, в парке на открытой эстраде начинают выступать артисты разных жанров со всей страны с преобладанием выступлений эстрадных исполнителей. Реже стала звучать классическая музыка, из-за политики партии и правительства многие замечательные классические произведения и их знаменитые авторы находятся под запретом. Культурные запросы, культурный уровень жителей города в этот период резко падает. Это от части связано с причиной, указанной выше, а также с тем, что парк становится более демократичным, его посещают большее количество людей, чем до революции.
Снижение культурных запросов и общего уровня культуры в Таганроге 20 – 30х годов связано еще и с тем, что состав жителей города довольно сильно изменился. Греческие, турецкие, немецкие и другие купцы, служащие корабельных контор, порта, консульств за годы революции и гражданской войны покинули город. От «греческого царства», каким считали Таганрог в конце XIX века, не осталось и следа. Большинство богатых и знатных таганрожцев навсегда покинули город. Их место в период и после гражданской войны занимают переехавшие из центральной России рабочие, мещане, крестьяне из сел, ищущие работу на заводах Таганрога, в период голода и разрухи. Их уровень культуры значительно ниже бывших жителей города, покинувших его. Они сильней и быстрей подпали под влияние идей «культурной революции», которая в это время осуществляется в стране ВКП(б) и советским правительством.
Но, тем не менее, в городе удается сохранить важные культурные традиции и одну из самых главных – посещение концертов классической музыки в городском парке, даже в урезанном виде. И еще одну не менее важную традицию – посещать сам городской парк тоже удаётся сохранить. Необходимо отметить, что, несмотря на все изменения, парк остается в довоенный период самым доступным, самым демократичным, самым любим местом пребывания таганрожцев, и всех, кто приезжает в город.
Городская газета «Таганрогская правда» в октябре 1936г. отмечала: «За 1936г. за прошедший сезон парк посетило 748 800 человек. В наше время парк стал центром рационального использования свободного времени трудящихся города и их семей, главной агитационно-пропагандистской площадкой Таганрога в весенне-летний период года».
В заключении подводятся основные итоги на первом этапе исследования, в частности можно сделать следующие выводы: менее чем 130 лет своего существования таганрогский парк изменял по крайне мере трижды не только свой внешний вид , но и свой социальный облик.