Смекни!
smekni.com

Музыкальная культура Астрахани (стр. 2 из 3)

Открытие музыкальных классов, предусмотренное в уставе общества, переносилось с года на год из-за отсутствия средств. Поскольку для этой цели недоставало членских взносов, а устраивавшиеся концерты не приносили дохода, то лишь возлагались надежды, что когда-нибудь заявятся несколько добровольных членов-покровителей и внесут согласно уставу не менее 500 рублей каждый. Однако среди местных рыбопромышленников и купцов, многие из которых наживали несметные богатства, не было меценатов, готовых пожертвовать сумму.

Бескорыстную помощь столь важному начинанию оказали гастролировавшие в Астрахани профессиональные музыкальные коллективы. Так, гостившая здесь в мае 1889 года капелла известного певца и хорового дирижера Д.А. Агренева-Славянского, приехавшая с популярными в то время программами «Русских концертов», дала выступление в зимнем театре в фонд астраханских музыкальных классов. В августе украинская музыкально-драматическая труппа под руководством видного писателя и театрального деятеля М. П. Старицкого закончила свои гастроли в саду «Аркадия» сборной программой, весь доход от которой был передан в тот же фонд. К этим благородным поступкам прибавились, наконец, и пожертвования частных лиц (в первую очередь рыбопромышленника Ф. И. Базилевского). В сентябре 1889 года долгожданные музыкальные классы открылись.

Для руководства классами был приглашен в Астрахань Н. Л. Линев, ранее возглавлявший частную музыкальную школу в Самаре. Он взял на себя ведение занятий по фортепиано, элементарной теории музыки и сольфеджио. В музыкально-общественной жизни города Линев участвовал в качестве руководителя объединенного оркестра театральных музыкантов, любителей и солдат, а также любительского хора. Вскоре им был представлен проект реорганизации классов в музыкальное училище, которое обеспечило бы разностороннее развитие учащихся по всем музыкальным специальностям, включая оркестровые инструменты. Согласно этому проекту общество, заручившись дотацией городской думы и ведя доходную театральную антрепризу, должно было приглашать в город квалифицированных музыкантов, которые сочетали бы работу в оркестре с педагогическими занятиями в училище. Однако существовавшее положение вполне удовлетворяло запросы дилетантов из городской знати, которые задавали тон работе общества, и проект Линева не встретил поддержки.

Серьезные затруднения общество испытывало с педагогическими кадрами — в то время по всей России их было очень мало. Все же ко второму году занятий удалось добиться приезда отличного пианиста В. К. Минуса, рекомендованного А. Г. Рубинштейном. Характерно, что этот выпускник Петербургской консерватории был первым высококвалифицированным музыкантом, работавшим в Астрахани.

Открытие музыкальных классов расширило творческие возможности общества, поскольку в концертах стали участвовать преподаватели и учащиеся. Так, если в предыдущие годы не всегда проводились публичные выступления, то уже в первом сезоне работы музыкальных классов (1889/90 г.) был дан один публичный и один общедоступный концерт. В них принимал участие театральный оркестр, усиленный любителями, а также музыкантами Терского казачьего полка. Под управлением Н. Л. Линева прозвучала Шотландская симфония Мендельсона, Серенада для струнного оркестра Чайковского, симфоническая картина «В Средней Азии» Бородина. Хор, возглавляемый также Линевьш, смело принимался за сложные произведения без музыкального сопровождения.

В том же сезоне по просьбе местной артистической труппы общество временно приняло на себя театральную антрепризу. Добившись поддержки городской думы, которая обещала покрыть в конце сезона часть возможных убытков, общество поручило Н. Л. Линеву пополнить состав хора и оркестра театра.

После того как в зимнем сезоне 1889/90 г. под управлением Н. Л. Линева было дано свыше ПОО музыкальных спектаклей (из них 43 оперных), в очередное лето гастролировало еще несколько оперных коллективов. Как и зимой, ставились «Иван Сусанин», «Демон», «Аскольдова могила», оперы Верди, а также комические оперы Оффен-баха, Штрауса и других зарубежных композиторов. Интерес публики к спектаклям был значительным, несмотря на то, что некоторое время оперные спектакли совпадали с гастролями группы артистов Малого театра (с участием А. А. Яблочкиной, М. Н. Ермоловой, А. И. Сумбатова-Южина и др.).

После нескольких лет существования общества его члены и руководители осознали, что дальнейшее развитие музыкально-пропагандистской деятельности в Астрахани немыслимо в узких рамках городского любительского объединения, и в 1891 году оно преобразовалось в отделение РМО. Этому важнейшему событию предшествовали переговоры с А. Г. Рубинштейном, который поддержал такое начинание с условием, что новое отделение не будет претендовать на получение в ближайшее время денежной помощи от Главной дирекции (она нередко оказывалась ранее возникшим отделениям, и средств уже не хватало).

Сцена из дипломного спектакля «Севильский цирюльник» в исполнении студентов Астраханской консерватории. В центре: в роли дона Базилио — Анатолий Бабыкин (в настоящее время солист Большого театра Союза ССР)

3. Астраханская консерватория

В январе 1969 года Совет Министров СССР принял постановление об организации в Астрахани консерватории — восьмой по счету на территории Российской Федерации.

На первый взгляд, может показаться неожиданным, что новая консерватория возникла в городе, где число жителей сравнительно невелико и к тому же нет ни оперного театра, ни симфонического оркестра. В принципе наличие таких крупных профессиональных коллективов считается необходимым условием для существования музыкального вуза. Поэтому небольшой группе инициаторов ^го открытия пришлось настойчиво убеждать тех, от кого зависело решение вопроса, в возможности обеспечить успешную работу консерватории, и в целесообразности ее создания. Вопрос ставился, с одной стороны, о продолжении богатых традиций Музыкального прошлого Астрахани, с другой — о значении нового вуза для дальнейшего подъема искусства на обширной территории Нижнего Поволжья и Северного Кавказа.

К числу тех, кто был твердо убежден в необходимости открытия Астраханской консерватории, относилась М. П. Максакова. Она с восторгом встретила это начинание и выразила готовность всячески ему содействовать. Имя Максаковой, по ее просьбе, стояло на первом месте в списках педагогов, приглашаемых на работу во вновь организуемый вуз. Предполагалось, что замечательная певица будет периодически приезжать для оказания методической помощи вокальному факультету. Однако этим планам не дано было свершиться (в августе 1974 г. Максакова скончалась).

Большую поддержку новому учебному заведению оказали областные и городские партийные и советские органы (уполномоченным по вопросам открытия консерватории был начальник областного управления культуры Г. В. Крыженко). Под учебный корпус горисполком выделил в центре Астрахани школьное здание. В 1969—1970 годах состоялись его капитальный ремонт и перепланировка, в результате чего музыкальный вуз получил около 60 классов для групповых и индивидуальных занятий и более 20 административных и подсобных помещений. В апреле 1970 года, в дни празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, вступило в строй основное здание учебного корпуса с концертным залом на 400 мест (позднее был оборудован и малый зал). Консерватория получила в свое распоряжение новое студенческое общежитие, были выделены квартиры для приезжающих на работу педагогов.

Первый выпуск состоялся в 1974 году. С тех пор около полутора тысяч питомцев Астраханской консерватории пополнили ряды педагогов музыкальных учебных заведений, солистов симфонических, духовых и народных оркестров, певцов филармоний и музыкальных театров, дирижеров хоровых коллективов, лекторов-музыковедов. Два вокалиста, получивших дипломы об окончании музыкального вуза в Астрахани, — бас Анатолий Бабыкин и тенор Олег Биктимиров — стали солистами Большого театра СССР. На ряде конкурсов астраханские баянисты, домристы, балалаечники заняли призовые места. Научные работы студентов-музыковедов нередко оказываются в числе лучших на республиканских и всесоюзных конкурсах. Много хороших дел на счету других факультетов.

Разносторонняя деятельность консерватории решительно изменила музыкальный климат Астрахани. Педагоги и студенты постоянно принимают участие в работе вечерних университетов и лекториев (примером умелой организации и плодотворности занятий служит университет музыкально-эстетических знаний мореходного училища, руководимый Ю. В. Носковым). Лекции-концерты проводятся в профессионально-технических училищах, в средних школах и техникумах, на заводах и в учреждениях. В период трудового семестра концертные бригады студентов выступают на полевых станах, в лагерях для школьников, в стройотрядах.

Отражением творческих достижений педагогов и студентов стала серия полномасштабных концертов, которыми в декабре 1984 года Астраханская консерватория отметила свое 15-летие. Так, на вечере хоровой кафедры (заведующая Л. П. Власенко) прозвучали кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева и «Весна» Рахманинова, «Симфония псалмов» Стравинского, фрагменты из «Пушкинского венка» Свиридова (на счету этого же хорового коллектива — монументальный «Реквием» Моцарта, неоднократно исполнявшийся в неизменно переполненном зале в сопровождении симфонического оркестра и органа). В заключительном концерте участвовали камерный оркестр (дирижер Б. Красильников), оркестр народных инструментов (под управлением В. Махова), симфонический оркестр (дирижер Ф. Сепкулов). В числе солистов был отличный пианист Э. Каналов, выступления которого всегда собирают обширную аудиторию. Вскоре, в марте 1985 года, на высоком уровне прошел цикл концертов в ознаменование 300-летия рождения И. С. Баха.