Смекни!
smekni.com

Музыкальная культура Астрахани (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. У истоков. 4

2. Под эгидой музыкального общества. 8

3. Астраханская консерватория. 12

Список литературы.. 18

Введение

Эта работа посвящена музыкальной культуре Астрахани. Задача реферата — исследовать непосредственные связи искусства с общественной жизнью. Обращение к музыкальному краеведению способствует воспитанию чувств патриотизма и интернационализма, открывает замечательные примеры гражданской позиции крупнейших мастеров искусства. Современным музыкантам, да и другим деятелям культуры, помогают в их повседневной работе, в осмыслении дел сегодняшних лучшие традиций прошлого.

Предстоящие годы ознаменуются коренными изменениями жизни в низовьях Волги. Экономическое и социальное развитие Астраханской области, которое определяется введением в строй уникального газового комплекса, новых крупных заводов, дальнейшим освоением Волго-Ахтубинской поймы, неизбежно потребует значительного подъема музыкальной культуры. При этом должны будут найти свое продолжение немалые достижения прошлого, о которых речь пойдет ниже.

1. У истоков

В Астрахани с начала XVIII века уже имелось профессиональное музыкальное искусство, культивируемое церковью. Так, первый русский профессор и академик В. К. Тредиаковский был певчим архиерейского хора в училище при Троицком монастыре (на территории астраханского кремля), а позднее, в Петербурге, помимо научных и литературных занятий он сочинял духовные концерты[1]. О том, что в Астрахани проявляли интерес к музыке, говорят немногочисленные, принадлежащие ныне книголюбам рукописные сборники церковных песнопений с крюковой нотацией, имеющие, по-видимому, древнее происхождение. Примечательно также хранящееся в библиотеке Астраханского областного историко-архитектурного музея-заповедника (далее краеведческий музей) латинское «Наставление по хоральному пению», которое содержит нотные тексты на четырехлинейном нотном стане; судя по рукописным пометкам, оно принадлежало католическим монахам-капуцинам, жившим в городе в начале XVIII века.

Достоверные сведения о конкретных деяниях в области музыкальной культуры Астрахани относятся к началу XIX века. Они связаны с личностью И. В. Добровольского, а отчасти и его братьев.

Работа И. В. Добровольского в театре оказалась непродолжительной. Чиновники Казанского учебного округа, которым подчинялись гимназия и театр, вынудили его уйти со службы. Дальнейшая судьба музыканта мало известна. Имя его брата Николая (скрипача) упоминается в заметках о концертах в Астрахани до 1853 года.

«Азиатский музыкальный журнал» И. В. Добровольского был не только первым русским музыкальным периодическим изданием в провинции, но и одним из первых в России литографированных изданий. Причем не исключено, что Добровольский сам сконструировал литографический станок (у него имелись другие изобретения и в их числе — оригинальные инструменты из бумаги, напоминавшие по звучанию роговой оркестр). Этот журнал являлся и первым в России музыкально-этнографическим изданием. Предполагалось помещать в нем «армянские, персидские, индийские, горские, киргизские, чеченские, грузинские, татарские, калмыцкие, хивинские, бухарские, черкесские, кабардинские, казацкие, лезгинские и туркменские песни и пляски, которые будут положены как для фортепиано, так и для полной музыки». Но этим широким планам, суждено было осуществиться лишь в небольшой степени.

Музыкантов в то время в Астрахани было совсем немного. Они в большинстве своем служили в оркестрах местных вельмож и услаждали слух узкого круга гостей. Это были небольшие инструментальные составы, зачастую с преобладанием духовых инструментов. Такой оркестр, как уже упоминалось, содержался наследниками бывшего командира Астраханского казачьего полка генерал-майора Попова и сдавался ими за определенную плату в распоряжение городского театра* Калмыцкий князь Тюмень располагал собственным оркестром, способным исполнять крупные симфонические произведения (вне владений Тюменя эти музыканты не выступали). Имели свои оркестры и расквартированные в городе флотские экипажи.

Немногочисленные концерты проводились в Астрахани от случая к случаю, как правило, с благотворительной целью, и участвовали в них главным образом любители из среды чиновников и зажиточной городской верхушки.

Сравнительно мало известно о собирании народных песен э низовьях Волги выдающимся русским композитором, возглавившим «Могучую кучку»,— Милием Алексеевичем Балакиревым. Вместе с поэтом Н. Ф. Щербиной Балакирев совершил поездку по Волге на пароходе, предоставленном в его распоряжение Н. А. Новосельским—директором акционерной компании «Кавказ и Меркурий». Путешествие началось, по-видимому, с Нижнего Новгорода, откуда пароход отошел в июне 1860 года, и продолжалось несколько месяцев.

Оставалось в забвении и народное музыкальное творчество нерусского населения. Приобщению к музыке татар, калмыков и казахов, обитающих преимущественно на степных просторах, Астраханской губернии, мешала политика царского правительства, направленная на их изоляцию. Препятствием были и религиозные предрассудки: ислам запрещал верующим татарам и казахам распевать песни и музицировать, а оригинальный инструментарий и самобытное искусство нотной записи у калмыков были всецело достоянием гелюнгов — служителей культа.

Жизнь и творчество Курмангазы изучается многими музыкантами и прежде всего композиторами и музыковедами Казахстана. Основным жанром, культивировавшимся им, был кюй - инструментальная пьеса для домбры или кобыза, чаще всего с программным содержанием, которое предварительно излагалось в речитативе. Кюи Курмангазы в отличие от его предшественников, обращавшихся к образам легенд и народных сказаний, были злободневными и нередко воспевали борцов свободу, героев народных восстаний против засилья ханов и баев. Именно поэтому казахский музыкант подвергался жестоким преследованиям вынужден был искать убежище далеко от родных мест.

Упомянем и любимую ученицу Курмангазы — Дину Нурпеисову, которая жила в Астраханском Прикаспии. В возрасте 76 лет (в 1937 г.) она направилась в Алма-Ату, где впервые выступила с концертом в Казахской филармонии в качестве участницы слета художественной самодеятельности.

Во второй половине XIX века Астрахань становится центром рыбной промышленности. В угоду местным предпринимателям — промышленникам и купцам, среди которых преобладали люибтели дешевых развлечений, в город то и дело стали приезжать на гастроли солисты-певцы и небольшие музыкальные ансамбли, не отличавшиеся высоким художественным мастерством.

Лишь временами драматические труппы, обосновавшиеся в городе на зимний период, решались на постановку дорогостоящих и сложных оперных спектаклей. Нужно отдать должное талантливому актеру и организатору П.М. Медведеву, деятельность которого оставила заметный след в развитии культуры Астрахани. Он начал регулярно привозить в город оперные коллективы. Приняв на себя антрепризу во вновь построенном зимнем театре, Медведев сумел укомплектовать не только драматическую труппу, но и состав артистов для музыкальных постановок. Первый театральный сезон в новом, благоустроенном здании (ныне драматический театр им. С. М. Кирова) открылся 2 октября 1883 года комической оперой Одрана «Красное солнышко».

Однако музыкальные постановки в зимнем театре осуществлялись сравнительно редко. К тому же они ограничивались кругом комических опер с преобладанием разговорных диалогов. Город, насчитывавший в 80-е годы XIX века около 85 тыс. жителей, все больше нуждался в постоянной популяризации музыкального искусства. Необходима была организующая сила, способная обеспечить условия для регулярного проведения концертов и оперных спектаклей, для систематического музыкального воспитания и образования молодежи.

2. Под эгидой музыкального общества

В 1859 году в России усилиями страстных пропагандистов искусства и талантливых организаторов во главе с А. Г. Рубинштейном возникло Русское музыкальное общество (РМО). За немногие годы оно добилось открытия нескольких консерваторий (начиная с Петербургской и Московской), музыкальных училищ и музыкальных классов. Одновременно налаживалась систематическая концертная работа в крупных культурных центрах. (Активная деятельность РМО всколыхнула всю страну, усилив повсюду интерес к музыке и музыкальному образованию.

Вероятно, не без влияния РМО возникло летом 1885 года и Астраханское музыкально-драматическое общество. Однако его основателями и членами в первые годы были исключительно титулованные или другие знатные особы, проживавшие в то время в городе. Такой состав руководителей сузил задачи, выдвинутые обществом, и обусловил односторонний характер их выполнения.

В каждом сезоне общество проводило до десятка мероприятий, именовавшихся чаще всего очередными вечерами или литературно-музыкальными собраниями. Это были закрытые любительские концерты, на которые члены общества приводили гостей по своему усмотрению (посетителей насчитывалось до 3000 в год). Основными исполнителями были сами же члены общества, но обычно приглашались и профессиональные артисты. Помимо сольных номеров (преимущественно вокальных практиковались выступления хоровых и инструментальных коллективов. Так, в первые годы при обществе существовал небольшой любительский хор. Руководил им А. И. Канжинский, до этого возглавлявший хоровые и оркестровые коллективы в Москве, Казани и Самаре. Он принимал участие в концертах как солист-скрипач, а также дирижировал оркестром стоявшей в городе части терских казаков. Состав этого оркестра пополнялся любителями, что давало возможность выступать с симфоническими произведениями (исполнялись оперные увертюры Глинки) добавим, что музыканты-любители образовали также камерные инструментальные ансамбли — трио и квартеты. Однако публичные концерты с открытым доступом для всех желающих организовывались не чаще одного раза в сезон и не каждый год. Посещались они плохо, причиной был их невысокий художественный уровень. Развитие концертной деятельности требовало организации на месте музыкального образования и привлечения в Астрахань музыкантов-профессионалов из других городов.