Причастность театра к революции была лишь внешней, выражавшейся в бессвязных революционных фразах и лозунгах, время от времени летевших в зрительный зал вместе с прочим дивертисментским винегретом, да в красных бантах, сменивших тряпочные розы в петлицах актерских фраков. Вот, пожалуй, и все, чем «отметил» приход революции Новый тульский театр.
В ту пору деятельность других театров города была временно прекращена из-за связанных с продолжавшейся войной трудностей. Весной 1917 года местной труппой на сцене театра осуществлялись почти исключительно постановки развлекательных «пасхальных» спектаклей для детей и водевилей. Лишь единожды режиссер театра В. П. Пономарев-Дольский решился на постановку нечто созвучного происходящему. 25 марта на сцене Нового театра состоялась премьера спектакля по пьесе французского драматурга Октава Мирбо «Дурные пастыри». Выбор пьесы можно было назвать удачным. В основе ее лежал острый конфликт между хозяином фабрики и поднявшимися на забастовку рабочими. Но были в пьесе и слабые стороны. Настойчиво, в частности, сквозила мысль о том, что смысл политической борьбы состоит в торжестве исключительной личности, противостоящей серой, отсталой толпе. Зритель не остался равнодушным к тому, что происходило на сцене.
Стремясь поправить плохие сборы, хозяева и арендаторы театра, как это нередко бывало и раньше, пригласили для гастролей столичных знаменитостей. 15 и 16 апреля в Туле идут спектакли с участием прекрасного драматического актера П. Н. Орленева. Туляки увидели П. Н. Орленева в его лучших ролях: Освальда (драма Г. Ибсена «Привидения») и Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Несколько ранее на сцене Нового театра проходили кратковременные гастроли ансамбля Большого театра с участием талантливого оперного артиста Л. Ф. Савранского. Летом того же года в театре была показана пьеса Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» с участием актрисы Малого театра О.О. Садовской.
Устроители гастролей были, конечно, далеки от мысли воспитывать с помощью мастеров столичной сцены тульского зрителя и местных актеров. Но это происходило помимо их воли.
Как никогда за последние годы бурным было для Тулы гастрольное лето 1917 года. Но как всегда оно было бессодержательным, отдававшим все той, же мещанской пошлостью, безыдейностью репертуара и низкими исполнительскими достоинствами. В июне — июле в городском летнем театре подвизалась труппа антрепренера Н. И. Разумова. Весь репертуарный список гастролеров состоял из фарсов, водевилей, мелодрам типа: «Блудница Митродора», «Прозор Ливец», «Убийца — купеческая дочь Осипова», «Убийство Григория Распутина», «Распродажа жизни». Желая «ошарашить» туляков невиданной новинкой, предприимчивый антрепренер привлек для постановки одной из пьес хор церковных певчих.
Ничего хорошего не сулил тулякам и зимний театральный сезон 1917—1918 годов, открывшийся в Новом театре 10 сентября. В афишах театра значились переводные комедии «Король Дагобер» и «Буриданов Осел», пьески сомнительного свойства «Любовь в 17 лет» и «Флирт», «Война» М. П. Арцыбашева.
Театром по-прежнему на правах полной собственности владел все тот же купец Н. С. Платонов.
4. Заключение
Два века отдал театр служению искусству. Сегодня он находится в центре общественной жизни города Тулы. За свою большую историю он подарил зрителям огромное количество, запомнившихся спектаклей. Туляки с большой благодарностью вспоминают режиссёров В. Лебедева, В. Рахлина, В.Кондратьева.
Во все времена подлинным владыкой сцены бал актёр. Навсегда вошли в жизнь туляков любимица публики изящная С. Сотничевская, Р. Асфандиярова с даром трагического видения жизни, светлые героини А. Соловьевой, сочные, заразительные характеры мастерства комедии Е. Пчёлкиной, красивый, элегантный Н.Казаков.
Но история театра на этом не заканчивается. Она продолжается с каждой новой постановкой, с каждым воплощенным на сцене образом. «У мастерства нет зримых вершин. Путь к нему труден, поиск не всегда удачен. Но этот путь озарён высокими целями служения прекрасному, идеалами добра, человечности, душевной мудрости и гуманизма. В этом непреходящая ценность настоящего искусства».
5. Список используемой литературы
1. Андреев Л.Н. Под влиянием Художественного театра / Л.Н. Андреев, С.С. Глаголь (С. Сергеевич). – М.: Типо – литор. Т-ва И.Н. Кушнерёв и К, 1902. – 110 с.
2. Болджиев Г.Н. Душа театра. М.: Молодая гвардия, 1974. – 366 с.
3. Тебиев Б.К. Тульский театр. Приокское книжное издательство, 1977. – 246 с.
4. Орлов Д. Без зрителя. Труд, 1967, 3 июня.
5. Тарасов Н. Из истории Тульского театра. (Театр в Туле во 1-й половине XIX в.). – В кн.: Литературная Тула. Альманах кн.2. Тула, 1950.
6. Тарасов Н. Из истории Тульского театра. – В кн.: Тульский альманах. Кн. I. Тула, 1948.