Смекни!
smekni.com

Проблемы причинного комплекса преступности в соременной России (стр. 9 из 13)

Средства массовой информации не обошли вниманием действия бывшего председателя Всероссийского биржевого банка 30-летнего Александра Конаныхина. В июне 1996 года он был арестован агентом ФБР в своей роскошной квартире, купленной за 300 тыс. долларов в фешенебельном жилом вашингтонском комплексе “Уотергейт”, в двух кварталах от белого дома. По данным “Интерпол экспресс” основанием для его ареста явилось нарушение правил въезда в США и предоставление американским властям ложных сведений о роде деятельности. По документам бывший российский банкир являлся якобы сотрудником некой рекламной фирмы, а на самом деле он занимался финансово-инвестиционной деятельностью, на которую не имел необходимой для этого лицензии.

В США Конаныхин, в частности, попытался создать сеть банков, которые специализировались на обслуживании выехавших за границу российских предпринимателей, и работал с переведенными за рубеж средствами российских коммерсантов. Эти средства предполагалось инвестировать в экономику стран Запада.[32]

Вот еще пример: Антон Долгов, руководитель Московского городского банка (МГБ) с 1992 года проводил рискованную финансовую политику, привлекая на льготных условиях свыше 150 млрд. рублей (более 30 млн. долларов) заемных средств. Большая часть этих денег переводилась на счета подставных фирм, а также выдавалась в виде невозвратных кредитов.[33]

Как и всякий высокодоходный бизнес, а в особенности в сфере денежного оборота, банковские пластиковые карточки давно стали мишенью для преступных посягательств.

Многие ученые, недооценивают криминогенное значение негативных факторов в сфере экономики. В то же время нельзя не видеть, что в последние годы усиливается тенденция последовательно материалистического объяснения пре­ступности. Преступность порождается системой причинных цепей,— и дальние звенья этих цепей находятся в глубинных сферах экономики, социальной жизни, духовной и т. п.[34] Экономические противоречия социализма связаны с пережит­ками, трудностями, аномалиями в жизнедеятельности общества. Последние и есть деформации экономики. Дефор­мации в сфере экономики играют основную роль в генезисе пре­ступности, безнравственность общества начи­нается с “безнравственности” экономики. В условиях устаревшего экономического механизма интересы трудовых коллективов все чаще стали рас­ходиться с интересами общества. Частые столкновения с различ­ного рода социальной несправедливостью,— как отмечают эконо­мисты и социологи,— тщетность попыток индивидуальной борьбы с ее проявлениями стали одной из главных причин отчуждения части трудящихся от общественных целей и ценностей. Экономическая обусловленность преступности носит сложный характер. Деформации экономики вызывают соответствующие противоречия в других сферах общественной жизни. Источником преступности мо­жет стать и рассогласованность экономических процессов с соци­альной или иной сферами. Механизм криминогенного влияния деформаций в экономике весь­ма сложен. В ко­нечном итоге конкретная жизненная ситуация становится кримино­генной тогда, когда в ней возникает конфликт личных, групповых или общегосударственных интересов, когда появляется острый кон­фликт между экономическими интересами людей и реальными возможностями их удовлетворения.

Деформации в сфере управления экономикой. Хозяйствен­ный механизм развития экономики, превратился в механизм торможения. Механизм торможения — это, “со­вокупность застывших экономических форм и отживших политико-организационных устройств, неэффективных методов руководства и рычагов управления, освящаемых соответствующей идеологией и психологией, блокирующих разрешение назревших противоречий, не позволяющих использовать преимущества социализма, сковы­вающих его успешное развитие, замедляющих его прогресс”.[35]

Преступность несовершеннолетних.

В общей массе подростковой преступности велик удельный вес групповых преступлений. В последние годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социальная база для пополнения этих групп за счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.

Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности являются решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетних. В криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как издержек воспитания.

Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан.

Принципиально новая социально-политическая ситуация, складывающаяся в стране. Позитивные изменения в динамике преступности в последние годы сменились новым ее ростом. Демократизация социалистического общества предполагает не только изменение экономических отношений и методов хозяйство­вания, но и коренное преобразование прежней позиции человека в обществе из объекта в субъект социального управления. Занимая пози­цию субъекта, личность осуществляет деятельность целостным об­разом, исходя из совокупности условий, сроков, качества, органи­зации труда и т. д.

Деформация в социально-экономической сфере, прояв­ляется в формах, как утрата профессиональной личной и социальной ответственности за качество работы, отсутствие чувства хозяина производства, атрофия желания повы­шать квалификацию, участвовать в управлении делами коллектива, равнодушие к нарушителям дисциплины, ослабление заинтересованности в труде и т. п.[36]

Категория “отчуждение” вбирает в себя целый набор самых разнообразных социально-психологических свойств и признаков. Так, выделили шесть социально-психо­логических модальностей отчуждения: бессилие — чувство своей не­способности контролировать события; бессмысленность — чувство непонятности, непостижимости общественных и личных дел; нор­мативная дезориентация — необходимость прибегать для достижения своих целей к социально не одобряемым средствам; культур­ное отстранение — отвержение принятых в обществе или в определенной социальной среде ценностей; самоотстранение — участие в действиях, которые не доставляют удовлетворения и восприни­маются как внешняя необходимость; социальная изоляция — чув­ство своей отверженности, неприятности окружающими.

Первые истоки отчуждения закладываются уже в семье. Изве­стно, что подростки, чувствующие, что их не любят, то - родители рассматривают их как источник неприятностей или трудностей, становятся агрессивными.

Конец XXв. застал Россию на переходном эта­пе развития, что проявляется как в экономике, так и в политике и социальной психологии.

В настоящее время в России легальный, теневой и криминальный бизнесы и обеспечивающие их легальный, теневой и кри­минальный обороты капитала достигают своего апогея.

Закономерности, характерные для каждого из названных выше типов оборота капитала, до­стойны самостоятельного, раздельного, всесто­роннего изучения.

Отношения субъектов регулируются при по­мощи так называемых "понятий", т.е. неюриди­ческих правил поведения, устанавливаемых для регулирования отношении ограниченного круга субъектов неформальными лидерами, обеспечи­вающими их соблюдение с помощью своего влия­ния, авторитета и силы.

Регулирование отношений посредством "поня­тий", по своей природе характерное для уголов­ной среды, в частности, преступного сообщества "воров в законе", с развитием теневого оборота стало заполнять определенный вакуум в регули­ровании отношений его участников, выходящих из-под действия правовых норм. Такое развитие представляется, на наш взгляд, крайне опасным, поскольку переход к регулированию посредством "понятий" способствует установлению контроля над теневым оборотом преступными организаци­ями, ограничивает возможности государства по переводу теневого оборота в рамки легального.

Регулирование отношений "по понятиям" не предоставляет субъектам, на которых оно рас­пространяется, никаких гарантий. Изменение со­отношения сил лидеров или их позиции ведет к изменению "понятии" или их толкования. При этом у субъектов этих правоотношений не оста­ется возможности оспорить новое толкование или каким-то образом защитить свои интересы. Фактически одна сторона отношений одновре­менно сосредотачивает у себя функции законо­дательной, исполнительной и судебной власти.

Структура криминального рынка в России

В отличие от теневого, криминальный оборот по своему объекту не может быть введен в рамки легального в силу общественно опасного харак­тера товаров и услуг криминального рынка.

1.Про­сти­ту­ция.

Мне при­дет­ся по­вто­рить не­сколь­ко ба­наль­ных фраз, но без них мне труд­но пе­рей­ти к во­про­су о причинный свя­зи про­сти­ту­ции с пре­ступ­но­стью.

Но не из-за мод­ной сей­час воз­мож­но­сти срав­не­ния - “рань­ше-сей­час”, а для то­го, что­бы про­вес­ти не­ко­то­рую ана­ло­гию ме­ж­ду дву­мя “веч­ны­ми” для че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва яв­ле­ния­ми - на­ру­ше­ния­ми ка­ких-то пра­вил по­ве­де­ния и про­сти­ту­ци­ей. Эти не­га­тив­ные со­ци­аль­ные явления, к со­жа­ле­нию, все­гда бы­ли, есть и бу­дут. Во­прос толь­ко в их ка­че­ст­ве и ко­ли­че­ст­ве, на ко­то­рые пра­во­ох­ра­ни­тель­ные ор­га­ны, мо­гут вли­ять.