Смекни!
smekni.com

Реальности реализма (стр. 5 из 7)

Хочу подчеркнуть, что это глубоко неверная, наивно-обывательская точка зрения, хотя она, естественно, и может иметь хождение среди какой-то части нашей публики. И неверная по многим причинам.

Начнем с того, что национальный рынок искусства, работающий на основе принятых международных стандартов, является сегодня одним из важнейших факторов интеграции государства в мировое сообщество. Логика исторического развития в ХХ веке привела к тому, что фактор значимости национального искусства в глазах мирового сообщества выступает сегодня в неразрывной связи с остальными показателями государственной мощи. Если держава вообще не занимает места в международной сфере искусства, то перспектива ее борьбы за собственный престиж в мире очень сомнительна. Поэтому отсутствие механизмов финансовой оценки, а следовательно — и должного подтверждения значимости духовных ценностей, чаяний и интересов современного российского общества, традиций русского искусства не может не вести нас к достаточно серьезным потерям. Причем к потерям, в сущности, во всех областях наших взаимоотношений с зарубежными партнерами, всегда учитывающими уровень нашего культурного влияния и культурного престижа на мировой сцене.

Но дело не только в этом. Дело еще и в том, что даже и непосредственно экономически все мы — и государство, и общество — тоже можем только выиграть от создания национального рынка искусств.

Во-первых, уже потому, что тем самым появится еще один реальный демократический сектор экономики вне “сырьевой” сферы, в чем никак не может не быть заинтересовано наше государство, если только оно действительно стремится к продолжению и укреплению рыночных реформ.

В самом деле — ведь что такое “рынок искусства”?

Это как раз сугубо демократическая, то есть совершенно иная, чем советская, социально-экономическая система партнерских отношений, опирающаяся прежде всего на работу собственного механизма экспертных гарантий, ценообразования и регулирования, на финансовые вложения, независимые от государства. Здесь любые попытки государства или других крупных структур подчинить себе ценообразование на произведения искусства, стать его монополистом могут привести только к самым плачевным результатам, которых нам не избежать, если такие попытки будут осуществлены. Мы получим опять цены, не реализуемые за пределами наших государственных границ, и этим, кстати, отдадим другим, как это не раз уже бывало, не одну только финансовую выгоду. Потому что мы отдадим ее тем, кто будет, скорее всего, заинтересован в реализации своей собственной шкалы приоритетов в культуре России, то есть завладеет реальной инициативой в нашей культурной политике.

Во-вторых же, совершенно очевидно, что создание профессионально и масштабно работающего артрынка и чисто практически обещает очень серьезное увеличение бюджетных доходов России — не менее 10 % от нового оборота, если построить работу нашей аукционной системы по аналогии с тем, как это происходит у французов, которые являются безусловными лидерами в этой области. Они сумели превратить полотна импрессионистов в подлинные национальные “ценные бумаги”, в которых удалось поместить рекордный объем мирового капитала, исчисляющийся миллиардами долларов США. Причем стабильно высокие цены на работы импрессионистов сделали их не только национальным достоянием Франции, но и признанным мировым приоритетом — Франция обеспечила своему искусству такой высокий статус, что оно привлекает рекордное количество иностранных инвестиций. Каждый третий продаваемый в мире предмет искусства — французский, а 7 % от общего объема сделок в мире с предметами искусства осуществляется на территории Франции. Все это обеспечивает французскому бюджету колоссальные вливания, которые может получать и наше государство, если действительно озаботится созданием цивилизованного национального рынка искусств. Достаточно указать здесь хотя бы на тот доход, который получит государство от безусловно ожидаемой в этом случае легализации основного объема оборота финансовых средств российского “черного рынка” антикварного и современного искусства, который один только составляет сегодня около 5 млрд USD. А перенесение значительной доли сделок с русским искусством на территорию России? А прогнозируемое экспертами увеличение доли участия российского искусства в обороте мирового рынка до 10 % (около 40 млрд USD) за 5 лет? А создание условий для финансовых вложений в русское искусство, привлечение внимания и финансовых средств национального и иностранного капитала к России и русскому искусству? Все это позволит не только получать дополнительные сборы и налоги с продаж, но создаст весьма серьезную дополнительную основу для развития страховых и банковских услуг, что опять-таки обернется для государства только дополнительными доходами, постоянным увеличением государственных активов и укреплением рубля.

Отмечу, наконец, и еще одну очень важную функцию артрынка в общенациональной экономике — его способность служить действенным инструментом общества в борьбе с таким злом, как инфляция национальной валюты. А это опять-таки очень даже касается всех нас, граждан России, особенно принадлежащих к наименее имущим социальным слоям, — касается лично и ежечасно.

Поясню популярно.

Впервые инфляция как явление была описана экономистами только после I-й мировой войны. Именно тогда в профессиональной речи появилось выражение — “…переполнение каналов обращения сверх потребности товарооборота, приводящее к обесцениванию денежной единицы”. Другими словами, основную причину инфляции можно сформулировать так: слишком много денег и слишком малое количество товаров и услуг, которые предназначены к их взаимному обмену.

Чтобы решить проблему инфляции, в обществах, стремящихся сохранить свою целостность, используется целый ряд специальных рыночных инструментов и сфер регулирования. Этой важной задаче регулирования инфляции национальной валюты может служить и рынок искусства. Излишек капитала, вкладываемый в произведения искусства, цены которых постоянно растут, позволяет контролировать рынок потребительских товаров и снижает опасность социальных потрясений. В том же случае, когда такого рынка нет, то избыток денежной массы становится возможным обернуть только за счет товаров потребительского сектора: продукты, одежду, жилье, оплату транспорта, жилищно-коммунальные услуги, топливо. Цена на них будет неуклонно завышаться, что влечет за собой общее повышение цен товаров и услуг всей остальной потребительской группы. Наличие возможности размещать излишки финансовых средств в предметах искусства при условии, что цены, их рост и ликвидность гарантированы рыночной системой, позволяет сдерживать рост потребительских цен на товары и услуги, должным образом развивать область социальных льгот, материальных поддержек и гарантий для менее имущих граждан. А в этом заинтересованы все, кроме разве что откровенных противников. Кроме того, приток новой и мощной денежной массы в обращение на рынке искусств не может не влиять положительно и на серьезное снижение эмиссии национальной валюты при ее девальвации.

Все сказанное позволяет с полной уверенностью утверждать, что в условиях так называемого “свободного рынка” изобразительное искусство становится одним из очень важных для государства ресурсов, разработка которого ведет к его мощному увеличению, а не к истощению, как в случае с природными ресурсами. Но все дело в том, что таким государственным ресурсом искусство становится только в условиях функционирующего рынка. Только тогда, когда его культурная и эстетическая значимость соединяется с возможностью формирования соответствующей ликвидной финансовой оценки. А такое соединение способен обеспечить только собственный, национальный механизм рыночного ценообразования, который по своим принципам работы включает региональный рынок в мировую систему. Именно и только при этих условиях национальное искусство страны становится одной из приоритетных форм вложения, сохранения и роста национальных финансов, одной из самых привлекательных форм инвестиций.

Теперь обратимся к таким насущным и до сих пор очень плохо решаемым проблемам государственных ведомств культуры, как, например, приобретение на рынке и передача российским музеям произведений искусства, пополнение музейных фондов произведениями, являющимися национальным достоянием, улаживание споров о перемещенных ценностях, выделение средств в благотворительные фонды России, в сферу социально-культурного развития и т.д. Ведь нетрудно понять, что и здесь государство получает возможность за счет прибыли от аукционной деятельности оказать искусству очень существенную поддержку. Причем любые подобного рода инвестиции государства в артрынок, в национальную культуру непременно обернутся и для него самого обратной экономической выгодой — увеличением реальных активов государства на международном рынке.

Трудно переоценить значение аукционной системы и в деле решения целого комплекса республиканских и региональных социальных проблем в сфере культуры: развитый национальный артрынок будет только укреплять финансовый и творческий потенциал регионов, повышать материальный и социальный статус художников, владельцев собраний искусства, музеев и т.п. Тысячи талантливых российских художников фактически получают в этой системе рабочие места, открываются дополнительные финансовые возможности для поддержки художественного образования, а тем самым — для закрепления и развития российской художественной традиции. Усиливаются центростремительные тенденции регионов к центру.

Отмечу далее и такой важный результат, к которому должно привести создание национального рынка искусств, как восстановление единого российского культурного пространства, вовлечение в культурный российский оборот художественных ценностей, рассеянных по частным собраниям нашей страны и за рубежом. Кроме того, формируемый в процессе создания такого рынка механизм котировок и ценообразования может оказаться весьма действенным средством пропаганды и защиты традиционных отечественных ценностей, созидания и укрепления нашего национального достоинства. Ведь учредители аукционной системы получают возможность осуществлять серьезные регулирующие функции в этом секторе рынка, поскольку будут занимать решающие позиции в эффективном осуществлении культурной политики страны, формировании системы национальных приоритетов.