Смекни!
smekni.com

Евреи и европейцы (стр. 2 из 4)

В течение почти всей человеческой истории, организующие мировоззренческие концепции складывались на основе религиозных представлений, а также философских учений и культурных традиций. Формирование мировоззрения европейцев началось после того, как их полудикие предки столкнулись с просвещённым миром Римской Империи. Что же такое ценное для себя нашли варварские племена в гибнущем Риме? Традиционно считается, что это, в первую очередь, христианство и греческая философия.

Главное здесь, конечно же, христианство. В то время это была молодая религия, сформированная группой её адептов на основе религиозных представлений, вероятно, еврейской секты ессеев в интерпретации весьма талантливого проповедника из Назарета. Изначально сориентированная на социальных аутсайдеров, эта религия удачно соответствовала духовным запросам тех, кто находился на нижних этажах социальной пирамиды. Понятная эмоционально впечатляющая догматическая основа, простые немногочисленные ритуалы, оправдание и поощрение социальной пассивности, активный прозелитаризм – те некоторые качества христианства, которые обусловили его быстрое распространение из Палестины и Сирии на большую часть Римской империи. Новообращённым христианам импонировали возможность почувствовать свою принадлежность к некоему сообществу избранных, оставаясь при этом в самом «низу», иллюзия эмоционального покоя, вызванная убеждённостью в своём посмертном благополучии. На более глубокие вещи - онтологические, гносеологические, этические аспекты иудаизма, которые механически перешли в христианство, они мало обращали внимание. Паства для этого была слишком невежественна, а пастыри были озабочены «окончательной отделкой» новозаветного мифа и распространением новой религии. Так и получилось, что, проклиная евреев за мнимое богоубийство, христиане, тем не менее, взяли себе главные плоды их духовной культуры. Можно сказать, что основополагающие представления евреев о мироустройстве попали в Европу, используя христианство, как «транспортное средство».

Главное - это представление о едином Боге-творце, который являет собой абсолютную сущность, источник всего, пребывающий вне мира, но свободно действующий в нем. Он может создавать и разрушать, дарить и отбирать, награждать и наказывать. Ему принадлежит абсолютное знание и абсолютный контроль над силами природы. Только по своему желанию, без оглядки на что-либо, он может воздвигать горы и поворачивать реки, зажигать звёзды и останавливать в небе Солнце, насылать эпидемии и излечивать больных. При этом Бог евреев никому не подконтролен, он руководствуется только собственным произволом. Достаточно заменить в этой картине понятие «Бог» понятием «Человек» и мы получим основу того, что считают европейским научным мировоззрением. Нобелевский лауреат Илья Пригожин, в своих философских книгах исследовавший эволюцию научной мысли, писал, что европейский атеизм, который со времён Ньютона является её атрибутом, совсем не есть отрицание всемогущего и всезнающего рационально мыслящего иудо-христианского Бога. Его суть состоит не в отрицании Бога, а в стремлении занять его место [3].

От евреев европейцы узнали, что природные явления не имеют «свободу воли», их можно контролировать. Постановка вопроса о том, может ли это делать ещё кто-то, кроме Бога, была лишь делом времени. А ответ был уже готов. Ибо на Земле только одно существо подобно Богу, так как создано по его образу и подобию – Человек.

Евреи постулировали исключительность Человека, отделив его от остальных тварей божьих и поставив его над ними. Точнее, противопоставив им. Этим они создали основу образа Человека-созидателя – исключительного существа, существующего в Природе, но стоящего над ней и обладающего рациональным знанием о ней, способного производить в ней любые перемены бесконтрольно, руководствуясь лишь собственным произволом.

Практическое воплощение этого образа имело колоссальные последствия. Люди начали активно воздействовать на окружающий мир. И не столько изучать его для познания его гармонии или самих себя в нём (в этой модели они и так существа исключительные – зачем им это?), сколько в чисто прагматических целях – для извлечения максимальной материальной выгоды. Реализация полученных знаний вышла за рамки философских и теологических дискуссий и попала в умелые руки ремесленников и учёных, которые более не считали Природу не храмом, но своей мастерской. Европейцы почувствовали себя если не богами, то хозяевами Земли. Так сформировались основы современного европейского мировоззрения, в котором рационализм Ветхого Завета явно преобладает над догматизмом Нового.

Европейцам потребовалось немногим более тысячи лет, чтобы пройти путь от первобытнообщинных отношений к капиталистическим, в отличие от других цивилизаций, которым это вообще оказалось не под силу. А двести лет назад началась промышленная революция. Произошёл гигантский технологический прорыв, который в корне изменил существование «цивилизованных» народов.

Европейцы двигались «по пути прогресса», что называется, не разбирая дороги. Когда на этом пути встала проблема общественных отношений, то они и её попытались решить точно также – по-хозяйски. Как только стало понятно, что общественные отношения, как и все природные явления, развиваются по определённым законам, они принялись силой перекраивать их по своему разумению, самоуверенно полагая, что до конца постигли эти законы. Здесь европейское мировоззрение дало серьёзный сбой. Между понятиями «Бог» и «подобный Богу» есть небольшая разница, которую европейцы не желали и не желают замечать. Первому подвластно всё, второму – почти всё. Казалось бы, всё просто – надо определить и уничтожить тех, кто виновен в человеческих страданиях, изменить в приказном порядке форму социальных отношений, и сразу всё наладится, установится всеобщее счастье. Имея, к тому же, некоторые знания о биологической эволюции, наконец-то можно осуществить давнишнюю мечту – вывести новый вид, идеального Человека-Бога. Не получилось. К чему привела реализация социалистических идей в российском и немецком исполнении, известно всем. Злая ирония судьбы – больше всего досталось евреям.

***

Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир», имея в виду, что он знает, как построить для этого систему рычагов. Этот афоризм точно отражает отличие вкладов евреев и греков в европейское развитие. Евреи как раз и дали европейцам ту самую точку опоры, подход, используя который, те могли заниматься преобразованием окружающего мира. Но они не дали необходимых для этого «рычагов», потому что сами их не имели. Евреи мало интересовались объяснением явлений физического мира, предпочитая исследовать отношения людей с Богом и друг с другом. Рефлексия евреев, считавших себя особой общностью, всегда, особенно в изгнании, была обращена на утверждение их идентичности, принадлежности к этой общности. В этом плане этика, проблемы человеческих отношений для них имели первостепенное значение. Евреев больше интересовало, как правильно поступать в этом мире, чем то, как он устроен. Неудивительно, что, хотя древние евреи и находились в средоточии знаний Востока, первые научные программы - атомистическую, математическую и континуалистскую - создали не они, а более «экстравертные» греки [4]. Эти греческие «рычаги», эту «черновую заготовку» европейцы потом превратили в свою науку.

К тому времени, как в средневековой Европе начали всерьёз интересоваться устройством физического мира, пифагорейцы, Демокрит, Платон, Аристотель, их коллеги уже две тысячи лет, как умерли. Их труды пылились на полках редких тогда библиотек. Как же они попали к тем, кто их использовал по назначению и с пользой?

Ещё одно условие, жизненно необходимое для развития человеческого сообщества, состоит в том, что оно должно постоянно пополнять запас знаний, добывая их самостоятельно или получая в обмен от других сообществ [5]. Однако в феодальных государствах возможности и того, и другого были ограничены – этим попросту некому было заниматься. Мешали особенности социального устройства. Раннефеодальные государства состояли всего из трёх сословий: духовенства, дворян и крестьян. Их социальные роли были жёстко регламентированы. Духовенство должно было молиться, дворяне – воевать, крестьяне – работать. Для занятий наукой или образованием у них не было ни прав, ни возможностей, ни желания [6]. Наверное, поэтому феодализм оказался тупиком для большинства цивилизаций. Кроме европейской. Она имела одно отличие – «своих» евреев.

Евреи в феодальной Европе были единственной группой населения, которая имела возможности и желание учиться и учить других. Будучи вдвойне чужаками - по происхождению и по религии, они находились вне социальной структуры феодальных сообществ, что им давало определённую свободу действий - свободу перемещений и торговли. В силу книжной традиции, евреи всегда были в курсе интеллектуальной жизни и потому для европейцев служили проводниками знаний. В перечне товаров, которыми они торговали, обязательно были книги. С помощью евреев европейцы вкусили плоды греческой философии и римского права. Евреи привозили в Европу труды Платона и Аристотеля, часто сами же их переводили с греческого и растолковывали их сыновьям дворян и бюргеров.