Смекни!
smekni.com

Евреи и европейцы (стр. 4 из 4)

***

На территории бывшего СССР складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, небывалый всплеск еврейского самосознания, с другой – сокращение численности евреев. В соответствии с официальными данными переписей населения за последние 12 лет на Украине количество евреев уменьшилось в 5 раз! С третьего места по численности они опустились на десятое. Такое резкое падение нельзя объяснить одним лишь отрицательным сальдо прироста еврейского населения, естественного и миграционного. Здесь налицо влияние ассимиляционных тенденций, таких же, как и в России [9] и других странах. «Объективная действительность» берёт своё. Трудно сказать, спасают ли положение еврейские программы, руководимые извне. Стариков в них привлекает возможность вспомнить молодость и получить благотворительную помощь. Молодёжь стремится получить образование или работу за рубежом. Люди среднего возраста рассматривают их как возможность познакомиться с культурой своих предков и подготовиться к возможной эмиграции. Эти программы делают большое дело в области образования, благотворительности, укреплении связей с мировым еврейством, поддержке государства Израиль. Стимулируют ли они перспективное мышление в еврейской среде, однозначно сказать нельзя.

Об интересах нынешних русскоговорящих евреев можно судить по еврейской публицистике. В обширной еврейской прессе, на еврейских интернет-сайтах лидируют темы о еврейской религии, истории, культуре и традициях; еврейском образовании (которое состоит в изучении религии, истории, культуры и традиций); Катастрофе; антисемитизме; арабо-израильском конфликте и т.п.

Важно ли всё это сегодня, надо ли это обсуждать? Да, безусловно, важно, и обсуждать надо. Но! Если судить по этому перечню, евреи сосредоточили своё внимание на прошлом и сиюминутных проблемах дня сегодняшнего. Они не заглядывают в завтра. А ведь выжить и сохранить свою самодостаточность евреям удалось именно благодаря постоянному переосмыслению сути своего коллективного «Я». Причём в этой духовной работе участвовали не только еврейские авторитеты, но и, тем или иным образом, вся масса еврейства. Сегодня же о глобальных, цивилизационных перспективах еврейства размышляют только немногочисленные представители интеллектуальной элиты. Не хочу сказать, что это никого не волнует. Но, на мой взгляд, интерес еврейской массы к этим вопросам явно недостаточен.

Говорят, что изучение прошлого необходимо для возрождения еврейства. Это целиком справедливо. Но вот в чём вопрос: о возрождении какого еврейства идёт речь? Палестинского, которое было до разрушения Храма? Или дореволюционного местечкового? Прежде, чем создавать что-то, надо иметь об этом более или менее чёткое представление - модель. Существует ли сегодня чётко очерченная модель еврейства завтрашнего дня - неясно. Понятно другое. Сегодня евреи – в своём большинстве люди современные, светские, хорошо образованные, глубоко интегрированные в культурную среду своей географической родины. Ожидать их глобальной репатриации не следует. Переориентировать всех их с родного им культурного окружения на мир классических еврейских общин вряд ли удастся. Старые модели здесь не сработают. Пока существует этот вакуум, исчезновение еврейства, по крайней мере, диаспорного будет продолжаться.

***

И, всё-таки, немного о еврейской исключительности. Евреи, пожалуй, единственный народ, способный реализовывать масштабные проекты, руководствуясь не прагматическими соображениями и, даже, не здравым смыслом, а идеями. Главные проекты: выживание в изгнании и создание современного государства Израиль. Их удалось осуществить в условиях активного противодействия среды обитания (а может быть благодаря ему) во имя воплощения хорошо сформулированных идей о сохранении народа и его возврате на Родину. В меняющихся условиях современности, когда европейская цивилизация, в создании которой евреи принимали живейшее участие и частью которой они стали, вступает в пору кризиса, вопрос выживания евреев встаёт в своём новом качестве. А, значит, идея выживания должна получить новую формулировку. Пора об этом задуматься не только узкому кругу специалистов.

Список литературы

1. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, №1

2. В.Н.Дорофеев, Н.Р.Хаджиков. Техника и технологии: история в таблицах. – Алчевск: ДГМИ, 2002. – 86 с.

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Мир, 1983. – 500 с.

4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М.: Наука, 1980. – 566 с.

5. Поджарский М.А. Энергетические и информационные аспекты формирования человеческих сообществ // Вестник Национальной академии наук Украины. - 2000, № 10. С. 20-40.

6. Даймонт М. Евреи, Бог и История. – М.: Изд-во «Библиотека –Алия», 1994. -536 с.

7. Пожарский М.А. Конфликт цивилизаций // Вестник Национальной академии наук Украины. - 2002, № 11. С. 28-46. (http://visnyk-nanu.kiev.ua/2002-11/4.htm.)

8. Милитарёв А. Воплощённый миф. - М.: Наталис, 2003. 253 с. (http://www.jum.ru/identity/mithr.htm)http://www.jum.ru/identity/mithr.htm

9. Гительман Ц., Червяков Ч., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев // Диаспоры. – 2000 . № 4. С.53-86. (http://demoscope.ru/weekly/2003/0105/analit01.php)