Смекни!
smekni.com

Иван Яковлевич Корейша в русской литературе (стр. 2 из 4)

Не стоит удивляться и тому, что в советское время комментаторы "Маленькой ошибки" Лескова определили Ивана Яковлевича как "сумасшедшего, свыше сорока лет находившегося в московской психиатрической больнице", который "своей бессвязной болтовней приобрел у обывателей репутацию "пророка"" (7). Комментаторы (общая редакция В.Ю. Троицкого) не указывают источников, на которые они опирались, однако очевидно, что прежде всего в их поле зрения попали работы литературного авантюриста. "люмпен-интеллигента", "алкоголика" (8) И.Г. Прыжова (9). Видимо, и Лесков, и Достоевский воспользовались тем же источником. Случай с яблоками-картофелинами не приводится у самого авторитетного жизнеописателя Ивана Яковлевича - А.Ф. Киреева, а изложен в книге Прыжова, что несомненно свидетельствует об ориентации Достоевского на эту книгу. Кстати сказать, Прыжов, совершивший известное убийство и являвшийся прототипом одного из персонажей романа "Бесы" (Толкаченко), неоднократно подчеркивал свою связь с Достоевским. Он писал: "Отец мой служил в московсковской Марьинской больнице вместе с своим добрым приятелем, доктором Достоевским, покойным отцом Ф.М. Достоевского. Последнего я помню немного, когда мне было еще лет 6-7. Итак, из Марьинской больницы суждено было итти в Сибирь двоим, Достоевскому и мне" (10). Действительно, И.Г. Прыжов был почти ровесником Достоевского (род. В 1827 г.), и его отец "Гавриил Прыжов… 45 лет служил швейцаром и писарем в московской Мариинской больнице", хотя "дети доктора Достоевского с сыном писаря Прыжова не общались" (11). И.Г. Прыжов, дошедший в своей жизни до самого дна, до связи с С.Г. Нечаевым и до убийства человека по указке последнего (что и было описано в романе "Бесы" Ф. Достоевского), весьма агрессивно настроен против Церкви вообще (он написал труд под названием "Поп и монах как первые враги культуры человека"), а в особенности против юродивых. Л.Я. Лурье верно отметил в предисловии к переизданию книги Прыжова: "Юродивые, калики перехожие, кликуши для И. Аксакова … - нечто вроде пифий, народных праведников и прорицателей. Для Прыжова – их существование признак дикости, патологии или сознательного жульничества" (12). В самом деле, Прыжов не имел цели объективно взглянуть на жизнь 26-ти московских юродивых, которых он взялся описывать в своей книге: ни за одним из них он не признает права именоваться юродивым Христа ради. Все они описаны как кликуши и проходимцы. Прыжов, переносивший в жизни тяготы бедности и пьянства, как бы завидует "легким заработкам", особой "ловкости" этих людей. В особенности он ненавидит Ивана Яковлевича Корейшу, имя которого почти непременно вспоминает в каждом новом очерке недобрым или язвительным словом. Вот пример: даже когда он пишет о Семене Митриче, который тоже низводится им с пьедестала юродства, он не может забыть про Ивана Яковлевича. Противопоставляя двух этих юродивых, он пишет: "Вот Иван Яковлевич – тот великий философ. Он, бывало, и от писаний скажет, и эллинской премудрости научит, и табачок освятит, а Семен Митрич ничего этого не знал…" (13). Это постоянное возвращение к фигуре Ивана Яковлевича на протяжении всей книги о 26-ти московских юродивых невольно говорит о том, что для Прыжова Иван Яковлевич был самым трудным случаем для его "разоблачений".

После книги Прыжова имя Ивана Яковлевича стало нарицательным в демократической прессе 1860-х гг., а во многом и в литературной среде в целом. С.С. Шашков отправил для напечатания в "Искру" статью о журнале "Гражданин", в которой язвительно говорит о Ф. Достоевском, что он "дебютировал в роли преемника покойного Ивана Яковлевича Корейши, анафемствуя Белинского, доказывая нравственную спасительность каторги…" (14). Известно также, что, отвечая на упрек Ф. Достоевского, С.С. Дудышкин назвал слова Достоевского "афоризмом", достойным "по своей смелости войти в сборник изречений Ивана Яковлевича" (15). Параллель с Иваном Яковлевичем означала, в сущности, с легкой руки Прыжова, обвинение в сумасшествии. Очевидно, что из этого источника почерпнули свои сведения Н.С. Лесков и Ф.М. Достоевский. Читая "Бесы", описание "величественных" манер Семена Яковлевича (все этих: "ткнул пальцем", "приказал" и пр.), сознаешь, что автор как будто согласился с Прыжовым в определении Ивана Яковлевича: "И юродивые, понимая очень хорошо свое высокое общественное значение, и держат себя как можно выше и величественнее" (16). Напротив, посетители Семена Яковлевича, приходящие за "юродивым словом", весьма жалки у Достоевского в своем самообмане: "Человека четыре стояли на коленях, но всех более обращал на себя внимание помещик, человек толстый, лет сорока пяти, стоявший на коленях у самой решетки… и с благоговением ожидавший благосклонного взгляда или слова Семена Яковлевича. Стоял он уже около часу, а тот все не замечал". Достоевский явно изображает "самодура", дурачащего людей и играющего на их легковерии, причем здесь его оценка опять ориентирована на оценку Прыжова: "Сколько барынь, изгоняемые покойным Юпитером, глаголемым "Иван Яковлевич", бежали от него смиренные, покорные его всемогущему приговору, - бежали, лобызая прах его логовища" (17).

Люди, скептически воспринимавшие личность Ивана Яковлевича, в особенности поднимали на смех содержавшиеся в книге Прыжова "изречения" Ивана Яковлевича, его "бессвязную речь". Прыжов особенно настаивал на этом, говоря о Семене Митриче: "Да и говорил он не ухищряясь, как велемудрый Иван Яковлевич, а просто, что ему взбредет на ум: "доска", "полено", "воняет", "вши" и т.п., а почитательницы-то его над каждым таким словом и ломают голову, отыскивая его таинственное значение" (18). На эту особенность Ивана Яковлевича – говорить необычно и как-то витиевато - обратил внимание Достоевский. В "Бесах" персонаж Достоевского повторяет, обращаясь к пришедшим: "Миловзоры, миловзоры". В черновиках это словечко "миловзоры" стоит в ряду других, "пробных", таких, как "кололацы", "голохвосты", "гоговахи", "новодумы" (19). Слово "кололацы" с легкой руки все того же Прыжова вошло в журнально-литературный обиход 1860-х гг. Так, М.Н.Катков, полемизируя с "Современником", восклицает: "Кололацы! Кололацы! А разве многое из того, что преподается и печатается, не кололацы? … новые культы, новые жрецы, новые поклонники, новые кололацы, новые суеверия не так благодушны и кротки… С неслыханною в образованных обществах наглостью они будут называть всех и каждого узколобыми, жалкими бедняжками, всех, кроме своих Иванов Яковлевичей и поклонников их" (20). Ясно, что "кололацы" у Достоевского, как и у Каткова, обозначают откровенное одурачивание доверчивых людей. В черновиках есть фраза: "Ив<ан> Яковлевич: "Кололацы". "У него откровенные кололацы (курсив наш – В.М.), а у вас те же кололацы, но вы думаете, что величайшая мудрость". Из этого следует заключить, что Достоевский не верил в праведность Ивана Яковлевича и в то, что его пророческий дар дан ему от Бога. Образ, изображаемый в "Бесах", по сути, карикатурен. Персонажи и "Маленькой ошибки", и "Бесов", ожидающие "юродивого слова", выставлены авторами в смешном виде. Как мы помним, А. Долгорукий тоже отмечал, что порою Иван Яковлевич говорил бессвязно.

Итак, восприятие личности Ивана Яковлевича было весьма противоречивым. Дело осложняется тем, что если остальные типы святых (преподобные, мученики, исповедники и др.) так или иначе, но вписываются своим жизненным поведением в определенный канон, то юродивые ("блаженные") проявляют в своем поведении чрезвычайное многообразие, отражающее их внутренние духовные и душевно-психологические черты.

В полной мере это относится к "изречениям" Ивана Яковлевича. Стоит упомянуть, что тезис о бессвязном бормотанье совершенно отвергается А.Ф. Киреевым, много лет общавшимся с Иваном Яковлевичем. Известно, что Иван Яковлевич писал псалмы и песнопения и сам их пел. Любимые стихи, которые он пел были ломоносовские переложения псалмов:

Господи, кто обитает

В светлом доме выше звезд?

Кто с тобою населяет

Верх священных горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,

Правду навсегда творит

И нелестным сердцем точно,

Как языком, говорит...

В опубликованных Прыжовым образцах "речений" ясно проглядывает желание старца ответами своими постоянно возвращать вопрошавших от житейского к духовному:

- Будут ли мне рады в Петербурге?

- Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9-10 праведных спасенных.

- Что ожидает рабу Божию N?

- Мир нетления. ...и т.д.

Ясно, что такое "бормотание" может восприниматься и как вполне ясная речь старца-предсказателя, пекущегося не о тленном, а о вечном.

Во многом то же самое относится и к тем поступкам Ивана Яковлевича, которые смущали обычный светский и рациональный ум. Однако в житиях юродивых мы сплошь и рядом встречаемся с "буиим" духом подвижников Христа ради. Епископ Варнава (Беляев) отмечал, что стиль речи юродивых Христа ради может быть даже "иногда безстыдным, иногда безпощадным" (21). Епископ Варнава в другом своем труде пишет, что в число "безумных", "сумасшедших", "глупых" попали, "начиная с Самого Господа Иисуса Христа (Мк. 3, 21) и Его апостолы (Деян. 26, 24; Кор. 4, 10), и пророк Давид (1 Цар. 21, 14) и многие другие" (22).