Смекни!
smekni.com

История первобытного искусства (стр. 4 из 5)

1. Натуралистические изображения с соблюдением пропорций.

2. Геометризм фигуры(верхняя часть тела в виде треугольника, контраст тонких рук и крупных длинных ног).

3. Профильное изображение лица, ещё большее сокращение верхней части тела и длинные ноги.

4. Человеческая фигура начинают превращаться в схему, становясь комбинацией тонких линий.

Таким образом, мы являемся свидетелями процесса постепенной стилизации человеческих изображений, который знаменует собой начало пиктографической письменности.

Искусство эпохи неолита (7-4 тыс. до н. э.) и энеолита (медно- каменного века-4-3 тыс. до н. э.)

В период неолита появляется керамика - основной фактор, определяющий особенность той или иной культуры. Художественный язык керамики - язык, благодаря которому сохраняется память о данной общности. Керамические изделия- носители информации об ушедших в прошлое археологических культурах. В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. Много их и в России на Онежском озере и на Белом море. В эпоху неолита намечается и закрепляется отставание разных регионов друг от друга, обусловленное климатическими условиями и характером занятий племён. Так, осёдлое земледелие на юге стало стимулом к образованию самых ранних государственных форм. Скотоводы степной зоны соприкоснулись с цивилизацией несколько позже. Что же касается охотников, рыболовов и собирателей Сибири, Поморья, Северной Европы, то "историческое время" цивилизации наступило у них поздно. Процесс обретения государственности у них растянулся на более длительный срок.

Итак, регионы неолита мы делим на "цивилизационные" и незатронутые цивилизацией, ибо возникновение цивилизации станет краеугольным камнем этого периода, не случайно Тейяр де Шарден назвал неолит "самым критическим и величественным из всех периодов прошлого". В этот период отчётливо выступают различные пути развития человечества, в зависимости от географических условий обитания данной культуры: или это становление государственности в древнейших регионах земледелия, или многие века кочевой жизни и жизнь среди дикой, невозделанной природы.

Период энеолита является началом палеометаллической эпохи, т. е. Медно - каменного и бронзового веков. В период энеолита человечество впервые научилось выплавлять орудия из первого известного ему металла - меди. Начиная со II тысячелетия в Евразии широко распространяется бронза - более прочный сплав меди и олова. Тогда же наряду с древним способом производящего хозяйства - земледелием, окончательно складывается новый - скотоводство, который позволяет освоить обширные степи и предгорные зоны. В начале кратко охарактеризуем искусство неолита и энеолита в культурах древнейших очагов земледелия, которые предшествовали периоду появления ранних форм государственности.

1) Иордано- палестинский регион (Иерихон - 8-7тыс. лет до н. э.). Сохранились погребальные маски, глинобитные дома, а также древнейшие в истории человечества городские стены.

2) Малоазийский регион (Чатал-Гуюк). Примечательно огромное количество статуэток обнажённых женщин, символизирующих культ плодородия. Сохранившиеся святилища часто украшает изображение быка. Такую же роль бог в виде быка играл в крито - микенской цивилизации и Древнем Египте периода Раннего царства(мастабы в Саккара с головами быков, 4 тыс. до н. э.).

3) Месопотамский регион (культура Джармо, 7-6 тыс. до н. э.). Для этого региона характерна необычайно декоративная керамика, слепленная сначала вручную, а затем на гончарном круге. Керамика из Самарры датируется 5 тысячелетием до н. э. Культовые сосуды, чаши, блюда характеризует особая тщательность работы. Среди многочисленных орнаментов фигурируют т. н. "первобытные свастики" - символ круговорота природной стихии и солнечного хода. Люди, животные, растения, - всё закручивается в стремительном вихре движения, превращаясь в отвлечённо- геометрические фигуры. Другими элементами орнамента являются "елочки" и "зигзаги". Лучшие произведения керамики, помимо музеев Ирана и Ирака, представлены, также, в собраниях Лувра и Эрмитажа. Из мягких пород камня одновременно с сосудами изготавливаются и цилиндрические печати. При накатке на сырую глину они образовывали непрерывный орнаментальный фриз. Являясь магической охраной собственности, печати выполняли функцию амулетов и украшений.

4) Египетский центр. Неолитические культуры - Таса и Меримде Бени Саламе. Керамика лепится вручную и лишена декорации. В изделиях из глины мастера стремятся воспроизвести фактуру каменных сосудов. Излюбленным материалом для изготовления сосудов у древних египтян был камень. Наряду с легко поддающимся обработке алебастром, использовались и твёрдые породы камня: брекчия, гранит, базальт, диорит, порфир. Вазы и блюда полировались до блеска, дематериализуя его тяжесть и косность. Роспись керамики появляется в период энеолита - бронзового века (культуры Негада I и Негада II). Люди и животные запечатлены на поверхности сосудов как бы при взгляде с разных точек зрения. Мастером передаются главные характеристики, из которых и складывается изображаемый предмет. Фигуры людей и туловища животных поэтому могли изображаться в фас и в профиль одновременно. В качестве жилища используются небольшие круглые хижины из тростника, обмазанные глиной. Позднее появляются прямоугольного плана дома из сырцового кирпича, где селятся вожди. Архитектурные формы прямоугольного дома оказали влияние на строительство гробниц. Первые дошедшие до нас росписи относятся к эпохе энеолита и происходят из погребения вождя в Иероконполе.

5) Регион Хуанхэ и Янцзы.

Центром неолитической культуры Древнего Китая стало поселение Яншао. Археологи обнаружили здесь относящиеся к 4-3 тысячелетиям шедевры неолитической керамики. Они поражают яркостью своих росписей, окрашенных в красные, чёрные и белые цвета. В геометрике их росписей угадывается начало китайской пиктографии. В серповидных знаках, кругах, треугольниках угадываются очертания солнца, луны, гор, вод. В период образования государства(период Шан (Инь) на смену яркой полихромии приходят блестящие сосуды Луншань, лишённые росписей.

6) Регион долины Инда и Ганга.

Неолитические сосуды индской цивилизации из Чанху - Даро отличает ковровое расположение преимущественно растительного орнамента. Концом IV тысячелетия датируются небольшие глиняные фигурки богини- матери и быка, типичные для культа плодородия. В отличие от месопотамского региона печати были не цилиндрическими, а прямоугольными.

8) Регион Геоксюрского оазиса (Туркмения). Комплексы Кара-депе, Геоксюр I, Алтын - депе.

Посуда украшена ярким геометрическим орнаментом, состоящим из треугольников, ромбов, квадратов, волнистых линий. В более ранней посуде узнавались стилизованные изображения человека и животных. В период позднего энеолита керамика становится ещё более яркой и многоцветной. Как и везде в земледельческих культурах встречаются маленькие статуэтки женского божества.

Дома возводились из сырцового кирпича, причём стены получали яркую роспись. Они имели множество комнат и каждый из них являлся целым комплексом, объединяющим помещения самого разного назначения: кухни с очагами, жилые комнаты, комната для совершения религиозных обрядов.

9) Регион Правобережной Украины, Молдова, Карпато - Дунайская зона Румынии и Болгарии. Культура Триполье - Кукутень(6-3 тыс. до н. э.)

Дома наземные, глинобитные, в плане образующие вытянутый прямоугольник, делились на две половины. Комплексы построек располагались кольцеобразно и были ориентированы на центр круга. Для керамики Триполья характерен "вихреобразный" орнамент. Обычно декор имеет трёхярусную структуру: дождь, потоки воды, посылаемые на землю Великой Матерью, подземный мир и земля с восходящими посевами. Как и во всех культурах неолита и энеолита, орнамент носил космогоническую символику и являлся иллюстрацией мировоззрения представителей данной культуры. Трипольские женские статуэтки из глины имеют такую же "вихревую" раскраску, как и керамика. В глиняное тесто при их изготовлении добавлялось зерно и мука, что свидетельствует о связях с темой плодородия.

10) Иранский регион. Культура Загроса (7-4 тыс.до н. э.).

Культура Тепе - Сиалк III имеет наиболее яркую, изящную и разнообразную керамику. Сосуды изготавливались на гончарном круге. Уникальны изображения барсов на сосудах. Печати в форме пуговиц играли роль магических амулетов, а также являлись надёжными защитниками собственности.

Другим видом искусства стала наскальная живопись, петроглифы, стелы и большие каменные изваяния, характерные для культуры охотников- собирателей и скотоводов. Множество петроглифов встречается в Скандинавии, Северной Италии, Испании, Португалии, Северной Африке, Аравийском полуострове, Индии, Пакистане, Дальнем Востоке, России, Северной и Южной Америке, Австралии. Изображения на скалах или выбивались твёрдым орудием из камня, или (что реже) рисовались красной охрой. Большое распространение имеют натуралистические "рентгеновские изображения", характерные для петроглифов Норвегии, искусства североамериканских индейцев и Австралии. Этот крайний натурализм сочетается в наскальном искусстве со отвлечённым схематизмом изображений, давшем знать о себе ещё в эпоху мезолита. Такие схематичные знаки принято называть "писаницами". В петроглифах запечатлены точные наблюдения за миром природы, и, одновременно "записаны" мифы о происхождении данного племени и устроении Вселенной.Большое распространение по- прежнему имеют сцены охоты, как, например, в Залавруге, Урале, Белом море, Лене. В Залавруге представлена охота на морского зверя с помощью гарпуна. Другой ряд сцен связан с миром животных, от размножения и благополучия которых зависело и благополучие человеческого коллектива. Известны сцены с изображением лосей во время брачной игры из Норвегии, а на русском севере встречаются их небольшие скульптурные изображения. Важное место в наскальном искусстве, как и в керамике, занимает солярная и лунарная символика. В северных росписях с первой отождествляются лоси. Начиная с эпохи энеолита распространяется в искусстве появляется тема Древа жизни, где воплотились формировавшиеся на протяжении тысячелетий представления о природном круговороте, о скрытых таинственных силах природы, о жизни и смерти. На петроглифах изображаются "солнечные люди" с растущими в разные стороны волосами- лучами и "солнечные животные". В скульптуре соляная идея нашла своё воплощение в "личинах" (масках) на стелах окунёвской культуры (III- II тыс. до н. э.). Аналогичные изображения встречаются на Дальнем Востоке (гранитная глыба в Сакачи Алян), а также в Департаменте Морблан (Франция). Каменные стелы и изваяния являются характерными признаками искусства степной зоны. Известны знаменитые каменные бабы в донских степях.