Смекни!
smekni.com

В лабиринтах культур (стр. 2 из 2)

ПРОБЛЕМА 4. Культуры умирают. Но остается их материальное "наследие". И оно не вписывается в уже образовавшийся мир новых культур.

Новая звукозаписывающая и звуковоспроизводящая техника привела к тому, что культура пластинок умерла. А кассет и компакт-дисков с теми же записями нет. Личный пример — моя коллекция пластинок джаза, раннего рока, авторской песни и других оказалась уже ненужной. Ею не могу пользоваться я, ею в принципе не будут пользоваться мои дети.

ПРОБЛЕМА 5 — самая главная. Чему учить наших детей? Как готовить их к этому лабиринту культур? Как сделать так, чтобы никогда не могла повториться ситуация, подобная следующей.

Если вы помните, рок-н-ролл в свое время был "идеологическим оружием империалистов". А вот что в это же время происходило в США. "Общественность США и даже государственные органы буквально объявляют войну рок-н-роллу как явлению, разрушающему американскую культуру. По радио, телевидению и в печати выступают сенаторы, священники, общественные деятели и учителя, обличая рок-н-ролл, призывая молодежь к благоразумию. Одни говорят о "черной заразе", другие утверждают, что все это дело рук коммунистов, решивших использовать рок-н-ролл как идеологическое оружие и подорвать американскую мощь изнутри".

Зри в корень!

Вопрос обучения осложняется тем, что элементов культуры много. Отказаться от одних в пользу других невозможно. Эти эксперименты над нашими детьми уже проводились — то увеличивали часы на естественные науки, то уменьшали их в пользу гуманитарных.

Хотя какой смысл увеличивать часы на обучение, если так и не понятно, чему, собственно, надо обучать?

Но, может быть, все не так уж страшно? Может быть, в сложности и многообразии культурных и межкультурных проблем все-таки можно разобраться? Давайте возьмем одну из таких проблем и рассмотрим ее повнимательнее.

Проблема королевства Тонга

Тонга — маленькое островное государство в Океании недалеко от ста восьмидесятого меридиана. От более известного государства Западное Самоа его отделяет только сравнительно небольшой пролив.

Тонга — достаточно современная страна. У нее есть даже своя конституция. Один из разделов конституции гласит, что государственной религией Тонга является методизм (одно из направлений баптизма). Однако около тридцати процентов населения — адвентисты седьмого дня. И между ними и методистами постоянно возникают конфликты.

Как эти конфликты устранить?

Вот типичная межкультурная проблема. Она в качестве учебной задачи рассматривалась на многих семинарах по ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. В основном предложения были такие: изменить конституцию, заставить адвентистов подчиняться большинству, выселить этих адвентистов, чтоб не мешали спокойно жить, и т. п. Хотя всем понятно, что последние два решениями вообще не являются — это просто насилие. А первое... Почему-то все соглашаются с тем, что в своей стране изменить конституцию невероятно трудно. А в чужой меняют направо и налево.

В конце концов, слушатели приходят к классическому выводу: дело это тонкое, лучше не вмешиваться, как-нибудь, бог даст, они и сами разберутся.

А все дело в том, что в такой постановке проблема действительно неразрешима. И в первую очередь потому, что мы не знаем, в чем заключается конфликт.

Давайте представим себе, что перед нами сидят два тонганца — методист и адвентист. Что они нам расскажут? Скорее всего, они начнут со взаимных обвинений во всех смертных грехах. И только если нам с вами хватит терпения и мудрости, мы постепенно поймем, что, в основном, конфликта-то и нет. Его нет ни в понедельник, ни во вторник, ни даже в пятницу. Он начинается в субботу.

Оказывается, по нормам методизма выходным днем является воскресенье. О чем и сделана соответствующая запись в конституции. А у адвентистов выходной — суббота. И они, даже ценой нарушения конституции, отказываются в этот день работать. Зато готовы работать в воскресенье, когда не желают работать методисты.

Сложная и непонятная проблема стала превращаться в красивую и вполне понятную задачу. Давайте ее и сформулируем, как задачу.

Королевство Тонга — маленькое островное государство в Океании недалеко от ста восьмидесятого меридиана. От более известного государства Западное Самоа его отделяет только сравнительно небольшой пролив.

Тонга — достаточно современная страна. У нее есть даже своя конституция. Один из разделов конституции гласит, что государственной религией Тонга является методизм (одно из направлений баптизма). По нормам методизма — и это записано в конституции — выходным днем является воскресенье. Однако около тридцати процентов населения — адвентисты седьмого дня. И по их правилам выходным является суббота. Возникает множество бытовых и производственных проблем. Сделать же два выходных неприемлемо ни по религиозным, ни по экономическим причинам.

Как быть?

Такую задачу уже можно решать. Потому что это — типичная открытая задача. И решается она, как и все открытые задачи, с использованием ресурсов. Если помните, Тонга находится около ста восьмидесятого меридиана, то есть линии перемены дат. А за этой линией — Западное Самоа. Вот и живут тонганские адвентисты по самоанскому календарю. И когда у методистов наступает воскресенье, у адвентистов — положенная им для отдыха суббота. Так тонганцы и живут уже больше полувека.

Итак, внутри неразрешимой культурной проблемы лежала вполне разрешимая задача. Но всегда ли это так?

Проблема бедуинов

Рождение сына для бедуинов — настоящий праздник. В честь этого события положено зарезать овцу и устроить пир. Однако, если отец ребенка в этот момент находится в отъезде (а это явление частое, бедуины — кочевой народ), подготовка к празднованию оказывается под угрозой срыва. Если же пир не будет организован, мать и ребенок будут покрыты позором на всю жизнь.

Как сохранить доброе имя женщине и ее сыну?

В таком виде эта проблема тоже неразрешима. Но мы уже знаем, что делать. Расспросим-ка бедуинов о сути дела. И окажется, что все дело в том, что резать овцу — сугубо мужское дело, женщине это делать просто неприлично. Но столь же неприлично обращаться за помощью к любому другому мужчине. Задача становится конкретной, а, значит, — разрешимой.

Задача

Рождение сына для бедуинов — настоящий праздник. В честь этого события положено зарезать овцу и устроить пир. Однако если отец ребенка в этот момент находится в отъезде, то зарезать овцу некому — это сугубо мужское дело, женщина не имеет права этим заниматься. Обращаться за помощью к другим мужчинам тоже неприлично.

Как же зарезать овцу?

Снова открытая задача. И снова она решается с использованием ресурсов. Нужен мужчина — и он есть. Это новорожденный сын. Чтобы зарезать овцу, ему не хватает только сил и умения. Но они есть у матери! И в таких случаях бедуинские женщины вкладывают нож в руку ребенка, и уже этой рукой режут овцу.

Выход из лабиринта

Итак, что нам понадобилось для решения обеих проблем? Какие приемы, какие навыки, умения?

Во-первых, мы поняли, что сложная, запутанная проблема в конечном итоге сводится к конкретной открытой задаче.

Во-вторых, мы выделили саму суть проблемы: те два требования, которые никак не могут помириться между собой (в наших примерах: разные выходные у разных групп людей; необходимость и невозможность для женщины зарезать овцу).

В-третьих, мы сразу ввели для себя жесткое ограничение: оба конфликтующих требования равны. Нет "правильных" методистов и "неправильных" адвентистов (или наоборот — какая, в сущности, разница). Нет "умных" традиций и "глупых" традиций. Только признав полное равенство обоих требований, мы смогли решить наши проблемы.

В-четвертых, мы применили вполне определенную методику решения открытых задач. В данном случае — некоторые приемы ТРИЗ.

И обе такие разные проблемы были решены.

Так, может быть, именно этому и стоит учить наших детей?!

Не бояться запутанных проблем, а спокойно превращать их в задачи. Вспомните пример 3 — рок-фестиваль под Ярочиным. Скажите честно, на чьей стороне Вы были бы в этом конфликте? Так вот, когда милиция стала разбираться с жалобами, она обнаружила, что музыка была не такой уж громкой. Организаторы фестиваля установили жесткий сухой закон, и пьяных просто не было. Драк, естественно, тоже. А проблема заключалась в том, что для обеспечения сухого закона были на целую неделю закрыты все соседние вино-водочные магазины. И местные жители остались без водки.

Видеть не только обобщенные этические аспекты проблемы, но и конкретные конфликтующие требования. Истинные причины конфликта — не "бездуховность" рок-музыки и не "проблема отцов и детей", а вполне конкретный сухой закон на рок-фестивале и столь же конкретное многолетнее пьянство маленьких городков.

Никогда, ни под каким соусом не позволять себе считать одно требование более значимым, чем другое. Сухой закон на рок-фестивале — это, конечно, требование важное. Но внезапно лишить выпивки людей, которые пили, что называется, веками — тоже в корне неправильно.

И, наконец, уметь решать открытые задачи. Хотя данная ситуация — даже и не задача. Просто при организации следующего фестиваля местных жителей предупредили заранее, объяснили им причины закрытия магазинов. Они сделали соответствующие запасы. И "конфликт отцов и детей", а также борьба за "духовность молодежи" просто-напросто исчезли.

И, когда мы научимся всему этому сами, когда мы научим этому наших детей, — может быть, тогда в какой-нибудь книге какой-нибудь мальчик прочтет, что старая добрая традиция сперва размахивать кулаками и обвинять во всех смертных грехах, а потом думать, возникла в те далекие времена, когда люди еще не знали методов решения проблем.