Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая недостоверность рассказа отличает ее от мифа.
В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в гинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантастические рассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенных чудовищах и т.п.
Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устного народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса, возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и скотоводов.
Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V в. до н.э., обычно приписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу.
Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическом изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известными сюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным эпохам.
Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое количество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработались определенные стихотворные размеры, многие поговорки были обличены в стихотворную форму.
Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудре[U1] цам VI - VII вв. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон, Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон.
3. Народная песня, ее происхождение и формы.
В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной песни.
Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом. У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеет практическое значение - помогает в работе или даже организует ее.
Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разные виды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, при пряже, тканье и т.д1. Часто эти песни сопровождались мимическими телодвижениями, изображавшими сам процесс работы.
Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрение древних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями. Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; для этой цели на них помещались флейтисты, с тем чтобы в такт их музыке гребцы поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. К сожалению, не сохранилось ни одной такой песни.
Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется “Гименей”, а песни погребального обряда назывались “френами”. У первобытных народов они имели религиозное значение.
Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные формы первобытного народного творчества.
В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных песен Н.И.Гнедич. Он дал перевод нескольких “Простонародных песен нынешних греков”2.
III. Поэмы Гомера.
1. Сказание о Троянской войне.
Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.
В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои.
Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями, необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,- мотива, который часто встречается в сказках.
Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену, супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях Троянская война.
2. Общий характер поэм.
В.Г.Белинский в V статье о Пушкине дал исключительно тонкую характеристику поэзии Гомера: “Читая Гомера, вы видите возможную полноту художественного совершенства. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди героев; вы очарованы этой благородною простотою, этой изящною патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице своем целое человечество”1. В.Г.Белинский показал удивительное богатство и разнообразие содержания поэм Гомера.
Содержание каждой поэмы сосредоточено не только вокруг одного героя, но и вокруг одного действия. “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все внимание поэта сосредоточено на этом.
С гневом Ахилла связаны все остальные события. Однако для ясности изложения автор делает иногда отступления. Таковы, например, перечисление сил ахейцев и троянцев (II, 484-877), характеристика главных героев ахейского войска, которая вложена в уста Елена (III, 171-244). Некоторые эпизоды как будто не имеют органической связи с основной нитью рассказа.
Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее - возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действие приурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представление обо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самого Одиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный прием свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического мастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которой только постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицом оказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмы нарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяет начальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются две части: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие к феакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку и месть женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь, рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитых женихов.
Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственному заключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа. Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм - принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторами в различные времена?
Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления действительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился по преимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни.
Война - основная стихия героев “Илиады”, причем битва изображается чаще не в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев. Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редко отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта.
“Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирного повседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавыми событиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом “Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например, описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея.
Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, из которых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор уже расцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе.
Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря на идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.
3. Главные образы поэм.
Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов.
Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого-то демона-истребителя.
Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.
Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502), где мы видим его как мужа и отца.