Смекни!
smekni.com

Восприятие младшими школьниками пейзажной живописи "Малых голландцев" (стр. 2 из 7)

О новых формах эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы на заня­тиях по мировой художественной культуре».1 Автор пишет: «В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обу­чению…пробивает себе дорогу. Одним из важ­нейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить инте­рес к предмету, организовать деятельность уча­щихся по добыче знаний».2 Автор предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с опережающим заданием и непо­средственным общением детей на уроках.

И.Л.Набок в статье «Идеологическое воз­действие искусства как фактор эстетического воспитания личности»3 разрабатывает понятия «идеологическая функция искусства» и «идеологическое воздействие искусства», кото­рым, по мнению автора, не уделено должного внимания в исследованиях по эстетическому воспитанию.

Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных про­граммах, отвечающих новым требованиям со­временной школы.

Принимая во внимание межпредметные связи, эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произ­ведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.

Во многих школах существуют факульта­тивы с эстетической и искусствоведческой на­правленностью: «История города», «Искусствоведение», различные художествен­ные и музыкальные кружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке.

Внеклассная работа так же может быть на­правлена на воспитание эстетических потребно­стей.

Эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как эстетиче­ское воспитание неизбежно связано с воспри­ятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т. д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо­рально-нравственных качеств, творческих способно­стей личности.

Психологический механизм восприятия эстети­ческого объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

Внутрисистемные отношения зависят от воз­раста, индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим соци­альным опытом, семейным воспитанием, дошколь­ным и школьным образованием, информацией, полу­чаемой от средств массовой информации и др. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эс­тетическим нормативам, критериям эстетического вкуса.

Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида.

Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности.

«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины».1

Таким образом чувственное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия предметов, и влияют на наши органы чувств.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего школьника: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по

культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Сфера эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере эстетических отношений.

Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его смыслового знака.

Однако, учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень эстетической воспитанности.

ВОСПРИЯТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Восприятие произведений изобразительного пред­полагает активную деятельность, для которой требу­ется соответствующая подготовка. Развитие художе­ственного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:

а) развитие отзывчивости к произведению;

б) развитие способности выразить свое отношение к произведению;

в) расширение объема знаний и представлений об искусстве.

Несмотря на возможность эмоционального отклика на произведение искусства, дети в начальной школе не обладают еще способностью адекватно рассказы­вать о своих переживаниях, возникших в результате знакомства с искусством (особенно дети 1 и II клас­сов). Об этом свидетельствуют их часто очень ску­пые, мало развернутые по своему содержанию ха­рактеристики и оценки произведений. Последние крайне неустойчивы, мало и часто сводятся к сужде­ниям "нравится" или "не нравится", "красиво" или "некрасиво".

Необходима особая методика знакомства с изобразительным искусством, направленная на развитие раз­ных способов выражения детьми своих мыслей и пе­реживаний по поводу восприятия. Задачи этой мето­дики следующие:

1. Прежде всего, учитель должен развивать у детей умение рассказывать о произведениях искусства, от­кликаясь на выразительные средства.