.
Поль Гоген принадлежит к числу художников, жизнь которых настолько тесно переплетена с их творчеством, что в последнем многого нельзя понять, не обратившись одновременно к их биографии. И, наоборот, жизненный путь Гогена можно понять в полной мере, только зная творчество художника, так как его биография - это лишь одна из сторон его творчества.
И в жизни и в творчестве Гогена все кричаще необычно, все запутанно, противоречиво, все ярко, красочно, все пронизано духом протеста против привычных, устоявшихся норм, против гладкого, безмятежного существования. Жизнь Гогена, полная превратностей, доказала, что он глубоко верил во все то, что проповедовал. А потому каждое событие в его жизни, каждое слово, сказанное художником по тому или иному поводу, приобретает особый смысл.
Итак, Гоген (его полное имя Поль-Эжен-Анри) родился в Париже 7 июня 1848 года, в самый разгар революционных событий, когда на улицах велись ожесточенный кровавые бои. Его отец - Пьер-Гильом-Кловис Гоген, был одним из редакторов умеренно - республиканской газеты «Насьональ», игравшей значительную роль в революции 1848 года. После выборов в Национальном Собрании в 1849 году Кловис Гоген решил, что ему небезопасно оставаться на родине, и вместе с семьей покинул Францию. И отправился в Перу, где с помощью дальних родственников жены надеялся основать собственный журнал.
Однако в дороге, так и не достигнув берегов Перу, Кловис Гоген внезапно скончался. Жена его, оставшаяся на борту корабля одна с двумя детьми, вынуждена была продолжать путешествие самостоятельно. В Перу Алину (так звали мать Гогена) встретили родственники - колоссальная семья, жившая старым патриархальным укладом. Хотя Гоген попал в Перу, когда ему было полтора года, а вернулся он во Францию в 1855 году в возрасте семи с половиной лет, но жизнь в Лиме оставила у него самые яркие и светлые воспоминания. Свои детские впечатления, память о большой шумной семье, о ласковых днях среди заботливых людей, о мягком климате и безоблачном небе Гоген пронес через всю свою жизнь.
В конце 1855 года Алина с детьми уехала в Орлеан. Гогена поместили в местную семинарию. «...там я научился с юного возраста ненавидеть лицемерие, фальшивые добродетели, доносы», - вспоминал Гоген.
В 1860 году семья переехала в Париж. Гогена переводят в парижский пансион Лориаля. Насколько можно судить по собственным, хотя и крайне немногочисленным, замечаниям Гогена, занятия в пансионате его интересовали очень мало. Будущий живописец бредил морем. И, в 1865 году, вопреки воле матери, был зачислен в торговый флот, где прослужил два года простым матросом. За время службы Гоген два раза побывал в Бразилии, Рио-де-Жанейро, затем через Кардифф совершил плавание в Чили и в Вальпарайсо, повторив почти полностью тот путь, который некогда, еще совсем ребенком, привел его с матерью в Перу.
В январе 1868 года, поступив в качестве военнослужащего в военный флот, Гоген все время находился в северных морях у берегов Норвегии и Дании. Но если воспоминания о юге и южных странах преследовали его всю жизнь, то север не произвел на него никакого впечатления, и он никогда не упоминал о нем.
Франко - прусская война, поражение Франции и обязательство правительства распустить военные силы государства, прервали военную службу Гогена. В апреле 1871 года, насытившись пятилетней матросской жизнью и получив диплом матроса первого класса, Гоген оставил свой корабль и вернулся в Париж.
Первые шаги /1871 - 1885 г.г./
«...что касается моего дорогого сына, то он сам должен будет делать свою карьеру, ибо он так мало умел заставить всех моих друзей полюбить себя, что окажется совсем покинутым...»
Мать Гогена умерла в 1867 году, перед смертью так и не увидев своего сына. Она не смогла простить ему службу простым матросом, и все имущество отписала дочери; сыну достались книги, картины, фамильные портреты и кольцо - печатка, оставшееся в наследство от прадедушки. Опекуном детей был назначен Гюстав Ароза, который устроил Гогена на службу в банк Бертена. С помощью многочисленных связей опекуна, а также благодаря способности быстро разобраться и ориентироваться в биржевой жизни, Гоген уже через два года занял в банке одно из ведущих мест. Что повлекло его к живописи? Может, картины, которые украшали комнаты в доме его матери, или Гюстав Ароза, большой знаток и любитель живописи? У опекуна была богатая коллекция картин современных художников: Делакруа, Курбе, Домье, Коро, Писсарро и многие другие. Также он увлекался только вошедшей в моду фотографией, собирая фоторепродукции картин знаменитых мастеров. В доме Ароза часто собирались как именитые, так и мало известные, только подающие надежды художники; скульпторы, архитекторы, литераторы, журналисты... Дочь Авроза - Маргарита, была молодой талантливой художницей. Для Гогена началась новая жизнь. Днем он окружен цифрами, бумагами, расчетами. Он - финансист. Вечером, втайне от всех, он рисует и пишет маслом. Робкий, неуверенный, пока еще не уверенный в своих силах начинающий художник.
Следует заметить, что у этого таланта имелись генетические корни. В числе предков Гогена были два художника, вопросы искусства не были совсем чужды его семье. Дед - Анри - Франсуа Шазаль (художник и гравер), автор многочисленных гравированных портретов знаменитых людей и эстампов, сделанных с античных барельефов, статуй и т.п. Его брат - Анре-Франсуа-Антуан Шазаль - также художник и гравер, неоднократно выставлял свои произведения в Салоне, преподавал рисунок в Музее естественной истории и написал несколько работ по теории рисунка и гобеленов. Кстати сказать, сын Антуана тоже был художником.
Бабушка Гогена - Флора Тристан - была женщина незаурядная, наделенная выдающимися способностями и весьма известная среди современников. Любопытно, что Гоген унаследовал от нее не только некоторое портретное сходство, но что в его характере, как в зеркале, отразились многие черты его бабки. Решительный нрав Флоры, умение принимать весьма смелые решения, способность столь же мгновенно увлекаться самыми различными вещами, не обращая внимания на общественное мнение, ее многосторонние дарования - все это передалось и Гогену. Даже любовь к путешествиям, в которых она провела большую часть своей жизни, очевидно, тоже перешла к Гогену от Флоры.
Итак, все свое свободное время Гоген посвящает занятиям живописью. Он отстраняется от светской жизни, он смеется над ней: она наигранна, пуста, нелепа. Он сторонится сослуживцев, общаясь с ними только в пределах работы. Он сходится с мелким служащим - Эмилем Шуффенекером, у которого одна страсть - искусство (Шуффенекер будет верным другом Гогена всю жизнь, помогая ему в трудные минуты). По воскресеньям они вдвоем посещают Академию Каларосси, вместе ходят в музеи. В конце каждой недели Гоген встречается с Маргаритой, дочерью Ароза - они вместе работают над рисунком с натуры. Накапливая знания, Гоген одновременно растет как художник. Появляются его первые работы, еще не представленные на обзор широким массам.
В начале 1873 года Гоген знакомится с молодой датчанкой Мэтт-Софи Гад, приехавшей во Францию на каникулы, и женится на ней. Жена относится к развлечению мужа как к наиболее безобидному препровождению времени. Ей импонирует спокойный Эмиль Шуффенекер, а когда в их доме появляется известный уже в творческих кругах Камилл Писсарро, которого Гоген почитал как своего учителя, она приветствует его, не подозревая, как скажутся в дальнейшем на ее судьбе увлечения мужа живописью.
Гоген все больше углубляется в изучение рисунка и цвета. Вначале он занимается главным образом техническими сторонами и технологической основой живописи. Его первые пробы того времени, ученические работы маслом на бумаге: «Дом около озера» /1871/ и «Натюрморт с грушами и виноградом» /1872/. К этим же годам относятся два маленьких пейзажа (Копенгагенский музей и частная коллекция).
В семействе Гогенов рождается сын. Отец часто рисует ребенка во всевозможных позах, тщательно отрабатывая каждую деталь, делая многочисленные зарисовки рук, ног, головы в разных поворотах и положениях.
Импрессионизм, достигший в 70-е годы своего наивысшего расцвета, хотя еще и не признанный, был первой художественной школой Гогена, которого привлекли и некоторые элементы программы импрессионистов, и главным образом их боевой дух, сопутствующий борьбе против официального салонно - академического искусства.
Отрицая академические традиции, превратившиеся в тормоз для дальнейшего развития искусства, импрессионисты вместо закостеневших условных норм, за пределы которых не должен выходить живописец, выдвинули новый принцип подхода к изображаемому предмету. Прежде всего, они требовали внимания к повседневной жизни человека, к природе, его окружающей, и главным образом правдивости изображенного. Они выходят со своими мольбертами из ателье и работают на пленере, стремясь как можно непосредственнее передать на полотне то, что они видят, свое личное восприятие жизни, а не абстрактно - условное его изображение, соответствующее канонам академической живописи. Работа на пленере пробудила и особое внимание к солнечному свету, растворяющему все краски, уничтожающему локальные цвета и объединяющему их в единую цветовую гармонию. Новое понимание импрессионистами света и колорита приводят их к новым техническим приемам, к раздельному мазку, к использованию дополнительных цветов, к утонченным красочным нюансам, передающим вибрацию воздуха, к стиранию четких очертаний предметов, находящихся в постоянном движении.
Все эти проблемы занимают Гогена, который начинает работать в той же манере. Написанная им в 1875 году, вскоре после первой выставки импрессионистов, «Сена у Йенского моста» (хранится в Лувре, Париж) и по композиции, и по характеру мазка, и по неясным контурам нескольких фигурок на берегу близка к импрессионистам. Белый снег, отражающий падающий на него свет, позволяют Гогену использовать импрессионистские приемы, которым он только учится овладевать.