Мир Мадонны для художника - это и его мир. В нем ответ на бесцветность и хаос нашего времени.
"Сейчас общество испытывает огромную потребность в реставрации духовных ценностей, - говорит художник, - самой высокой целью искусства является утверждение красоты, Божественного в человеке. Искусство должно нести миру Свечу Духовности, потому что, как и много веков назад, человек и сегодня стремится к свету и любви".
Природная стойкость и чувство сопротивления заставляют художника снова и снова обращаться не только к теме возрождения корней, но и к утраченным связям между человеком и природой, человеком и Космосом. Это всеобъемлющая идея также находит воплощение в дорогом для художника образе Мадонны.
Тарковский говорил, что в лучших произведениях поэзии наличествует триединство: мир, язык, художник. В полной мере это относится и к живописи. Недостаточность одного из компонентов этого единства делает произведение неполноценным, немощным.
Потеря кровной связи со своей землей всегда гибельна для творца. Осознанно или не вполне Алексею Кузьмичу удалось это избежать. Устоял он и перед бурным натиском всевозможных авангардных течений, сохранив в своем изобразительном языке чистоту и поэзию.
Творчество художника - это его храм. возведенный его воспитанием, эволюцией, культурой, мыслью. Так в добрый же путь, Алексей Кузьмич!
Кто любит женщину, кто любит мир, кто пишет женщину, тому помогает бог,- эти слова стали творческим кредо для Алексея Васильевича Кузьмича. Родился художник в 1945 г. в Мохро - большой красивой полесской деревне на Брестчине. Отца не помнит. Вернувшись с фронта, он вскоре умер. Растила и воспитывала Алексея мать Александра Максимовна. Приобщился к искусству Алексей с раннего детства. Этому помогли двоюродный брат Степан, художник-самоучка, учитель рисования в местной школе Анатолий Павлович Рубанович и пять сестер.
После 9 классов будущий художник уезжает в далекий сибирский город Красноярск. Ему хотелось не столько больших денег и приключений, сколько познаний. В Красноярске родился Суриков. Здесь много связано с именем великого художника, есть училище им. Сурикова, блестящая картинная галерея. Кузьмич приходил туда часто и подолгу простаивал у полотен, восхищаясь великим непревзойденным талантом. Рядом с училищем - художественная школа им. Сурикова, куда, к великому счастью, и поступил Кузьмич. Окончил школу - повестка в армию. После службы Алексей приехал поступать в Минский театрально - художественный институт, но на приемные экзамены опоздал. Пришлось идти работать на подшипниковый завод. Там он узнает, что рядом во Дворце культуры существует прекрасная художественная студия, которой руководит А. В. Барановский. Показал ему свои работы. Анатолий Васильевич остался очень доволен и принял его к себе. В студии Алексей еще больше поверил в себя как художника. На следующий год Алексей Кузьмич поступает в театрально - художественный институт. Экзамены сдал на "отлично". Учился охотно. Оставили Алексея Кузьмича после окончания преподавать в институте. Но вскоре он понял, что не рожден для этого. Ушел из института. Всего себя направил на самовыражение, на творчество.
15 лет его не признают, не дают выставляться. И только потому, что на своих картинах он смело приоткрывает таинства красоты женского тела вместе с высокой духовностью, одухотворенностью. Лишь в 1989 году в Минском Дворце искусства состоялась его первая выставка. Успех имела огромный. После нее работы Алексея Кузьмича увидели жители Витебска, Бобруйска, Барановичей, Гродно, Могилева, Гомеля, Бреста и других городов республики. Лучший выставочный зал был предоставлен Кузьмичу Союзом художников СССР в Москве. Здесь особенно остро он ощутил, насколько нужно то, что он создает, людям.
При серьезном, внимательном анализе, изучении творчество Алексея Кузьмича можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе художник противопоставляет женщине-труженице, ударнице, осужденной революцией и так называемым социалистическим образом жизни на кабальные условия существования, мадонну. Романтически - возвышенно и смело изображает ее живописец. Он по существу возрождает в искусстве не только женщину, какой она есть от природы, а и утраченную духовность народа.
На другом этапе творчества Алексея Кузьмича мадонна более реальная, земная, исторически конкретная. Он чувствует в себе потребность показать трагизм событий на определенных исторических сломах.
Впечатляет, если не сказать потрясает, картина "Красная мадонна". На голове женщины, доброй, искренней, повязан красный платок. Он плотно облегает плечи героини до пояса, создавая искаженной, деформированной формы идеологический круг-ореол. Никак не вырваться мадонне из этого порочного круга, он ее душит, угнетает и унижает. В отчаяньи, утратив веру стать свободной и независимой, мадонна плачет. Планетарная печаль на ее красивом лице.
В картине "Рогнеда" полоцкая княжна также плачет. И этот плач также исторически оправданный. Рогнеда как бы поднимается над временем и пространством. В ее широко открытых глазах и печаль, и ужас, и упрек, и мольба. Волосы локонами, веероподобно рвутся в небо. Оттуда женщина спустилась, чтобы посмотреть, что поменялось на земле за ее отсутствие, что люди собой представляют. Принесла из глубины веков свои обиду, боль, протест нам, людям.
Впервые во всемирной истории искусств плачущие мадонны появились на полотнах Кузьмича. Белорусский художник нарушает устоявшиеся каноны, идет от противоположного. Плач мадонн - это плач его собственной души, которая неистово ищет выхода, израненная и доведенная до высшей степени протеста в бесчисленных столкновениях с противоречиями развития нашего общества. Нужно быть очень благодарным художнику за его великую гражданственность, патриотизм, непоколебимое желание видеть свой народ свободным и счастливым.
Детство Алексея Кузьмича прошло в большом селе Мохро на Брестчине в многодетной крестьянской семье. День его рождения - 1 июня 1945 года запомнился сельчанам большими пожарами, случившимися от удара молнии. Рассказывали, что его мать Александра Максимовна восприняла их как знамение, сулившее сыну большое будущее. Василий Феодосьевич Кузьмич, отец Алексея - потомок старинного шляхетскою рода. Когда мальчику было полтора года, отец умер, сказались ранения, полученные на фронтах Великой Отечественной войны.
Александра Максимовна одна воспитала семерых детей, уповая на труд, Бога и добрых людей. Сестры увлекались рукоделием. Несмотря на трудности жизни, в доме часто звучала песня.
Пожалуй, наиболее яркие воспоминания детства Алексея связаны с весьма почитаемым в селе человеком Рубановичем Анатолием Павловичем, художником, другом отца. Это был действительно интересный, широкой культуры, высокообразованный человек (учился в Варшаве, Париже, Вене). Мальчика связывала с ним трогательная дружба. Тогда-то и состоялось первое приобщение к искусству. Алексей впервые услышал имена: Тициан, Веласкес, Ван Гог, увидел репродукции их картин. Развитию природных способностей мальчика способствовал и двоюродный брат Алексея, Степан Кузьмич, одарённый самодеятельный художник.
Старшие дети входили в самостоятельную жизнь. Дороги странствий влекли и Алексея. В 1962 году шестнадцатилетний юноша едет в Красноярск, где живут ею дальние родственники. Работает, посещает классы художественной студии. После службы в армии в 1968 году возвращается на Беларусь, живет и работает в Минске. Здесь началось систематическое художественное образование Алексея Кузьмича. Вначале в студии изобразительного искусства под руководством замечательного педагога и художника А. В. Барановского, затем - в Белорусском государственном театрально - художественном институте, где преподавали В. Суховерхов, П.Крохолев, Н.Воронов. У П.Воронова Алексей Кузьмич перенял свободную манеру письма, владение цветом. Уроки же главного учителя, коим считает Алексей А.Барановского, оставили в формировании молодого художника не только профессиональный, но и нравственный след.
С окончанием института наступает время активной самостоятельной творческой деятельности. С 1975 года Кузьмич - участник художественных выставок. В 1981 году народный художник Республики Беларусь Л.Щемелев, заслуженные деятели искусств П.Крохолев и П.Стасевич рекомендуют Кузьмича в Союз художников. В этом же году состоялась первая персональная выставка произведений художника.
Картины Алексея Кузьмича приобретаются Государственными музеями республики, многими отечественными и зарубежными коллекционерами. Коллекция данной выставки сложилась из картин написанных на протяжении всего творческого пути, она достаточно полно позволяет оценить индивидуальные особенности и потенциал художника.
Михаил Савицкий
Думая о создании синтетического, обобщающего образа республики-партизанки, Савицкий исходил из конкретного и не имеющего себе подобного в истории войн факта—две трети территории оккупированной Белоруссии контролировались партизанскими соединениями. В этих зонах (в глубоком тылу врага!) была Советская власть - работали сельсоветы, школы, люди трудились и выходили на боевые задания. Сам факт говорит о могучих жизненных силах народа, который нельзя ни покорить ни уничтожить. Его осмысление художником и вызвало образ, извечно олицетворяющий продолжение и торжество жизни, — мадонну.