ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Факультет государственного и муниципального управления.
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра государственного и управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине: « Экология территорий»
на тему: Система традиционного природопользования на территории
Читинской области
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Природопользование эвенков, бурят, семейских
1.1. Эвенки ( тунгусы) , буряты
1.2.Семейские
1.3. Охрана ценных природных объектов и территорий
Заключение
Список литературы
1. Природопользование эвенков, бурят, семейских
До начала колонизации в Предбайкалье и Забайкалье жили в основном эвенки, буряты, якуты. Уже в то время намечалась определенная «привязанность» этносов к различным природным ландшафтам: буряты предпочитали степи и лесостепи, якуты и эвенки-таежные пространства.. Эти ландшафты были не только вмещающими , но и кормящими.
Новые поселенцы ( русские, украинцы и др. ) обустраивались на постоянное жительство в южной половине Восточного Забайкалья.
Главной особенностью хозяйства коренного населения являлась непосредственная связь с природой и ее биологическими ресурсами.
Со временем часть коренного населения стала использовать и земельные ресурсы. Поэтому сейчас можно говорить о существовании двух форм природопользования: этнического (биологического ) и традиционного ( биологического и земельного)
Для каждого этноса характерна определенная специализация традиционного хозяйства в соответствии с экономическими возможностями вмещающего и кормящего ландшафта. Горно-таежная зона- оленеводства и охотничьего промысла, степная зона-зона скотоводства ( животноводства), лесостепная и степная – земледельческо-животноводческая.
Коренное население Забайкалья умело хорошо приспосабливаться к условиям кормящего и вмещающего ландшафтов. Они регулировали степень использования их ( определяли размер изъятия копытных, пушных животных или рыбных запасов), унаваживали пастбища и покосы, намораживали искусственные наледи на покосах ( буряты), применяли орошение ( семейские).
Технология ведения этнических хозяйств (традиционное природопользование) в основном сохраняется до настоящего времени, несмотря на большое влияние других национальностей.
В реферате я рассмотрела вопросы природопользования эвенков, бурят, семейских, их промыслы, занятия.
ЭВЕНКИ ( ТУНГУСЫ )
Численность эвенков в Восточном Забайкалье составляла на 1 января 1991 г. 1075 человек. Основными видами традиционного природопользования у них являются оленеводство и промыслы (охотничий и др.), которые с древних времен неразрывно связаны между собой.
Оленеводство. В 1975 г. площадь оленепастбищ северных районов Восточного Забайкалья составляла 11,3млн. га , по этим показателям среди соседних районов уступали лишь Хабаровскому краю. К 1983 г. площадь оленепастбищ по разным причинам сократилась до 6,8 млн га . Это отразилось на численности поголовья северных оленей, однако главной причиной его сокращения в последние двадцать лет является утрата значимости оленеводства как основного источника жизнеобеспечения эвенков.
Охота. Являясь древнейшим видом деятельности человека, охота по-прежнему приносит значительные доходы, главным образом за счет реализации пушнины, хотя ведется также заготовка мяса копытных и боровой дичи. Основные виды промысловых пушных зверей – соболь, горностай, белка, заяц-беляк, ондатра и колонок.. По сравнению с прошлыми годами перечень добываемых видов пушных зверей сократился, изменился и его состав: исчезли из перечня рысь, волк, росомаха, выдра, лисица, главными промысловыми видами стали соболь и горностай. Предпочтение все больше отдается охоте, а оленеводство характеризуется существенным и устойчивым спадом.
БУРЯТЫ. Вся этническая территория бурят представляет собой пеструю картину перемежающихся лесов и степей, иногда переходящих в массивы или лесов, или степей. У бурят в процессе хозяйственной деятельности сложился традиционный тип хозяйства, который выражался в преобладающем развитии экстенсивного скотоводства, носившем пастбищный, кочевой и полукочевой характер с круглогодичным выпасом, существенным дополнением были охота, отчасти рыболовство и собирательство (ягод, лекарственных трав, кореньев).
Буряты постоянно передвигаясь со скотом, совершали сезонные (осенние, зимние, весенние и летние) кочевки по заранее определенным еще предками маршрутам. Но со временем, в связи с ограниченностью пастбищ, все чаще стали практиковаться только летние и зимние кочевки в места, где были удобные для выпаса скота пастбища и богатые охотничьи угодья.
Наличие лесных угодий позволяло заниматься охотой, но в силу быстрой исчерпаемости охотничьих запасов она была менее выгодна, чем животноводство, которое давало постоянный доход. Это является одной из причин второстепенного значения охоты в традиционном природопользовании бурят.
В таежной и лесостепной зонах ограниченность сельскохозяйственных угодий и наличие полноводных рек привело к появлению утужной системы, а горный характер водных потоков способствовал уменьшению затрат на ее развитие. Утуги- сенокосные места, которые расчищались, удобрялись, огораживались и орошались посредством канав, проведенных от родников, речек и рек. Наряду с орошением урожайности трав, утужная система гарантировала получение кормов для кота и способствовала осушению заболоченных мест, а в случае наводнений уменьшала неблагоприятные последствия этого явления.
Кроме утугов в XIX в. существовали телятники - огороженные участки неплодородной земли, которую предварительно очищали от камней, удобряли, а иногда и орошали. Для телятников также использовались участки леса, очищенные от кустарника. Простые покосы огораживались поскотинами.
В связи с развитием утужной системы, телятников и постройкой валовых поскотин наметился процесс перехода от экстенсивной к интенсивной форме ведения сельского хозяйства бурят. Таким образом, ограниченность сельскохозяйственных земель способствовала интенсификации землепользования. Следует отметить, что кочевое или полукочевое скотоводческое хозяйство у бурят издавна вели индивидуальные семьи, а пастбища обычно находились во владении рода.
В системе традиционного природопользования бурят было выработано особое соседское совместное землепользование, когда всем разрешалось пользоваться любым угодьем, поэтому в голодные годы можно было перекочевывать на территории соседних родов.
1.2.Семейские.
В заселении Забайкалья немаловажную роль сыграли старообрядцы. Большая часть из них была выходцами из западных районов России, из старообрядческих скитов, куда в XVII - начале XVIII в., скрываясь от преследований, бежало много старообрядцев. Первая партия семейских в 1756 г. была поселена по Чиною, следующие партии - по Хилку. За короткое время здесь образовался обширный земледельческий район.
Старообрядцы, в отличие от остальных ссыльных, шли в ссылку целыми родственными группами, по несколько семей вместе. Такого рода переселения были новостью для Сибири, отсюда их местное название - «семейскис» Число семейских постоянно пополнялось новыми переселенцами с Запада. В XIX в. к западу от Яблонового хребта семейские населяли уже 26 крупных сел.
При переселении семейские выбирали такие географические ландшафты, которые в наибольшей степени соответствовали месту их прежнего проживания. Первоначальное заселение шло исключительно по рекам (Уда, Хилок, Чикой). Их долины имели наиболее плодородные почвы: суглинки, лучше других противостоящие засухе, а также темноцветные легкие супесчаные почвы. Хорошо знавшие толк в земле, семейские оценили высокие качества долин рек Чикоя и Хилка и основали здесь ряд селений. Среди поселений семейских преобладали большие села, некоторые ш них нередко тянулись вдоль реки или тракта на несколько километров (Урлук. Куналсй. Архангельское). Наряд с такими селами существовали и мелкие, разбросанные по речкам и падям.
У семейских были большие семьи, которые являлись основой их натурального хозяйства.
Приходившие в Забайкалье семейские селились на землях свободных или частично занятых крестьянскими старожилами (Хилко-той. Архангельское, Котый, Нижний Нарым) Число кочевавтшгх на этой территории бурят было очень мало в сравнении с массой земли, которой они могли пользоваться.
Первоначально появление семейских не стесняло бурят. Первые Земледельцы разрабатывали равнинные участки, близко расположенные и более доступные; однако с увеличением населения постепенно все земли на равнинах оказались занятыми либо пашнями, либо сенокосами, поэтому для расчистки новых пашен семейские начали подниматься в горы. Много полей появилось на очень-значительных высотах и по весьма крутым уклонам. Когда крестьянские селения заняли все среднее течение Чикоя, Хилка и других долин, а у самих бурят увеличились стада, появились взаимные земельные притязания.
Семёйские практически не вступали в контакты с коренным населением. Причиной этого являлись предписания, которые семейские получали при переселении: им не разрешалось без уведомления местных властей далеко уезжать из селения и принимать у себя в доме посторонних людей. Со временем эта обособленность стала нарушаться, однако большинство семейских сохранили традиционный уклад жизни.
Хозяйственный быт жителей традиционно отражал их прежний, до ссылки, уклад жизни. Подворья у семейских обычно делились на две или три части. За двором находились сушила для просушки хлеба и гумно, часть которого занимала «ладонь» (ток), где хлеб молотили машинами или «молотилами». За гумном размещался огород с посадками огурцов, капусты, брюквы, моркови, лука, чеснока, картофеля. Огородами занимались женщины. Избы, как правило, строились высокие, с резными либо раскрашенными рамами и карнизами. Внутри избы было чисто и опрятно. Пол мыли и слегка посыпали песком, а иногда застилали самотканой материей. Убранство отражало религиозный дух семьи и пристрастие к украшательству.