Смекни!
smekni.com

Искусство древней Греции, Крит (стр. 2 из 6)

Всё это, по мнению, В. Скалли, свидетельствует о том, что архитектура дворца должна была восприниматься как своего рода искусственное дополнение к тем естественным архитектурно-скульптурным формам, которые были созданы вокруг него самой природой. Следовательно, как памятники синтетического искусства критские дворцы могут быть поняты лишь в тесной связи с ландшафтной архитектурой. Ю.В. Андреев добавляет с этой точке зрения, полагая, что в концепции В. Скалли "…заключено определённое рациональное зерно, каковым может считаться идея гармонической сбалансированности дворцовой архитектуры с формами окружающего ландшафта, сбалансированности не только эстетического (хотя этот момент, несомненно, учитывался), сколько религиозно-символического порядка"14. Итак, уже в системе расположения критского дворца проявились его функции, и, прежде всего — это функция сакральная. Также для понимания специфики архитектурно-планировочного решения Кносского дворца важно понятие асимметрии плана. Так, центральный двор, несмотря на свою доминирующую роль в системе архитектурной композиции, не имеет черт симметрии ни с своих контурах, ни в композиции помещений вокруг него, наоборот, как отмечает Б.Р. Виппер "…строители Кносского дворца стремились, очевидно, к возможно большей свободе, к живописному беспорядку в комбинации пространств"15. Например, с северо-восточной и юго-западной сторон стены дворца уступами врываются в площадь двора; главный, северный, вход помещен не на центральной оси; наружные контуры дворца отличаются неправильными очертаниями; размещение архитектурных пространств на различных уровнях (так в Кносском дворце можно наблюдать по меньшей мере четыре уровня пола, а одноэтажные комплексы здания постоянно чередуются с двух- и трёхэтажными 16). Учитывая эти специфические черты архитектурного замысла, лежащего в основе критских дворцов, рассмотрим подробнее планировку дворца.

Главный вход во дворец находился на юго-западе и через него, вероятно, осуществлялся проход с большой площади перед дворцом. По мнению Дж. Грехема 17, вход носил ритуальный характер и был связан с центральным (западным) двором, который в отличие от других критских дворцов был отгорожен стеной. Этот вход во дворец отмечен небольшим портиком с одной колонной посередине. Вход открывается не в сторону западного двора, а на север. Стены портика украшены раскрашенными стуковыми рельефами с изображениями быков, при этом композиция портика Кносса напоминает западный и северо-западный портики в Фесте. Две двери вели из портика: одна в помещение стражи, другая — открывается в длинный коридор, идущий на юг, потом под прямым углом поворачивающий на восток. Этот коридор, по сюжетам украшавших его фресок, получил название "Коридор Процессий". На север от коридора были расположены Пропилеи (прямоугольное помещение, разделённое выступами стен на две неодинаковые части, в каждой из которых потолок поддерживает пара столбов), за которыми А. Эванс реконструирует лестницу с мощными полонами, ведущую к парадным залам и святилищу в верхнем этаже. Однако по мнению Р. Кастледена 18, А. Эванс ошибся и на месте Пропилей был культовый зал, названный им "Святилище несущего чашу"19. Другой вход вёл на главный двор с севера. Он был оформлен двойным рядом массивных столбов, образовавших узкий коридор, через который осуществлялся проход в центральный двор.

Б.Р. Виппер отмечает, что "в общем плане Кносского дворца бросаются в глаза две главных группы помещений — на западной и на восточной части центрального двора…каждый их этих комплексов разделён на две главные части длинным коридором"20. Западный фасад дворца единственный из всех оформлен с помощью архитектурной декорации: его нижняя часть обложена гипсовыми ортостатами около полуметра высотой, линия фасада имеет ступенчатую конфигурацию, состоящую из нескольких прямоугольных выступов, в центре которых имеется небольшой отступ в глубину (на 20 или 18 см). Как считает Дж. Грехем, подобная декорация отмечает месторасположение окон в верхних этажах 21. Композиция фасада была асимметрична. Самый большой выступ имел ширину 6 м, перед ним на вымостке двора, находилась плита-алтарь. Это указывает как на культовое значение самого двора, так и верхних залов, расположенных выше над двором. По реконструкции Р. Хэгга, западный фасад, состоявший из больших массивных блоков с углублёнными окнами в центре, имел в центральной части трёхчастную композицию (что также могло иметь религиозный аспект). По-видимому, окна делались не на одном уровне со стеной, что мешало проникновению в помещения большого количества солнечного света 22. Окна, ширина которых, по-видимому превышала высоту, судя по находкам остатков декорации, поверху были украшены стилизованными бычьими рогами (т. наз. рога посвящения) и фризом из розеток. Верхнюю часть рамы могли поддерживать небольшие колонны 23. С юга к основной части фасада примыкает портик и служебные помещения, а также часть южного входа. Композиция западного фасада была рассчитана на дальнюю точку зрения и постепенное приближение. Первоначально этот фасад имел два или три этажа. В верхних этажах могли быть не окна, а открытая терраса. Вдоль западного фасада в нижнем этаже располагались склады, имевшие в плане форму сильно вытянутого в длину прямоугольника 24 — до наших дней здесь сохранились сосуды, пифосы и каменные ящики в полу для хранения продуктов. В верхних этажах над складами вдоль западного фасада располагались большие залы — квадратные в плане, с двумя колоннами в центре, широким окном, выходящим на западный фасад. Эти помещения реконструкции, вероятно, не поддаются. Хотя имеется ряд важных свидетельств в пользу существования здесь парадных помещений, как-то фрагменты фресок и декорации пола. Возможно предположить, что эти залы могли иметь культовое значение и были связаны с ритуалами, проходившими в центральном дворе. М. Камерон предполагает, что в окнах этих залов могла появляться жрица или имперсонатор Великой Богини, приветствуя процессию на западном дворе 25.

Длинный коридор, шедший с юга на север, отделял ряд узких кладовых от других помещений, связанных с центральным двором. По другую сторону, напротив складов, в самом начале коридора, располагалась Большая лестница с колонной посередине, ведущая на второй этаж. К южной части западного фасада центрального двора была обращена группа помещений 26, в период Новых дворцов здесь находились комнаты, имеющие культовое значение, составлявших Комплекс центрального святилища. Он состоял из трёхчатстного святилища, чей фасад выходил на центральный двор и был центром его западного фасада 27 и ряда помещений. За святилищем, вероятно, располагались столбовые крипты, связанные коридором с западными складами. В этих криптах были найдены кости животных, что позволило Э. Халлагеру считать признаком того, что они служили святилищем 28. К югу от крипт были один или два больших зала, которые Э. Халлагер определяет как зал церемоний и банкетный зал (по аналогии помещений, находящихся в аналогичной части дворца в Загросе)29. Между этими парадными помещениями и криптами находилась небольшая комната, из которой выходят восемь дверных проёмов, связывающих её с другими помещениями. Эта комната определенна Э. Халлагером как "комната празднества урожая"30, здесь была найдена низкая каменная скамья, которая могла служить алтарём. Со стороны центрального двора это помещение выглядит как лоджия со сходящимися к ней ступенями. Между юго-западным углом центрального двора и фасадом святилища располагается портик со столбами, иногда называемый сокровищницей святилища. Здесь, в сооружённых из камня квадратных ямах, были найдены знаменитые предметы (печати, расписные раковины или их имитации, фигурки летучих рыб, фрукты из фаянса, мраморный крест, фаянсовые фигурки козы с козлёнком и коровы с телёнком, статуэтка богини со змеями), которые указывают на то, что этот комплекс имел большое значение в период Новых дворцов и, вполне возможно, культовое значение.

К северу от трёхчастного святилища была лестница, ведущая с центрального двора в верхние этажи западного крыла. За лестницей, по линии фасада располагался т. наз. комплекс Тронного зала, состоящий из девяти помещений, уровень пола которых лежит ниже современного уровня центрального двора. К входу в первую комнату, оформленному портиком с тремя столбами, с центрального двора ведут четыре ступени. Культовое значение тронной залы было отмечено ещё А. Эвансом. Последние слои этого комплекса относятся к периоду Поздних дворцов 31, но основы комплекса были заложены, вероятно, ещё в период Старых дворцов 32, о чём может свидетельствовать скруглённый угол стены, включённый в сохранившуюся структуру и выходящий на центральный двор в северной части комплекса тронного зала. Такие углы были в Старом дворце Кносса. Тронная зала была соединена с центральным двором просторной Прихожей, оформление которой было почти подобно оформлению самого тронного зала: алебастровые скамьи у северной и южной стен; низкое основание, на котором стоял деревянный трон; чаша из порфира в центре. Через Прихожую попадаем в Тронный зал с алебастровым троном посередине северной стены и скамьями у северной, западной и южной стен. У южной стены находится также т. наз. Бассейн для очищений (люстральный бассейн), являвшийся, очевидно, ядром комплекса. Он отделён от залы парапетом с колоннами, в него ведут ряд ступеней. Пол зала оштукатурен и окрашен красным, что могло иметь ассоциации с выливанием крови в люстральный бассейн 33. В бассейне были найдены керамические и каменные сосуды. Стены главной залы были расписаны фресками с изображением грифонов на фоне гор. Трон был оформлен достаточно специфически: спинка была выполнена в виде горной вершины (подобное изображение гор есть на ритоне, найденном в Загросе), сидение имело декорацию, напоминающую вход в пещеру. Как предполагает М. Камерон, в тронном зале происходили ритуалы, связанные с явлением Великой Богини и восседание её на троне (это могла быть статуя или жрица, исполняющая роль божества). Форма трона также свидетельствует о том, что этот комплекс связан с Великой Богиней, одна из ипостасей которой была богиня горных вершин. Также В. Нимайер указывает на то, что тип люстральной комнаты развился из горных пещер, где проходили ритуалы в честь этой богини 34. По бокам от трона и вдоль остальных стен находились низкие гипсовые скамьи. К западу и северу от Тронного зала находятся закрытые помещения с сооружёнными из камня скамьями для статуэток божества и прочих предметов ритуальной утвари и сосудов, а также комната с облицованным камнем столом и рядом стульев, которая, по мнению В. Нимайера могла служить кухней, где готовились ритуальные блюда 35. Для ритуалов, имевших место в тронном зале было характерно ограничение количества участников, связанное, вероятно, с фактором посвящённости в мистерии. Так, наверное, большинство зрителей оставалось в на центральном дворе, участники церемонии, непосвящённые в таинства, пребывали в Прихожей, приобщённые к ритуальным действам могли присутствовать в самой тронной зале и наблюдать появление жрицы. Наибольшую степень сакральности имел люстральный бассейн, куда могли спускаться около двух человек 36. Как видно из описания и анализа западного крыла, помещения здесь разделяются на две части: склады и залы над ними, связанные (как и западный портик) с внешним (западным) двором, а также группа помещений, обращённых в центральный двор.