По традиции брак может быть заключён без согласия родителей: девушке нужно лишь, войдя в дом прикоснуться рукой к очагу - символу семьи. Церковное венчание считалось в пароде делом второстепенным. Свадьбу же играют с исполнением полного ее церемониала, когда соберут для нее средства и приготовят дары, — это может быть через несколько месяцев. Накануне свадьбы молодая женщина ночует в родном доме. Оттуда свадебная процессия направляется к зданию, где регистрируется брак. При этом соблюдаются некоторые традиционные обычаи, среди которых мною веселых. Так, гости крадут во дворе невесты петуха (символ плодородия) и несут его впереди; по дороге угощают всех встречных вином. После регистрации брака направляются к дому женихи; свекровь встречают молодых с хлебом-солью и вином, прикалывает им на грудь зелень (символ здоровья) и вводит невесту в дом по белому полотну (символ чистоты).
Поднесение даров на свадьбе - особый ритуал. О дарах громогласно оповещает, часто в шуточной форме, распорядитель свадьбы, на роль которого выбирают человека с острым языком. Дары кладутся, согласно обычаю» на правое плечо.
Рождение ребёнка в болгарской семье — радостное событие для семьи и всей родни. Оно отмечается двумя традиционными торжествами. По выходе из родильного дома роженицу посещают близкие семье женщины, принося подарки младенцу и обрядовые хлебы — питы (обычай называется малая пита). Когда мать окрепнет, она сама приглашает гостей на большую питу. Приходят уже семейные пары, непременно пекут хлебец, намазанный медом, символизирующий «сладость», нежность ребенка и пожелания ему приятной жизни. Разламывание обрядовых хлебов вошло в гражданский ритуал наречения имени, который совершается в народном совете села, города или в специальных домах исполнения гражданских ритуалов, выстроенных во многих городах.
Традиционно торжества в Болгарии устраиваются на природе. Праздничный «стол» на разостланных красочных тканях, к которому подают излюбленные блюда, например барана, зажаренного на вертеле, затем — состязания по борьбе (народный вид спорта) с призом — живым бараном, а с наступлением темноты — костры и песни до утра.
Заключение.
В своем развитии технический прогресс многократно опережает динамику изменения национальной культуры. Для возникновения национальной традиции требуется срок жизни десятков, сотен поколений. Именно поэтому все продукты научного и технического прогресса пока еще долго останутся вспомогательными, не входящими в национально культурное наследие.
Средства распространения информации, развитие транспорта позволяют интегрировать национальные культуры в культурное наследие всего человечества - общекультурные ценности. Примером может служить широкая распространенность художественных произведений, изобразительного и прикладного искусства разных народов, которые органично впитываются большинством национальных культур.
Сочетание различных авторских работ и национальных традиций образует новые формы и жанры. К примеру, появление в 70-х годах XX века рок, панк, хиппи и поп направлений шоу-бизнеса насильно внедряется в сознание как культура. Адептами указанных направлений введены даже специальное понятия «поп-культура», «рок-культура» и другие «культуры». В результате чего происходит трансформация и подмена национальных традиций. Привнесенные извне культурные ценности не всегда согласуются с национальными традициями и поэтому не могут способствовать безопасности физического и духовного существования человека. В результате принятия таких новых «культурных» традиций теряются традиции национальной культуры, идет потеря жизненной ориентации каждого человека. Начинаются поиски нового «авторского» подхода, происходит отход от реальности, возникают надуманные проблемы. Вероятно, в этом есть одна из причин расцвета наркомании, алкоголизма, разврата. Стремясь обрести „смысл жизни" неокрепшие духовно и лишенные национальных культурных корней молодые люди безоглядно бросаются в оккультизм, парапсихологию, которые с удовольствием берут на себя функцию «перста указующего», подменяя собой национальные культурные традиции.
Разрушение национальной культуры и традиций рано или поздно поставит нацию под угрозу вымирания. Время кровопролитных войн отошло в прошлое. В настоящее время для уничтожения любого государства достаточно внедрить в ее национальную культуру чужеродные, дестабилизирующие элементы. Если национальное самосознание (стремление сохранить свой род, свою национальную культуру) не отвергнет эту агрессию, спустя некоторое время произойдет распад нации и развал страны.
Стержнем сохранения любой национальной культуры от внешней экспансии является принятое в регионах вероисповедание.
Список литературы.
1. Аксенов В. С.«Традиции и ритуал как элементы культуры» / В. С. Аксенов - г.Чита, 2001 г. – 32 с.
2. Бальжинимаев Б.Ц. История родного края / Б. Ц. Бальжинимаев. - Агинское, 1998. – 12 с.
3. Давидович В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. - Ростов, 1979. – 27 с.
4. Иметхенов А.Б., Экология, охрана природы и природопользование: Учебник для ВУЗов / А. Б. Иметхенов, А. И. Куликов, А. А. Атутов - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001 - 420 с.
5. Коган Л.Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. - М., 1995 г. – 53 с.
6. Культура как общественное явление. Журнал «Природа и человек» №3. Культурология / Г. В. Драч - Ростов-на-Дону, 1996 г. – 24 с.
7. Латинско-русский словарь. 3-е издание. М.: Рус. яз, 1986. – 213 с.
8. Павлова Г.М. Народные традиции как основа современного экологического воспитания // Опыт традиции этнического преобразования природопользования в Байкальской Сибири. - Улан-Удэ, 2001. - С.105.
9. Суханов И. В. «Обычаи, традиции и преемственность поколений» / И.В. Суханов - г. Чита 1996 г. – 61 с. Традиции в познании и культуре. М., 1986.
10. Харапинский Я.Л. Нравственность и традиции / Я. Л. Харапинский - М., 1971. – 81 с.
11. Шушарин А.С. Диалектика традиций и новаций / А. С. Шушарин, О.П. Шушарина // Традиции и инновации в духовной жизни общества. - М., 1986. - С. 61, 62.
12. Das Schwarzbuch des Kommunismus: Unterdruckung, Verbrechen und Terror / Hrsg. S. Courtois. Munchen: Pieper, 1998. – 98 с.
13. Источники с Интернета.