Смекни!
smekni.com

Культура первобытного человека (стр. 2 из 5)

Вторую большую группу австралийских мифов составляют представления о творении земли и человека, то есть космогония и антропогония. Вообще, представления о космосе как едином целом у австралийских аборигенов развиты довольно слабо. В мифах речь идет только о микрокосмосе в виде территории проживания отдельного племени и его ближайших соседей. Небесные же силы и явления не играют сколько-нибудь важной роли, лишь изредка выступая как безликие и неоформленные существа. Ученые выделили два основных варианта австралийских мифов о происхождении человека.

В первом варианте описываются странствия «вечных людей», которые затем превратились в ящериц. Первоначально земля была покрыта водой, и над поверхностью океана выступали только вершины высоких гор, на которых лежали люди со склеенными пальцами, ртами и глазами. «Вечные

люди» нашли их и разлепили. Позже, выступая в роли культовых героев, они дали предкам современных аборигенов ножи, копьеметалки, бумеранги и огонь. Здесь следует отметить, что теории происхождения людей из своего рода «полуфабрикатов» достаточно распространены и в мифологиях других народов, стоявших на значительно более высокой ступени развития. Так, в «Саршей Эде» древнегерманский бог Один оживляет древесные прообразы людей, как бы доделывая их.

Согласно второй версии австралийских антропогенных мифов, сначала на земле была вечная тьма, которую рассеяло поднявшееся солнце. Великий предок Карора поднял руки, и из его подмышек вышли бандукиты. Затем оттуда же вышли дети Карора — люди, которые начали охотиться на бандукитов. В древнегерманской мифологии существует миф о великане Имире, который достаточно близок Карора.

Самая поздняя группа австралийских мифов — предания о надтотемных предках. На севере Австралии — это «великая мать», которая выступает в сопровождении сестер или дочерей. Эти персонажи являются первопредками и культурными героями. Часто их сопровождает змей-радуга, который связан с плодовитостью, матерью-землей, дождем и противостоит огню. В мифологиях Юго-Восточной Азии этот образ превратился в хозяина дождя, пьющего небесную воду и причиняющего этим неисчислимые беды людям в виде засухи и так далее. На юго-востоке Австралии надтотемным предком является «великий отец». Некоторые исследователи считают, что это — зародыш представлений о небесном боге-творце.

Сухопутный мост, соединявший Австралию с Евразией, давно покоится на морском дне, а на его месте образовался Малайский архипелаг. Об одном из островов этого архипелага, Новой Гвинее, мифы коренного населения дошли до нас в полной неприкосновенности. Папуасы и меланезийцы попали в места своего проживания с той же волной, что и австралийские аборигены, однако далеко ушли от них в своем развитии.

Космогония меланезийцев и папуасов развилась из этиологических преданий. Если в меланезийских мифах в качестве демиургов (творцов) выступают духи-змеи или антропоморфные (человекоподобные) герои, способные превращаться в змей, то у папуасов обычны сюжеты о Солнце и Луне как преобразовавшихся первосоздателях, и космогонические акты трактуются как чья-либо оплошность. То есть папуасы считают, что мир возник просто по ошибке. Согласно представлениям жителей Новой Гвинеи, мир делится на три части: небо, где временно обитают демиурги; земля, куда они спускаются, создают людей и приносят им блага культуры; подземный мир, где обитают души умерших. Небо и земля соединяются при помощи высокого дерева (мирового древа), а путь на землю лежит через специальную дыру.

В более поздней меланезийской мифологии в образе культурных героев также выступают братья-близнецы, а образы духов-змей отходят на второй план и становятся их предками. Как правило, один из братьев «умный» и противостоит второму — «глупому» брату. По-видимому, выдвижение близнецов в качестве культовых героев говорит о первобытном страхе перед ними, как существами, отмеченными печатью сверхъестественных сил. Для поздних папуасских мифов характерны мотивы борьбы культовых героев с чудовищами, которые мешают деятельности творцов и приносят горе людям.

Как у папуасов, так и у меланезийцев люди возникают из сердцевины дерева, из водяных пузырьков или от брака пары первопредков, которые чаще всего были братом и сестрой.

Второй крупной группой папуасских и меланезийских мифов являются сказания о встречах первых людей с духами. В этих мифах рассказывается о контактах людей с различными духами, что чаще всего было связано с нарушениями табу. В результате этого человечество становится смертным и появляются болезни. Вообще, вера в духов (хозяев) природы и духов умерших занимает огромное место в мифологических представлениях папуасов и меланезийцев. Хозяев природы представляют в виде змей и невиданной окраски рептилий с несколькими хвостами и головами, которые живут в лесах, пещерах, водоемах, камнях и рифах и защищают традиционные нормы поведения. Духи умерших способны принимать различные формы, хотя предпочитают оставаться невидимыми. Постоянное место их обитания — земля умерших, которая описывается похожей на мир живых, но с обязательными признаками принадлежности к миру смерти.

Дальнейшее развитие мифологических представлений можно проследить на примере жителей Полинезии, которые обладают самыми развитыми в Океании религиозными представлениями. В Центральной Полинезии еще до появления там европейцев начался процесс образования ранних государств. Островами управляли вожди, которые довольно часто были одновременно и верховными жрецами. Полинезийская мифология была разработана так же тщательно, как древнегреческая, и очень походила на нее. Первоначально боги были просто олицетворением стихий, но затем жрецы систематизировали их и свели в единый пантеон. Главными полинезийскими богами являются: Тангароа — глава пантеона, бог-творец, бог моря и тьмы; Тане — бог лесов и животных; Ранго — бог-громовержец, бог земледелия и мира; Ту — бог войны. Сама полинезийская мифология состоит из трех основных циклов.

Первый цикл мифов — космогония и антропогония. Здесь главным героем выступает один из 4 богов. Первоначально царит хаос, затем бог отделяет небо от земли, создавая себе место для дальнейших действий. После этого он делает людей из глины или мягкой раковины. Есть также мифы, согласно которым простые люди произошли от червей, а вожди — от благородных предков.

Представления полинезийцев об устройстве мира не очень четкие. Земля и жизнь племен на островах противопоставлена небу и подземному миру. Земля, небо и подземный мир связаны с мировым древом, которое практически во всех мифологиях служит центром мира и связующим звеном между различными частями вселенной. Мировое древо является посредником между вселенной и человеком, а также местом их пересечения. Этот образ обеспечивал древнему человеку целостный взгляд на мир и определял его место в космосе.

Согласно верованиям полинезийцев после смерти души простых людей погибают, и только герои и вожди попадают в рай, расположенный где-то на севере.

Второй крупной группой сказаний является цикл мифов о Мауи. Мауи — культурный герой и мифический плут, то есть трикстер. Сочетание в одном персонаже серьезного культового героя и трикстера уходит корнями в мифы об «умном» и «глупом» братьях. Вообще, сказания о трикстерах были отдушиной в мире мелочной традиционной регламентации жизни родоплеменного общества.

В официальном полинезийском пантеоне Мауи был полубогом. Он добывает из подземного мира огонь и чудесный крючок для рыбной ловли, при помощи которого вылавливает из океана острова и отдает их людям. Мауи постоянно борется с богами, стараясь отнять у них для людей часть силы и привилегий. Однако ему не удалось победить смерть. Богиня ночи убила Мауи, и с тех пор люди стали смертны. Образ Мауи очень близок греческому Прометею.

Третий большой цикл мифов составляют сказания о Тафаки, образцовом вожде и полной противоположности Мауи. Тафаки мстит духам, убившим его отца, проходит целый ряд тяжелых испытаний, в конце которых добывает себе красавицу жену.

Следующим прекрасным примером развития мифологии от мировоззрения охотников и собирателей к верованиям племен на стадии образования государства служит Африка южнее Сахары. Древнейшее население Африканского континента, сохранившееся до наших дней, — бушмены и готентоты, составляющие койсанскую расу. Они были оттеснены на юго-запад «черного» континента народами банту и до сегодняшнего времени живут в каменном веке. Для мифологии койсанских народов характерны очеловечивание природы и тотемические представления. Их мифы объединены в два больших цикла. Первый — цикл о Цагне, герое в образе богомола, который совмещает в себе черты творца, прародителя и трикстера. Некогда все явления природы, небесные светила, животные и сам Цагн были людьми «древнего народа», который обитал на юге Африки до прихода бушменов и готентотов. С этими персонажами связано сотворение мира, главную роль в котором играл Цагн. Вторым крупным циклом являются мифы о небесных телах, то есть астральные. Бушмены и готентоты считают, что Луна является причиной того, что человек смертен. Она никогда не умирает до конца, и с людьми раньше было также. Но однажды мальчик, оплакивающий свою мать, не поверил в ее будущее воскрешение. Луна превратила его в зайца, а люди стали умирать насовсем.

Банту включают в себя более 80 народов, которые, занимаясь сельским хозяйством, достаточно сильно отличаются друг от друга уровнем развития и условиями проживания. Однако в их мифологии достаточно легко можно проследить общие для всех народов мотивы. У банту существует достаточно развитый институт жрецов, который разработал весьма сложную мифологию.

Космогонические мифы делятся на экзотерические и эзотерические. Если первые предназначены, для общего пользования, то в последние посвящены только жрецы, которые строго соблюдают тайну и охраняют ее от простых соплеменников.