В подавляющем большинстве мифов этой группы сюжет построен следующим образом. Великое и недосягаемое для понимания первоначальное божество относится к творению мира довольно легкомысленно, быстро устает и сходит со сцены, уступая место более энергичному последователю, который берется довести начатое дело до конца. Именно с этим вторым божеством люди устанавливают и поддерживают дружеские отношения. Но вскоре ревность отошедшего от дел старого бога приносит человечеству проклятие смертью. Когда люди стали смертны, жизнь превратилась в переходный этап от низшего существования к высшему.
Мифы банту о сотворении человека весьма многочисленны и распадаются на три большие группы. В религиях с развитым культом предков люди появились из земли или деревьев. В религиях с сакрализацией (святостью) царя и знати прародители царского рода снисходят прямо с небес. В остальных религиях человека творит какой-либо бог, который вырезает первых предков из дерева или вылепливает из глины. Кроме того, в мифологии банту достаточно хорошо разработаны предания о первородном грехе. В начале никто не умирал, но затем поступок какого-либо человека или животного повлек за собой смерть одного из первых людей.
Искусство Палеолита
Несомненно, что уже у неандертальцев возникли первые мифы и музыка, сопровождавшая религиозные церемонии. Однако доказать это не представляется возможным. Также нет каких-либо серьезных археологических свидетельств о существовании изобразительного искусства в среднем палеолите. Поэтому большинство ученых связывают возникновение искусства с распространением на Земле человека современного типа.
Самыми древними примерами творчества человека считаются оттиски человеческих рук и переплетения линий, так называемые «макароны», которые появились на стенах пещер в самом начале позднего палеолита. Вскоре люди начали создавать более сложные произведения — при помощи кремневых резцов или просто пальцем, который макали в растительные краски, они рисовали на стенах пещер животных, на которых охотились. Ученые считают, что эти изображения использовались в магических ритуалах древних людей, желавших обеспечить себе удачную охоту.
«Я увидел нацарапанную черту, потом еще несколько, и вот, потрясенный, задыхающийся от волнения, я смотрю на великолепно выполненную голову льва! Этот шедевр представляет собой голову льва в профиль, нарисованную в натуральную величину с неподражаемым искусством. Лев рычит, его пасть разинута, клыки угрожающе обнажены. Он рычит уже 25 тыс. лет, с того самого дня, когда при пламени жирового светильника, такого же коптящего, как и мой сегодняшний фонарь, дикий охотник встал на колени в том же самом месте, где я сам сейчас стою на коленях. Здесь на глине остались отпечатки его колен, и вот теперь я как бы сливаюсь с ним своим присутствием и преемственностью, которая связывает нас через века. Тот человек, одетый в грубую накидку из шкуры, почти босой и голый, взял острый камень и задумался в глубокой тишине и мраке пещеры. И вот он стал рисовать. Одним штрихом, без всякого наброска, без возможности исправить он одним росчерком изобразил голову льва. Несмотря на плохое освещение, неудобное положение, неровности скалы, этот великий художник нарисовал по памяти рассвирепевшего льва грубым кремневым орудием» — так известный спелеолог Норбер Кастере описывал свои впечатления от искусства палеолита, шедевры которого он во множестве находил в пещерах Франции.
В 1879 году, работая в пещере Альтамира в Испании, археолог Марселино де Савтурола первым обнаружил наскальные росписи палеолитических людей. Собственно, открытие было совершено его маленькой дочерью. Пока ее отец раскапывал остатки стоянки на полу пещеры, она осветила лампой потолок и закричала: «Папа, смотри! Быки! Быки!» Свет фонаря вырвал из вечного мрака потолок зала, на котором помещалась громадная многокрасочная роспись, изображавшая стадо бизонов. Для научной общественности XIX века это открытие было настолько невероятно, что спустя год на всемирном археолого-антропологическом конгрессе в Лиссабоне роспись без всякого обсуждения была единогласно признана преднамеренной подделкой, а сам Савтурола объявлен злонамеренным фальсификатором. Понадобилось несколько десятков лет и неутомимая деятельность Анри Брейля, «отца археологии Запада», чтобы полностью реабилитировать Савтурола и вернуть ему честное имя.
Все началось в 1897 году, когда археологу Эмилю Ривьеру с большим трудом удалось доказать подлинность петроглифов в пещерах Дордони на юге Франции. Через 4 года, в 1901 году, Брейль, продолжая исследовать Дордони, нашел множество наскальных рисунков. Последние сомнения в подлинности пещерных росписей были уничтожены в 1912 году археологом Бегуаном. В пещере Тюк д'Одубер во Французских Пиренеях, вход в которую был закрыт слоем сталактитов, возраст которых исчислялся многими тысячами лет, он обнаружил палеолитические изображения бизонов.
В 1940 году четыре французских школьника отправились в задуманную ими же археологическую экспедицию. На месте вывернутого с корнем дерева они увидели зияющую в земле дыру. Эта дыра их заинтересовала, тем более, что ходили слухи, будто это вход в подземелье, которое ведет в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще одна дыра — поменьше. Один из мальчиков бросил туда камень и по шуму падения определил, что глубина здесь большая. И все же он расширил отверстие, зажег фонарик и ошеломленный стал звать приятелей. Со стен пещеры на школьников смотрели какие-то огромные звери. Придя в себя, мальчики догадались, что это не подземелье, ведущее в замок, а пещера доисторического человека. О своей находке юные «археологи» сообщили учителю, который, хотя и отнесся к рассказу недоверчиво, все же согласился пойти осмотреть пещеру.
Так была открыта пещера, которую позже прозвали «сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не случайное и не преувеличенное. В пещере Ласко мы встречаем редкую попытку первобытного человека изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Перед нами раненный копьем бизон, у которого из брюха вываливаются внутренности. Рядом с ним поверженный человек. А недалеко от них нарисован носорог, который, возможно, и убил этого человека.
Вообще, 90 % известных науке пещерных «картинных галерей» находятся во Французских Пиренеях в провинции Франко-Канабрия. Здесь обнаружено 120 пещер с палеолитическими росписями. Скорее всего, это объясняется тем, что в этом районе расположено множество карстовых пещер с оптимальными температурными условиями, которые обеспечили сохранность первобытных «фресок».
На территории России известно только одно место, где сохранились росписи, выполненные людьми верхнего палеолита. Это знаменитая Капова пещера в горах Южного Урала. На стенах двух залов этой пещеры были обнаружены около 40 рисунков, изображающих мамонтов, лошадей и носорогов.
Очень рано, одновременно с наскальными рисунками и барельефами начала появляться скульптура. Как правило, это было изображение женщины. Статуэтки обнаружены в различных поселениях верхнего палеолита приледниковои зоны, которая распространялась от Средиземного моря до Байкала. Они изображали не только женщин, но и животных, делались из бивня мамонта, из кости и даже из глины, смешанной с костной золой.
Много интересных находок было обнаружено в Костенках. Замечательными находками по передаче форм обнаженного женского тела и выразительности являются две статуэтки, обнаруженные здесь. В Костенках была найдена целая серия миниатюрных головок и фигур животных, вырезанных из мергеля — мягкого местного камня. Здесь есть хищники, например, лев и медведь, есть и превосходно оформленная голова верблюда. В Мальте и Бурети (на реке Ангаре) найдены скульптурные фигурки водоплавающих птиц, изображенных в полете, с длинной, вытянутой вперед шеей и массивной головой. Скорее всего, это гагары или лебеди.
Нередко первобытные художники придавали скульптурные формы простым бытовым вещам, например, кинжалам, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла.
Достаточно много о культуре верхнего палеолита могут рассказать погребения древних людей. Наиболее ранние могилы этого периода обнаружены в окрестностях Ментоны в Италии. Первобытные люди, хоронившие своих сородичей в ментонских гротах, клали их в одеждах, щедро украшенных морскими раковинами, браслетами и ожерельями из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Из орудий рядом с останками найдены кремневые пластины и костяные кинжаловидные острия. Умерших засыпали красной краской. Например, в пещерах Гримальди в окрестностях Ментоны найдены два скелета — юноши 15—17 лет и старухи, положенные на остывшее кострище в скорченном положении. На черепе юноши сохранились украшения от головного убора, которые состоят из четырех рядов просверленных морских раковин, на левой руке старухи — браслеты из таких же раковин. Кроме того, около туловища юноши находились кремневые пластины.
Много подобных погребений было обнаружено в Азии. Одно из них открыто в Мальте (Сибирь). Здесь найден скелет младенца, для которого устроили из плит известняка настоящую гробницу, спущенную в лесовидный суглинок под полом древнего жилища. Две плиты ограждали скелет с боков, а третья покрывала его сверху. Дно было укрыто красной охрой. Младенец лежал на спине. На голове его был тонкий, тщательно отшлифованный обруч из мамонтовой кости в виде диадемы. На груди находилось богатое ожерелье из 120 костяных бус и семи узорчатых подвесок, заканчивавшееся стилизованной фигуркой летящей птицы. На груди оказалась и вторая фигурка птички. В области таза была обнаружена круглая костяная бляха с узором в виде зигзагов, изображающих змей. У ног младенца лежал большой костяной наконечник копья, а также кремневые пластины и острие. На правой плечевой кости ребенка сохранились остатки костяного браслета. Как и все другие предметы, он был изготовлен из бивня мамонта.