Смекни!
smekni.com

Культура первобытного человека (стр. 4 из 5)

Интересные погребения были найдены также и в Костенках. Вместе с одним погребенным было положено 70 кремневых пластин, в том числе скребки и проколки, а также костяная игла с ушком. Кроме того, в могилу положили крупное костяное орудие, которое представляло собой лопаточку с рукояткой. Кости находились в прослойке красной охры. В качестве сиденья скелету служили также прослойки красной и желтой охры. Сверху могила была перекрыта лопаткой мамонта и костями лошади. Подобные погребения свидетельствуют о том, что в то далекое время уже сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи.

Первобытными людьми были созданы многие виды музыкальных инструментов: ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные, или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые из полого дерева или трубчатой кости. Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны. Музыка, как правило, сопровождала танцы, с помощью которых человек стремился изобразить сцены охоты, подвиги воинов.

На поселениях верхнего палеолита обнаружены трубчатые кости с боковыми отверстиями. На Украине, в районе Чернигова, в хижине из костей мамонта нашли две костяные колотушки, шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин и молоток из рога северного оленя. Некоторые ученые считают, что эти предметы являются музыкальными инструментами древнейшего оркестра.

Искусство Мезолита

Среди памятников культуры мезолитического населения Европы особое место принадлежит наскальным изображениям испанского Леванта (словом «Левант» обозначается в настоящее время восточное побережье Средиземного моря). Левантийские наскальные росписи настолько необычны по стилю и содержанию, что некоторые ученые пытались отнести их к более позднему, неолитическому периоду. Но против их гипотезы говорят многие факты, в том числе и тот, что в тех же пещерах есть более поздние, схематические абстрактные рисунки, нанесенные на более древние.

Наскальные изображения испанского Леванта, в отличие от палеолитических росписей, найденных в Испании и Франции, помещаются не .в темной глубине коридоров и камер, а в небольших навесах и гротах. Резко отличаются они от палеолитических изображений своими размерами. Вместо больших пещерных рисунков, часто равных по величине изображаемому животному — быку или дикой лошади, здесь преобладают миниатюрные фигуры, иногда совершенно незначительные по размеру. Например, человеческие фигурки в среднем имеют высоту 5 —10 см. Такие же небольшие и фигурки животных. А фигуры носорогов — длиною не более 14 см. Отличаются они и техникой росписи. В отличие от палеолитических художников, которые создавали многоцветные росписи, древние художники Леванта, как правило, употребляли только- черную или только красную краску. Только изредка они пользовались двумя цветами, но и тогда не вместе, а по отдельности, например, закрашивали всю фигуру человека красной, а одни только ноги черной краской.

Животные на левантийских росписях изображены мчащимися с бешеной скоростью. Они не просто бегут и прыгают, а как бы летят, распластавшись в воздухе всем своим телом, не прикасаясь копытами к земле, — настолько стремительно и неудержимо это движение. Таковой, например, является фигура разъяренного быка, преследующего охотника из грота Куэва Ремигия в ущелье Гасулья, такова фигура горного козла, который прыгает на стрелка с высоты.

Те же черты характерны для изображения людей. Детально и живо передают древние художники в росписях Леванта формы человеческого тела. Перед нашим взором на светло-сером скалистом фоне мелькают десятки и сотни гибких, полных стремительной энергии, человеческих тел, как правило, обнаженных и всегда очерченных с той же изящной четкостью, что и фигуры зверей.

Так, например, по мнению специалистов в этой области, подлинным шедевром первобытного искусства является фигура стрелка в большой сцене сражения. Изображена она на стене одного из гротов ущелья Гасулья. Маленькая красная фигурка стрелка полна одним стремлением, одним усилием, он весь в порыве и движении. С такой же выразительностью показаны фигуры и двух других стрелков, обнаруженных в той же пещере. На этот раз они направляют свои стрелы на горного козла, прыгающего сверху. Оба стрелка изображены в одинаковой позе. Они стоят, опираясь на одно колено, вытянув назад другую ногу и наклонив туловище вперед, навстречу животному.

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на эти рисунки, — непомерно узкое и длинное туловище, иногда имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня, как бы перехваченного в талии. И наоборот, в резком контрасте с этой узкой талией и туловищем находятся непропорционально массивные и детально обрисованные ноги с толстыми выпуклыми икрами и большая округлая голова, на которой часто показаны подробно вырисованные элементы головного убора. Иногда стилизация доходит до того, что все части тела фигуры, кроме головы, превращаются в узкие полоски. Тем не менее они очень выразительно передают движение человеческого тела и напряжение яростной борьбы.

Специалисты считают, что самые большие достижения искусства Леванта связаны с групповыми изображениями.

Эти рисунки оставляют далеко позади искусство палеолита. Одной из таких больших композиций является работа древнего художника в ущелье Гасулья. На рисунке с удивительной правдивостью показано, как одна группа воинов, вооруженных луками и стрелами, теснит другую в жестоком сражении. Справа находятся нападающие, слева — обороняющиеся. Фигуры нападающих неудержимо мчатся вперед, широко раскидывая на бегу ноги и осыпая своих врагов тучей стрел из туго натянутых луков.

В это время у многих художников возникает более ясное представление о глубине пространства. Об этом свидетельствует устойчивый и характерный композиционный прием, который обнаруживается на групповых рисунках. Так, например, на росписи из Куэвы Ремигии группа стоит вверху, а внизу виднеется распростертое тело человека, пронзенного стрелами. Как видно из рисунка, этот человек находится впереди, на переднем плане, а поражающие его стрелами люди стоят позади, то есть на заднем плане.

На наскальных росписях мы находим изображения самих людей, оставивших нам эти своеобразные сокровища первобытного искусства, их одежду или, чаще, заменяющие ее украшения, головные уборы, оружие. Как правило, мужчины показаны обнаженными. Лишь иногда, в отдельных случаях, на них что-то похожее на короткие штаны, которые даже не достигают колен. Зато всегда с особой тщательностью изображены такие детали, как бахрома или шнуры на поясе и у колен, составлявшие, наверное, предмет особой заботы и гордости их обладателей. Что-то похожее на такую же бахрому или накидку из шнуров иногда показано и на плечах людей. Бахрома эта причудливо развевается во время бега. Она придает мужским фигурам живописный и нарядный вид, подчеркивая быстроту их движений.

С такой же старательностью иногда вырисованы и головные уборы мужчин. То они из простых перьев, воткнутых в волосы, то в виде настоящей прически в разных вариантах, начиная от симметрично обрамляющих голову локонов и кончая сложными «сооружениями» из туго завязанных лент или бантов.

Как следует из росписей, видимо, основным занятием людей, которыми эти рисунки создавались, была охота на диких животных. В основном они охотились на благородного оленя и крупных быков. Однако на рисунках часто можно увидеть и изображения фигур горных козлов, кабанов.

Изредка на них показаны дикие ослы, а в одном случае — даже два носорога.

Охотничий лук представлен на рисунках двумя видами. На одних он имеет вид широкой и длинной дуги величиною с человека, если не более. Это простой лук, большой размер которого увеличивал силу его действия. На других рисунках лук показан с вогнутостью по середине. Возможно, это наиболее древний лук сложной конструкции, изгибающийся в обратном направлении, когда его освобождали от тетивы. Стрелы тоже не были одинаковыми. Они отличались друг от друга по форме наконечника и оперения. Хранились они в специальных, наверное, кожаных колчанах. Кроме стрел, потреблялись и метательные дротики. Целые пучки таких дротиков и стрел часто можно увидеть изображенными в руках охотников и воинов. Следует отметить, что в охоте принимали участие и собаки, кстати, единственное домашнее животное мезолитических племен Испании.

Зачастую рисунки рассказывают об отношениях между отдельными общинами, не всегда дружественных. На них показаны ожесточенные схватки и воины, убегающие от преследователей. Особенно выразительна фигура бегущего воина в навесе в ущелье Вальторта в провинции Кастельон. Низко пригнувшись к земле, он бежит, вытянув шею, преследуемый стрелами, две из которых уже впились ему в ногу. В навесе Мола Ремигия (ущелье Гасулья) сохранился превосходный рисунок, который передает сцену военного танца. Пять обнаженных воинов бегут друг за другом непрерывной цепочкой. Они бегут ритмически, подчиняясь в своих движениях одному такту, наверное, такту военной песни. Их тела одинаково наклонены вперед. В одной руке у них по пучку стрел, в другой — по луку, которые воинственно подняты кверху. Они бегут в одном направлении, угрожая неизвестным нам врагам. Впереди выделяется самая крепкая, коренастая фигура воина в пышном головном уборе. За ним торопятся другие. Это более тонкие и хрупкие фигуры. Скорее всего, это юноши.

Искусство Неолита

Изобретение в эпоху неолита керамики пробудило в людях того времени стремление делать вещи повседневного быта красивыми. Украшая замысловатыми узорами изготовленные им сосуды, человек с годами все более совершенствовал искусство орнамента, отмеченное все большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий.