Своеобразие этого стиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементов европейского классицизма и рококо с историческими традициями в шведской архитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски и чистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета, а в тончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных полутонов и оттенков.
Спокойная цветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавали атмосферу уравновешенности и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой и голубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.
Неповторимое обаяние густавианского стиля до сих пор имеет множество поклонников. И современные шведские интерьеры с белыми стеллажами и шкафами, дверцы которых сделаны из матового стекла, белыми стульями, открытыми полками, со светлым дощатым полом, с диванами, покрытыми льняными чехлами, с большими окнами, пропускающими в комнату много света, с легкими прозрачными занавесками тоже кажется «дышат» временем ГуставаIII.
Резюме. В этой главе мы узнали об историческом стиле страны. Шведы очень любят свои национальные особенности и чтут культурные традиции, бережно сохраняя памятники жизни и быта своих предков, даже чужеземным архитектурным формам здесь всегда придавали национальный характер, корнями уходящий в народное зодчество.
К бронзовому веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичные фигуры божеств, сцены охоты, битв, походов), орнаментированное оружие и утварь, к железному веку (с 6 в. до н. э.) и к 1-му тыс. н. э. – каменные стелы, богатейший плетёный орнамент «звериного стиля» на металле и резном дереве, изображения людей и животных, к «эпохе викингов» (кон. 8 – середина 11 вв.) – также каркасные постройки, повествовательные сцены на стелах. В 11–12 вв. строились грузные каменные церкви романского стиля (в Сигтуне, Старой Упсале, Лунде), в 13–15 вв. – готические храмы со стройными башнями (церковь Сторчюрка в Стокгольме, собор в Упсале), в 16 в. – замки (Грипсхольм, Вадстена, Кальмар) с чертами архитектуры Возрождения. В средние века выросли города с мелкой сетью узких улиц; развивались декоративная живопись и скульптура, книжная миниатюра. В 17 в. в духе барокко и классицизма строились городские дворцы и загородные резиденции с парками (арх. Ж. де Ла Балле, Н. Тессин Старший, Н. Тессин Младший); наряду с немецкими, французскими, нидерландскими художниками работали шведские мастера (И. Сильвиус, Д. Эренстраль). В 18 в. развиваются архитектура (К.Ф. Аделькранц) и скульптура (Ю.Т. Сергель) классицизма, бытовой жанр как в галантном духе рококо (Н. Лафренсен), так и в буржуазно-нравоучительном духе (П. Хиллестрём); блестящего расцвета достиг реалистический портрет (А. Рослин, К.Г. Пило, пастелист Г. Лундберг, миниатюрист П.А. Халль). Новые городские районы получали регулярную планировку. В 19 в. классицизм в архитектуре сменяется тяжеловесной эклектикой. В изобразительном искусстве 1-й половины 19 в. совершается поворот к романтизму, растет интерес к прошлому страны, к её природе и людям (живописцы Н. Бломмер, Э. Лундгрен, М. Ларсон, скульптор Ю.П. Мулин). Развитие реализма во 2-й половине 19 – начале 20 вв. достигло вершины в жизнеутверждающих портретах и жанровых композициях А. Цорна, в психологических портретах Э. Юсефсона, в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принца Евгения, в анималистических картинах Б. Лильефорса. Развивалась и официальная историческая живопись (Г. Сёдерстрём). В 20 в. начались поиски новых путей в архитектуре, связанные с национально-романтическими устремлениями (Ф. Буберг, К. Бергстен); на их основе формировались неоклассические направления (арх. Р. Эстберг, И. Тенгбом) и школа современной архитектуры, сочетающая принципы функционализма с чертами, близкими органической архитектуре (Г. Асплунд, С. Маркелиус, С. Бакстрём). Значителен вклад шведских архитекторов в разработку города-спутника (Веллингбю, Фарста близ Стокгольма, с развитой системой торгово-общественных центров), жилых районов с рациональной комплексной застройкой (микрорайоны в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё), типов башенного жилого дома. В скульптуре 20 в. выделяются монументально-декоративные работы К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда, сочетающие реализм изображения народной жизни с романтической символикой и фантастикой. В живописи значительны композиции С. Деркерт, Э. Юлина, А. Амелина, посвященные важным социальным темам, красочные картины И. Агели, И. Грюневальда, В. Нильсон, Л. Энгстрёма, С. Хальстрёма, зачастую символического характера. Техническая виртуозность, острота наблюдений отличают графические работы Ф. фон Шанца, К. Ду, Л. Линдеберга.
Резюме. Несмотря на длительную историю архитектуры и дизайна в Швеции распространены различные модернистские течения – от сюрреализма и абстракционизма (Э. Немес, Т. Ренквист) до поп-арта, концептуального искусства, гиперреализма.
Для крестьянских усадьб с низким потолком характерно небольшое количество мебели и контрастное сочетание белого с красным или красного с зеленым. Стены комнат покрытые деревянными панелями, красились в белые или зеленые цвета, а в обстановке обязательно присутствовали красные детали. В красный цвет традиционно красили и фасады домов.
Своеобразие густавианского стиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементов европейского классицизма и рококо с историческими традициями в шведской архитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски и чистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета, а в тончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных полутонов и оттенков.
Спокойная цветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавали атмосферу уравновешенности и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой и голубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.
Швеция является страной, простого и элегантного дизайна интерьера. В яркой, хорошо сфотографировала презентации, писатель Шерил жизни MacLachlan прекрасно охватывает суть шведского дизайна: чистые линии, бледные тона, натуральные материалы, мощное чувство света и пространства, и свежего фолк-арт шарм. Гостиная, спальня, столовая, кухня, и каждый заслуживает глава заполняется идеями по поводу стен, полов, окон, цвета, ткани, освещения и мебели. Разбросаны по всей являются советы по оформлению, такие как передача декоративный мотив к стене, установка привлекательным стол, и перемешивание собственные краски для аутентичный вид.
Резюме. Суть шведского дизайна: чистые линии, бледные тона, натуральные материалы, мощное чувство света и пространства. При этом современный дизайн обладает тремя качествами: он ярок, полон радости и неистребим.
Шведская декоративно-прикладная отрасль, которая насчитывает более ста лет, тесно связана с развитием современного индустриального общества в Швеции. Началось все в 1897 году на всемирной выставке в Стокгольме, где был представлен фарфор с заводов «Гюставсберга» и «Рёрстранда», расписанный такими дизайнерами как Гюнар Веннерберг и Альф Валландер. Здесь же впервые художник Карл Ларсон, воодушевленный английским движением Исскуств и Ремесел («Arts and Crafts») выставил рисунки интерьеров своего дома в Сундборне, где большинство мебели и тканей были спроектированы его женой Карин Ларсон. Эти светлые, простые, индивидуальные интерьеры привлекли международное внимание и по сей день являются отличительной чертой шведского дизайна.
В 1897 году, под впечатлением от рисунков Ларсона, изображавших уютное благополучие Элен Кей написала статью под названием «Красота в доме» (Beauty in the home), которая в последствии имела большое влияние. В 1899 году в следующей статье с таким же названием она выразила так сказать массовую потребность «красоты для всех» (beauty for all). В 1919 Грегор Паулсон, еще одна значительная фигура в истории раннего шведского дизайна, опубликовал свои идеи в книге под названием «Красивые вещи на каждый день» (More beautiful things for everyday use). Шведский дизайн до сих пор пропитан духом Грегора Паулсона и Элен Кей: дизайн для каждого, а не только для тех, кому это по карману.
С начала 20 в практически все производство предметов быта в Швеции стало развиваться в совершенно новом направлении. Обыкновенные вещи становились более изящными и уникальными нежели массовыми. В 1920е шведское прикладное искусство и ремесло стало известно на международном уровне как «Шведская Грация» («The Swedish Grace»), и в основном благодаря Саймону Гатэ и Эдварду Хальду. Они основали современный стиль шведского стекла который принес международную известность Оррефорскому стеклозаводу.
Царство Стекла (Glasriket) хранит вековые традиции стеклодувов. На небольшой площади расположено 11 уникальных стеклодувных посёлков, каждый с его собственными традициями и его собственной атмосферой. Добро пожаловать в стекольные цеха, где вы сможете воочию увидеть весь процесс создания стекла, как опытные стеклодувы превращают раскалённую до красного жара стеклянную массу в прекрасные изделия и красочные произведения искусства. Магазины при цехах предлагают большой выбор изделий из стекла и хрусталя по фабричным ценам, которые намного ниже цен в обычных магазинов. Невозможно найти два совершенно одинаковых изделия созданных вручную, но стеклянная посуда на полках всегда несет марку высокого качества стекольного производства. На выставках и в местных музеях, новый и современный дизайн показан бок о бок с уникальными собраниями старинной стеклянной посуды.