Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 8 из 19)

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон - это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис -бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была- Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419-ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицеи государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало "угодный богу Атону". Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы - "Беседа разочарованногососвоейдушой".

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами. Иероглифы - рисуночное символическое письмо - были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта. Характерно что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью). Тайна древнеегипетских иероглифов была разгадана лишь в XIX веке французским ученым Франсуа Шампольоном.

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение ? существа с головой человека и телом льва . Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы; его голова в 30 разбольше человеческой, а длина тела 57м.

Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства - это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849 - 1801 гг. до н.э.), стелла вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III, скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества. Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон, остается незыблемым. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью. Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи "утробные", глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце XXI - начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы -водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

В VI в. дон.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию - в честь Александра Македонского (356-323 до н.э.). Египетское жречество приветствовало нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы. Основанный Александром, город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства. Город, построенный архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени. В городе был построен знаменитый Александрийский маяк одно из семи "чудес света", высотой более 100м.


Дополнительный материал

Печатается по решению РИС НовГУ

Культурология: Метод. указания для студентов заочной формы обучения/Сост. В.П. Большаков.-2 изд., перераб.идоп.; НовГУ им. Ярослава Мудрого.- Новгород,1995.-27с.

Даны описание программы курса, рекомендации по его изучению, по необходимойлитературе, вопросы к зачету, а также темы, литература к темам, указания по выполнению и оформлению контрольных работ. Методические указания предназначены для студентов заочной формыобучения. ВВЕДЕНИЕ.

Сложность изучения курса "Культурология" определяется, кроме всего прочего, отсутствием специальных учебниковипособий. Поэтому особое значение приобретает работастудентаспервоисточниками и статьями по каждой из тем и некоторыми пособиями из смежных дисциплин. Программа курса предполагает ознакомление с теорией и историей культуры. Студенту предстоит освоить 7 тем, выполнить одну контрольнуюработуисдатьзачет.