Смекни!
smekni.com

Постановочный план спектакля по пьес Н.В. Гоголя "Ревизор" (стр. 9 из 11)

При казалось бы большом количестве персонажей, они не являются отдельными кусочками, а более представляют единый, взаимодействующий организм, в едином порыве, с единой мыслю, но с разным исполнением.

При работе над спектаклем мне хотелось насытить его различными эстрадными номерами, присущие ресторанному образу, который я тянул с самого начала. Велись переговоры с танцевальными коллективами (на производственной практике 3 курса, при постановке “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Гоголя у меня был опыт включения танцев в спектакль), но после просмотра нескольких предложений решили делать своими силами. Тем более в труппе было несколько девушек, которые занимались танцами. Так произошли сцена с показом “заведений” и восточные мотивы, которые были продуманы ещё до начала репетиций, но воплощены на сцене в репетициях.

Так же имело место добавление вокальных номеров, которые отражали бы суть спектакля. Выбор остановили на “провинциальном романсе" супругов Вайнаровских, который был пропет акапельно, в джазовой интерпретации.

В ткань спектакле были введены и акробатические номера, как то перевороты, падения, сальто.

Был составлен график репетиций: индивидуальные актёрские, репетиции по сценам и общие репетиции.

На индивидуальных встречах обсуждались персонажи, которых предстояло играть актёрам (надо заметить, что среди занятых в спектакле были ученики 9, 10 и 11 классов, а так же студент Самарского Медицинского Университета и студентка Самарского Государственного Университета, а так же педагог дополнительного образования). Это было тесное взаимное сотрудничество. На начальном этапе возникло разногласие с актёром, игравшем городничего. Столкнулись три точки зрения по поводу того, как играть Антона Антоновича. Актёр шёл от своей природы, личного опыта, прыгая по поверхности роли. Будучи режиссером, я копнул глубже, изучив сам персонаж, а не представления о нём. Началась подробная работа, учитывавшая интересы и актёра и режиссёра. При этом не было давления и деспотичной направленности по отношению ни к одному актёру. Всем было дано право импровизировать, но всё же в заданном квадрате, в заданных рамках, что совершенно не повлияло отрицательно на всю суть спектакля.

В руках моих был актёрский материал разного уровня подготовленности: 11 класс, с которыми уже не раз велась творческая совместная работа, которая приносила неплохие результаты (с 8 класса ставились рассказы (Чехов, Зощенко, Аверченко и др.), композиции (ко дню победы, творческие литературные вечера) и спектакли)

С ними было легко найти общий язык, многое понималось с полуслова. Они были не просто потребители режиссёрских идей, но и творцами, помощниками.

10 класс тоже активно был задействован в спектакле и ранее использовался, но по разным причинам у самих ребят не было цельности. Однако это не помешало быть собранными на репетиции и на показах. Однако с ними приходилось работать с удвоенной силой, часто показывая, повторяя, проходя с ними и за место их роли.

Интересно и приятно было работать со вторым руководителем коллектива. Однако и тут возникли трудности. Случалось так, что она, как человек опытный в актёрской среде, порой терялась. Однако собранность, целеустремлённость и внутренние человеческие данные помогли в работе.

Мне, как исполнителю одной из главных ролей не просто было совмещать одновременно роль актёра и роль режиссёра. Но продумывая заранее, дома все ходы, на репетиции удавалось больше, нежели если бы на сцене, при многочисленных актёрах, которые ждут своего выхода я стал бы думать куда пойти и какую мизансцену занять. Конечно были трудности, нельзя всё решить сразу. Многое рождалось на репетиции, каждый раз добавляя новую краску. Рисовал холст роли, делая рисунок объёмнее, достигая совершенства персонажа.

Оставаясь в зале один, приглушая свет, включая музыку я проживал весь спектакль. Действовал за каждого персонажа. Так родились сцены мечтаний Хлестакова и Городничего, необычные акценты в речи Осипа.

На сцене создавалась атмосфера некого вселенского ресторана, чиновничьего пира, провинциального кабаре с замашками иностранного. Всё крутится, вертится, поёт, прыгает, играет, порой не в такт, гротескно, пошло, но на потребу искушённому зрителю. Сцены от лирических ночных переходили в мистические, а порой даже страшные с чиновниками; весёлые, танцевальные номера сменялись не менее стремительными рассказами Хлестакова дома у Городничего. Всё безумно летит.

Всё это напомнило мне машину без тормозов: ловко сворачивающая на поворотах в итоге улетает в пропасть.

“Зерно” роли.

Антон Антонович Сквозник-Дмухновский, городничий - Верстовой столб (городничий постоянно находится в пограничном состоянии, и нашим и вашим. Нечто большое, величественное, с одной стороны указывающее путь, с другой преграждающее).

Анна Андреевна, жена его - арбуз на деревенской бахче (с виду необычное, напыщенное, красивое, а по сути - рыхлое, провинциальное, неинтересное)

Марья Антоновна, дочь его - булочка с пылу с жару (нечто соблазнительное для изголодавшего человека, пышные формы, предлагающие сами себя, словно говоря: “Съешь меня! ”)

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ - престарелая библиотечная серая моль (пугливое существо, появление которого не вызывает в обществе даже какого либо колыхания. Как данность: есть и есть)

Жена Луки Лукича Хлопова - мухобойка (многие имеют власть над Хлоповым, но всё таки он может выпорхнуть из лап того или иного чиновника, но вот кого он поистине боится, так это жена)

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья - борзой, но не щенок (дерзкий, статный, настоящий охотник, который может и Городничему прямо в глаза правду сказать и урвать кусок побольше)

Три дочери Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина - образ трёх обезьян (ничего не слышу, ничего не вижу, ничего никому не скажу, но только всё наоборот)

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений - замызганный платок (нечто неприятное, к которому лишний раз не подойдёшь, но в то же время при болезни очень нужный аксессуар)

Супруга Артемия Филипповича Земляники - железный жердь (холодное, несгибаемое, ничего не значащее, но находящееся на виду)

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер - почтовый конверт (летящий от одного к другому, частенько пахнущий духами, знающий больше остальных, держащий много секретов, которые с удовольствием распечатывает при случае)

Петр Иванович Добчинский - Бобчинский, городской помещик, сумасшедший - суетливый кузнечик (прыгает, бегает, скачет, суетливо говорит - два в одном)

Две дамы Петра Ивановича - двойной батончик шоколадки (если Пётр Иванович - это два в одном, то дамы его это одна в двух, словно “баунти" в одной упаковки два кусочка, дополняющих целое - сладкие, даже приторные, но ими не насытишься - слишком пустые)

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга - барабан государственного оркестра (раздувающий свою значимость, шумя, стуча, но на самом деле оставаясь полым внутри. Пустым, не наполненным сутью. Простой столичный барабан)

Осип, слуга его - балалайка (звонкий, громкий, быстрый, суетливый, но старый и порой брюзжащий)

Официантка в трактире - старая деревянная ложка (местами треснувшая, надоевшая, но без неё никуда: любое блюдо только с ней)

Мишка, слуга в доме городничего - веник (то тут, то там убирает за хозяевами, подбирает)

5. Композиция спектакля

1. Начало. Известие о ревизоре

2. Встреча Городничего и Хлестакова

3. Смотр заведений

4. Что у трезвого на уме… (Хлестаков в доме городничего)

5. Правила дачи взяток

6. Любовная интрижка

7. Окончание. Известие о ревизоре

Выделив основные сцены я принялся за компоновку композиции.

Имея некоторый опыт написания сценариев, в своей работе над “Ревизором” я постарался сразу, при составлении текста прописывать режиссёрские ремарки. Компонуя и переставляя сцены, добавляя или удаляя слова героев пьесы я добился чётко выверенной композиции на час сценического времени.

6. Темпо-ритмическая партитура

1. Начало.

Т

Е

М

П

Е

Е

Р

А

Т

У

Р

А

1. Бал у городничего

2. Письмо о приезде ревизора

3. Ревизор в городе по словам Бобчинского-Добчинского

4. Указания городничего.

2. Встреча городничего и Хлестакова

Т

Е

М

П

Е

Е

Р

А

Т

У

Р

А

1. Монолог Осипа

2. Вход Хлестакова

3. Неприятный обед

4. Разговор городничего

5. Предложение переезда в дом городничего

3. Смотр Заведений

Т 1. Появление девушек

Е 2. Появление чиновников - официантов

М 3. Опьянение Хлестакова

П 4. Встреча городничим и его женой в доме

Е

Е

Р

А

Т

У

Р

А

4. Что у трезвого на уме… (в доме у городничего)

Т

Е

М

П