Смекни!
smekni.com

Постройки петровского времени в Петербурге (стр. 3 из 5)

После смерти Петра I (1725 г.) в Летнем дворце проживали члены императорской фамилии и придворные. С 40-х гг. 18 в. Летний дворец сдавался на лето сановникам (в результате многочисленных переделок искажено первоначальное убранство интерьеров, исчезли многие реликвии, связанные с Петром I). С 1840-х гг. Летний дворец пустовал (доступ для осмотра был открыт лишь высокопоставленным особам с разрешения гофинтендантской конторы). В конце 19-начале 20 вв. в Летнем дворце устраивались исторические и художественные выставки. В 1923-25 гг. в Летнем дворце историко-бытовой музей, в дальнейшем дворец использовался для выставок. С 1934 г. Летний дворец - историко-бытовой мемориальный музей, посвящённый эпохе Петра I. С началом Великой Отечественной войны большая часть экспонатов была эвакуирована, фасады дворца покрыты камуфляжной окраской, окна закрыты специальными щитами. В результате артобстрелов Летний дворец получил повреждения. После ремонта в 1947 г. дворец открыт для посетителей. В1949-53 гг. восстановлены 7 живописных плафонов, в конце 50-х – начале 60-х гг. проведена комплексная реставрация Летнего дворца, восстановлены интерьеры начала 18 в. В экспозиции Летнего дворца – произведения живописи западноевропейских мастеров начала 18 в., подлинные мебель, предметы быта, костюмы Петра I, токарные станки конструкции А.К.Нартова, на которых работал Петр I, и другие реликвии. В помещении токарной находится уникальный ветровой прибор, соединённый с флюгером на крыше дворца и показывающий направление и скорость ветра.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец на Васильевском острове - первое монументальное жилое каменное здание в Санкт-Петербурге. Оно было построено для светлейшего князя А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I.

В 1868 году малограмотный сын конюха, Александр Данилович Меншиков, стал денщиком Петра I. С 1697 он - неразлучный друг государя, сопровождавший его во всех поездках. Благодаря своей преданности и усердию, незаурядным военным и административным способностям Меншиков приобрел большое влияние при дворе царя и получил титул князя. В 1703 году был назначен Петром I губернатором Ингерманландии, впоследствии названной Санкт-Петербургской губернией. В мае 1710 года после пятилетнего отсутствия Меншиков вернулся в Петербург как герой сражений на Балтике и Полтаве и занялся строительством своей официальной резиденции на Васильевском острове, который был пожалован ему Петром I. Строительство дворца было начато в 1710 году по проекту архитектора Джованни Марио Фонтана и завершено в 1721 архитектором Иоганном Готфридом Шеделем. Архитектура дворца соответствовала стилю петровского барокко. Первоначально дворец состоял из основного корпуса, выходившего своим фасадом на Неву - главный проспект того времени, и нескольких флигелей, ограничивающих небольшой двор. На прилегающей к дворцу территории был разбит регулярный сад, ныне не сохранившийся. Его украшали многочисленные скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты и оранжереи с диковинными растениями. Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом.

Дворец выглядел довольно внушительно: его главный фасад украшали три яруса пилястр и резные каменные капители. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. В архитектурном убранстве дворца смешались разные стили: строго симметричная планировка и высокий сквозной вестибюль с аркадами, напоминающий палаццо, вызывают ассоциации с Италией, а раскрашенные кобальтом кафельные плитки, которыми облицованы стены, потолки и печи являются характерными элементами голландского стиля.

В отделке внутренних помещений использовались золото, серебро, мрамор, самые дорогие сорта дерева, декоративная живопись и лепка, расписные голландские плитки, античная и современная итальянская скульптура, большие венецианские зеркала, хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые китайские обои. Мебельные гарнитуры были не менее роскошны - стулья и диваны с княжескими гербами на высоких спинках, столы на золоченых ножках. Во дворце хранились богатейшие для своего времени собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, нумизматики.

В отличие от Петра I, предпочитавшего скромность в быту, Меншиков любил роскошь и жил на широкую ногу. Его дворец был самым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившим даже царские хоромы. Поэтому именно дворец светлейшего князя часто служил местом торжественных официальных приемов, знаменитых петровских ассамблей и празднеств.

Дворец был настолько великолепен, что поговаривали, что свои хоромы Меншиков построил на "сэкономленных материалах да на казенных деньгах", и будто бы Петр I, узнав об этом, вызвал к себе светлейшего князя и поколотил его своей дубинкой.

После смерти Петра I Меншиков помог Екатерине I взойти на престол, и в годы ее царствования был фактическим правителем России. Но в 1727 году князьям Долгоруким удалось восстановить против него Петра II: Меншикова обвинили в государственной измене и хищении казны и сослали сначала в Раненбург, затем в Березов. В 1728 году все имущество светлейшего князя, составлявшее на тот момент 90 тысяч душ, многочисленные деревни, 13 млн. рублей, несколько сотен пудов золота, серебра, бриллиантов и др., было конфисковано, а сам дворец был передан Сухопутному шляхетному (впоследствии - Первому кадетскому) корпусу. Для нужд этого учебного заведения возводились новые здания и флигеля, а в бывшем дворце были проведены значительные переделки. В 1888 году значительную часть дворца занял Музей Первого кадетского корпуса.

Революционные события начала 20 века пагубно сказались на внутреннем убранстве дворца: его залы были разграблены, а музей разорен и закрыт. В советские годы в здании размещались различные учреждения, и лишь в 1967 году оно было предано Государственному Эрмитажу.

После реставрации, осуществленной в 1970-х годах, во дворце разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, посвященная русской культуре начала 18 века. В 1981 году музей принял первых посетителей.

Дворец хорошо сохранился и имеет большую архитектурную ценность, как одна из самых первых построек петровского времени.

Меншиковский дворец — во многом примечательная постройка. В ней сосуществуют как исконно русские, так и свойственные западноевропейской архитектуре строительные приемы. Так, например, поэтажное применение ордера в декоре фасада восходит к палаццо итальянского Возрождения, а целая "коллекция" сводов заимствована из арсенала древнерусского зодчества. Последнее доказывает, что в Петербурге работали мастера — выходцы из разных городов России.

Зимний дворец.

Первый "Зимний дом" для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй – на месте современного Эрмитажного театра (1716-19, арх. Г.И. Маттарнови; перестроен в 1720-х гг., арх. Д. Трезини). В1732 В.В. Расстрели начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвертый (временный) деревянный Зимний дворец был построен Растрелли в 1755 на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки (уничтожен в 1762). Ныне существующий, пятый Зимний дворец построен в 1754-62(арх. В.В Растрелли) на месте разобранного третьего. Здание решено в виде замкнутого каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 помещений) и его различно решённые, согласованные с окружением фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то, широко расставляя, обнажает плоскость стены) создают впечатление пластичной мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (сложная рельефная орнаментика, декор, скульптура над парапетами и многочисленными фронтонами, кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами интерьеров подчёркивает парадное назначение сооружения. Интерьеры Зимнего дворца неоднократно перестраивались. В 1892-94 обветшавшие скульптуры из пудожского известняка заменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни.

С 1760-х гг. Зимний дворец – резиденция российских императоров. В 1780-90-х гг. анфилада парадных залов с окнами на Неву перестроена в классическом стиле (арх. Дж. Кварнеги, И.Е. Старов), в новом корпусе, соединившем Зимний дворец с М. Эрмитажем (арх. Кварнеги), создан парадный Георгиевский зал (др. залы - Александровский, Белый, Николаевский, Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый и пр.). В Зимнем дворце проходили торжественные " выходы" императоров, приёмы, балы и другие церемонии. В "Сокровищнице" хранились императорские регалии (корона, скипетр, держава), многочисленные драгоценности и реликвии. Главный вход в Зимний дворец - Иорданский подъезд со стороны Дворцовой набережной (через него в праздник крещения члены императорской фамилии и высшее духовенство выходили к Неве для обряда водосвятия к специальному павильону – "иордани", в1920-х гг. подъезд стал главным входом в Эрмитаж и до 1930-х гг. назывался Экскурсионным). 2-й подъезд ("Его величества") выходил на бывшую Разводную площадь между Зимним дворцом и Главным Адмиралтейством, где в присутствии императора проводились разводы караулов и смотры войск. На Дворцовую площадь выходили подъезд "Её величества" (вёл в покои императрицы) и Комендантский.