Смекни!
smekni.com

Постройки петровского времени в Петербурге (стр. 4 из 5)

В 1826 в Зимнем дворце открыта Военная галерея 1812 года. После катастрофического пожара 1837 дворец в небывало короткие сроки (1838-39) восстановлен (все основные работы завершены в 1840). После убийства народовольцами Александра II император Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину, в Зимнем дворце проводились лишь некоторые особо торжественные церемонии. С воцарением императора Николая II (1894) императорская фамилия вновь вернулась в Зимний дворец (бывшие покои Николая I в бельэтаже были заново отделаны в стиле "модерн"), однако в 1904 резиденция была перенесена в Царское Село. В конце 19 века Зимний дворец окрашен в тёмно-красный цвет. С началом 1-й мировой войны в части Зимнего дворца размещён госпиталь. С1917 Зимний дворец-резиденция Временного правительства, которое разместилось в бывших покоях Николая II (премьер-министр А.Ф. Керенский занял покои Александра III). В 1918 Зимний дворец переименован во Дворец искусств (название не прижилось). В 1918-45 в части помещений Зимнего дворца размещался Музей революции. До 1922 в Зимнем дворце находились Приёмный пункт для военнопленных старой армии, Общежитие детской колонии дошкольного возраста, Штаб по устройству массовых торжеств и другие учреждения. Гербовый зал использовался для театральных представлений, Николаевский переоборудован под кинематограф. В 1922 большая часть Зимнего дворца передана Государственному Эрмитажу. В 1920-30-х гг. проведены широкомасштабные реставрационные работы (в 1938 восстановлена Растреллиевская галерея, в 1940 раскрыт Большой зал, вместо сооруженных в конце 18-начале 19 вв. 64 комнат фрейлин восстановлены 17 первоначальных залов). Во время блокады Зимний дворец повреждён попаданиями артиллеристских снарядов и авиабомб. Ремонтные работы начаты в мае 1942, в ноябре 1945 открыты для посетителей первые 69 залов (в том же году весь Зимний дворец передан Государственному Эрмитажу). В 1946 фасады Зимнего дворца окрашены в первоначальный бирюзовый цвет. Реставрация большинства залов и помещений осуществлена в 1940-50-х гг., интерьеров Большой церкви, Александровского и Малахитового залов – в 1960-х гг. В 1971 в составе Государственного Эрмитажа созданы Реставрационные мастерские, которые ведут работы по восстановлению и сохранению Зимнего дворца.

Петропавловская крепость.

Петропавловская крепость – историческое ядро Санкт-Петербурга, военно-инженерный, архитектурный и исторический памятник. Заложена по повелению и плану Петра I 16 мая 1703 года на Заячьем острове (эта дата считается днём рождения города), соединена с Петроградским островом Иоанновским и Кронверкским мостами. До 1914 официальное название Санкт-Петербургская крепость, в 1914-17 – Петроградская крепость, народное название Петропавловская крепость (возникло в начале 18 в. после постройки Петропавловского собора) утвердилось как официальное с 1917.

В плане Петропавловская крепость представляет собой вытянутый с Запада на Восток неправильный шестиугольник, на углах которого 6 бастионов. Строительство Петропавловской крепости велось "с крайним поспешанием", за ним лично надзирали Пётр I и его ближайшие сподвижники (отсюда названия бастионов: Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков).

Первоначальные укрепления Петропавловской крепости были земляными, в 1706-40 они перестроены в кирпиче (в 1705-34 работами руководил архитектор Д. Трезини), в 1779-86 стены со стороны Невы облицованы блоками гранита. Для обороны северных подступов к Петропавловской крепости в 1705-08 на южном берегу Городского острова сооружён Кронверк; для подвоза строительных материалов и снабжения гарнизона водой внутри Петропавловской крепости прорыт канал (засыпан в 1882). В восточной стене Петропавловской крепости – парадные Петровские ворота, в западной – Васильевские (1703, перестроены в 1729-30 и в конце 18 века, в 1850-х годах разобраны, воссозданы в 1954), в северных стенах – Кронверские (1703, перестроены в 1708-09) и Никольские (1703, перестроены в 1729, в конце 18 века и в 1874), в южной – Невские ворота, которые вели к Невской пристани. В 1731-40 с восточной наружной стороны построен Иоанновский равелин, в 1733-40 с западной стороны – Алексеевский равелин. В 1712-33 на месте деревянной церкви Петра и Павла сооружён каменный Петропавловский собор, который стал усыпальницей российских императоров. В 1743-46 построен Комендантский дом, в 1748-49 – Обер-офицерская гауптвахта и так называемый Инженерный дом, в 1761-62 - так называемый Ботный дом для хранения "дедушки русского флота" - ботика Петра I, в 1751 – так называемый Обер-офицерский дом (перестроен в 1843-44), в 1758 – так называемый Плац-майорский дом (перестроен в 1843-44), в 1749 – здание Казначейства (перестроено в 1836-37), в 1796-1805 – комплекс Монетного двора, в 1801-02 – Артиллеристский цейхгауз, в 1896-1908 - здание Великокняжеской усыпальницы. Кроме того, в 18-19 веках на территории Петропавловской крепости сооружены 6 жилых зданий, здание бывшего Военно-исторического архива и каретник. В конце 18 – начале 19 веков Петропавловская крепость утратила военное значение (однако в период Отечественной войны 1812 и Крымской войны 1853-56 вновь приводилась в боевую готовность), с начала 18 века её казематы использовались для содержания особо важных заключенных. К концу 18 века Петропавловская крепость стала главной политической тюрьмой России: в ней были заключены А.Н. Радищев, многие декабристы, петрашевцы, революционеры 1860-х годов (Н.Г. Чернышевский, М.Л. Михайлов, Д.И. Писарев и другие). В 1870-72 воздвигнута тюрьма Трубецкого бастиона.

С 1920-х годов Петропавловская крепость – историко-революционый музей. В1932-33 в помещении Иоанновского равелина размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамической лаборатории. В годы Великой Отечественной войны многие постройки Петропавловской крепости повреждены артобстрелами и бомбёжками. В 1951 начаты реставрационные работы, в ходе которых устранены разрушения, благоустроена территория, установлены фонари, изготовленные в формах 19 века, стены облицованы влагоустойчивым кирпичом, восстановлены гранитная облицовка выходящих к Неве стен, фасады и интерьеры многих зданий. С 1957 со стены Нарышкинского бастиона производится сигнальный полуденный пушечный выстрел (традиция, существовавшая с начала 18 века).

Петропавловский собор.

Петропавловский собор Петропавловской крепости, памятник архитектуры петровского барокко. Построен в 1712-33 (архитектор Д. Трезини) на месте деревянной церкви 1703. Его доминантой является многоярусная колокольня на западном фасаде, увенчанная высоким золочёным шпилем с флюгером в виде летящего ангела (общая высота 122,5 м); мотив волют на ярусах усиливает впечатление стройности её пирамидального силуэта. План собора нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание зального типа разделено на 3 нефа массивными пилонами с раскрепованными пилястрами, поддерживающими крестовые своды; собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами и заканчивающимся небольшой главкой. В интерьере великолепный резной деревянный позолоченный иконостас в виде триумфальных ворот, выполненный в 1722-26 в традициях европейского барокко.

Собор являлся усыпальницей российских императоров, начиная с Петра I. Колокольня в 1756 пострадала от пожара и была восстановлена в прежнем виде после 1766. В 1857-58 деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Петропавловский собор играет важнейшую роль в городском пейзаже и является одним из ведущих сооружений в панораме берегов Невы в центре Санкт-Петербурга.

В 1720-х годах на колокольне Петропавловского собора установлены часы "с курантами в 35 колоколов" (куплены в Голландии за 45 тысяч рублей), при пожаре 1756 они погибли. В 1776 смонтированы новые часы (изготовлены в Голландии в 1757-60; мастер Б.Ф. Оорт Красс), куранты которых отбивали ¼ часа, полчаса, час, после чего вызванивали мелодию "Коль славен", а в полдень и полночь – "Боже, царя храни". В советское время куранты стали исполнять "Интернационал", после реставрации 1952 – Гимн Советского Союза (в 6, 12, 18 и 24 часа).

Кунсткамера

Кунсткамера (от немец. Kunstkammer – кабинет редкостей, музей) – старейший музей России. Основан в 1714 на базе личных коллекций Петра I, приобретённых им во время путешествий в Западную Европу (помещались в Летнем дворце Петра I). Пополнялась отечественными и иностранными материалами и в 1719 была открыта для обозрения в Кикиных палатах. В 1724 вошла в состав Академии Наук и превратилась в комплексный музей (собрание коллекций минералов, скелетов животных и птиц, многочисленных анатомических аномалий, произведения искусства, коллекция оружия, после смерти Петра I – мемориальный комплекс, посвященный его памяти). С 1727 Кунсткамера помещалась в специальном построенном для неё здании (1718-34, архитекторы М.Г. Земцов, Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери), состоящем из двух скромных 3-этажных корпусов в формах, характерных для петровского зодчества, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Благодаря значительным размерам и высотной композиции башни здание Кунсткамеры играло в 18 веке большую роль в ансамбле центра города. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический т-р, в башне – "Готторпский" глобус и обсерватория, в западной – учреждения АН. Кунсткамера сыграла значительную роль в развитии естественных знаний в России. Здесь работали М.В. Ломоносов, П.С. Паллас, В.М. Севергин. В 1777-79 интерьеры 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных, в 1819-25 – росписями. Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. Ныне в здании Кунсткамеры располагаются Музей антропологии и этнографии АН РФ имени Петра Великого, Мемориальный музей М.В. Ломоносова, Институт этнологии и этнической антропологии АН РФ.